Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
D43kv3 thumb
10/10

"Неблагодарное это дело, бить красных..." (с)

Рецензия на фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих»

1333 thumb
Пролог
 
Сын мой, настанет час такой,
Что ты проснёшься с рассветом на корабле
И встанешь твёрдо на палубе
Лицом к океану жизни
И в тебе воплотятся наши мечты:
Из дедовской лодки вырос корабль!
Вот он, гордость наша,
Плывёт он свободный,
И для него не страшны бури!
Сын мой, будь достойным
Принять наше знамя
Доброю волей и верной рукой,
А в дорогу возьми с собой
Веру мою в счастье твоё,
В грядущий мир -
Он придёт,
Придёт для всех людей!
  
***
      Неблагодарное это дело - писать отстраненно-нейтральный очерк на многими любимый дебютный фильм талантливого режиссера и неординарной личности Н.С. Михалкова. Отчего же неблагодарное? Попробуем разобраться по порядку, ведь многое в ленте спорно и неоднозначно, как и жизнь и творческий путь знаменитого режиссера.
 
     Жанр. Детектив, приключения, боевик, исторический - так указано в аннотации на Кинокопилке.  Безусловно, так или иначе в сценарии присутствуют элементы каждого из перечисленных жанров.  Где золото - там и приключения, где расследование преступления - там и детектив, а уж погони, перестрелки, галоп на лошадях и даже классическое ограбление поезда - очевидно дают голос в пользу приключений. Более того, не официально "Свой среди..." можно отнести даже к вестернам. Ведь ряд художественных особенностей ( "хорошие" и "плохие" герои, погони и перестрелки, кони и револьверы, горы, степи, дикая природа и т. п) говорят в пользу вестерна. Или истерна, или как его иногда называли западные критики - "борщ-вестерн", намекающий на советскую принадлежность  по аналогии со "спагетти-вестернами". К раскрытию историко-идеологической подоплеки вернемся чуть ниже.
 
       Итак, детектив, боевик, советский истерн - но так ли просто классифицировать работу такого необычного режиссера и человека, как Никита Михалков? Да, тогда еще не было его блестящих лент, которые принято иногда называть "камерными". Таких, как "Раба любви", "Неоконченная пъеса", "Пять вечеров", "Родня". "Камерный" - термин спорный, но пришлось употребить его чтобы приблизительно охарактеризовать уникальность советского этапа творчества Никиты Сергеевича. Все эти ленты носят отпечаток свежести в тогдашнем кинематографе, легкости и изящности и, вместе с тем, глубины исследования душ и непрямыми методами воздействия на зрителя. Не говорить ему (зрителю) что это так, а то - вот так, а предлагать ему возможность самому проникнуть в духовный мир картины, почувствовать нравственный конфликт и самому задаться вопросами. И пробовать ответить себе.  Отмечу также "аполитичность" (с некоторыми оговорками на "Рабу любви" ) этого этапа и концентрацию на гуманистических аспектах.
 
       Есть и следующий этап в пути Михалкова-режиссера. Условно можно обозначить его трилогией "Утомленные солнцем", "Сибирским цирюльником" и "12". Спорный и неодназначный этап, который по разному восприняла как широкая общественность, так и старые поклонники режиссера. Рассматривать эти вопросы и мое отношение (весьма неоднозначное, надо сказать) - не уважать время читателей этой рецензии, потому остановимся лишь на том, что обозначим харизматичность режиссера (и уже политического и общественного деятеля), который никогда не останавливается в духовном и мировоззренческом поиске.
 
      Столь пространное отступление от непосредственно рассматриваемого фильма было необходимо для завершения мысли о жанровой принадлежности. Сквозь призму всего творчества Михалкова, его режиссерский дебют слишком примитивно назвать "приключениями, детективом и боевиком", как примитивно причислить его и к "истерну" или фильму о гражданской войне. Как и большинство остальных работ режиссера, "Свой среди..." - это полигон духовных поисков, мировоззренческих конфликтов автора. На том этапе его жизни и личностного развития, естественно. Обличенный, правда, в увлекательную форму и неординарно и талантливо реализованный.  Так что все элементы разных жанров являются больше формой, нежели содержанием и подчинены "директору полигона". Что правда - фильм вышел довольно идеализированно-наивным и несколько утопическим с точки зрения реалиста. Но предположу, что может именно это и добавляет ностальгической и романтической привязанности к нему.
 
      Следует отметить, что дебют вышел шикарным не только в смысле результата, но и в смысле возможностей и ресурсов, которые оказались под рукой у автора. Ряд блестящих актеров, один из которых был чуть ли ни в "основном составе" у Тарковского (Солоницин) А так же Кайдановский, Богатырев, Калягин, Шакуров, Адабашьян Пороховщиков и Райкин-младший. Не каждому начинающему режиссеру были доступны такие возможности. Но это не тот случай, когда покровительство отца - плохо. Благодаря этому фильм вышел таким, как его любит бесчисленное множество зрителей разных поколений. 
 
Еще немного интересных фактов о создании фильма. 
 
    Никита Михалков вспоминает о сцене ограбления поезда:
- В обеденный перерыв группа каскадёров обсуждала сцену ограбления поезда: как надо прыгать на поезд, с какой скоростью он должен идти, как лошади должны скакать. И всё это долго, обстоятельно. А моя "банда" состояла вся из местных. Там был молодой такой красавец с пышными усами. Услышал он разговор, вскочил на коня, догнал поезд, который шёл в депо «на обед». Прыгнул с седла на поезд, потом обратно прыгнул в седло и, усмехаясь, вернулся на место. Каскадёров это подкосило абсолютно. У меня много местных снималось. Отчаянные ребята. Приходят, спрашивают: "Оружие вы будете давать, или нам своё принести?" Построили мы массовку, рассчитали на первый-второй. Сказали: первые — пассажиры ограбленного поезда, вторые — разбойники. Чеченцы все из первых ушли в разбойники. Сказали: "Меня грабить? Вы что?" Для них это было оскорбительно.
 
         На Никиту Михалкова едва не завели уголовное дело по обвинению во взяточничестве. Для съёмок в массовке были приглашены местные жители. Администратор объявил: "Нужно приходить с паспортом, конный — 10 рублей в день, пеший — 5". Разумеется, имелся в виду гонорар за съёмку, но актёры массовки, воспитанные в традициях местного менталитета, решили, что речь идёт о взятках за право на участие в съёмке. И вложили в свои паспорта — кто десятку, кто пятёрку. В результате режиссёр сумел отбиться от претензий ОБХСС только благодаря своему знаменитому отцу.
 
    ...Я прошу прощения за лирическое отступление от темы. Конечно это не мои собственные мысли, а информация, взятая из интернета. Если было ново и интересно - значит я пошел против своих творческих традиций не напрасно.
 
***
 
      Наверно пришла пора коснуться сюжета, смысла и анонсированной ранее исторической канвы картины. Собрано золото. Оно отобрано у одних людей, которые считают его своим по праву, в пользу других, которые вот-вот умрут от голода. Оно собрано, не попало в карманы собиравших и отправлено в Центр, чтобы спасти людей от смерти. Четыре главных героя, четыре друга, четыре товарища по оружию, четыре идейных борца за свои идеалы. "Победа! Равенство! Братство!" (с). Касаясь исторического аспекта, оставим за бортом историю Революции, гражданской войны, путь РСДРП(б) и компартии. За бортом также остается справедливость сбора золота и драгоценностей и отношение автора рецензии к моральной стороне этого аспекта. Как много слабых душ, которых это золото способно ввести в искушение. К бабке не ходи - помощь голодающим Поволжья под угрозой. Тут и сброд бандитов-кавалеристов и убежденные противники советской власти и просто обыватели, мечтающие погреться у костра богатства. Поневоле начнешь сомневаться не то что в старых боевых товарищах... чего там - уже сам себе не веришь... что такое может случиться. 
 
   ... История мужской дружбы, верности светлым идеям и сага о черных сомнениях и подозрениях в предательстве. Что перевесит? Был ли искреннен Никита Сергеевич на своем "полигоне"? Равенство и братство не вяжется с его современным положением в обществе. С мигалками и многими постами и регалиями. Но ведь кино - часть мировоззренческого пути автора. Нет, не вправе зритель с упреком думать о искренности автора фильма. Скорее всего - это и есть стройная философия фильма. Вернее не фильма, а философии градуса восприятия его зрителем. Чистота идеалов в теории и мечтах и суровая проверка на деле. Если конечно Вам доведется воевать за благо народа, равенство, братство. И хочется верить в пролог с песней Градского и эпилог с жизнеутверждающей гениальной музыкой Артемьева...
@ Sun, 26 Oct 2014 22:08:30 +0300

Комментарии к рецензии (42)

vk203035121
  • Кинолюбитель
  • Sun, 26 Oct 2014 22:23:33 +0300

Классно написано, легко и увлекательно. Значит, все-таки на правильную лошадь поставлено) респект

vaxmurka

Сухо
И все правильно и чинно
Но для меня этот фильм не просто... Я сама своя среди чужих, и чужая среди своих.. Поэтому.. Ничего не ставлю((

d43kv3
black sails писал:

Классно написано, легко и увлекательно. Значит, все-таки на правильную лошадь поставлено) респект

Ну после такого поощрения в первом комментарии не грех и самому себе плюсануть smile

Grannatt
  • Кинокритик
  • Mon, 27 Oct 2014 00:13:14 +0300

Господи, да почему же снова такой "кирпич" вместо академически-описательной рецензии? confused Нейтральная оценка? Где она? Вместо неё "…и всех скорбей развёрнутое знамя в ветрах тоски уныло шелестит..."
Как пить дать не захотела бы посмотреть "Своего..." после Вашего текста, хотя фильм преданно люблю, видела не раз и непременно (не благодаря, а вопреки рецензии) пересмотрю ещё.

d43kv3
Grannatt писал:

Господи, да почему же снова такой "кирпич" вместо академически-описательной рецензии? confused Нейтральная оценка? Где она? Вместо неё "…и всех скорбей развёрнутое знамя в ветрах тоски уныло шелестит..."
Как пить дать не захотела бы посмотреть "Своего..." после Вашего текста, хотя фильм преданно люблю, видела не раз и непременно (не благодаря, а вопреки рецензии) пересмотрю ещё.

Очень интересно было бы прочесть вашу академически-описательную рецензию на этот фильм. С нейтральной оценкой. Как раз вашу первую. Заодно показали бы мне как надо. Ведь из вашего комментария я этого не пойму, как бы ни старался. Без этого ваша критика на эту рецензию так и останется загадкой для меня и не более, чем вашими субъективными впечатлениями.

Grannatt
  • Кинокритик
  • Mon, 27 Oct 2014 09:54:04 +0300
нИк...То писал:

Очень интересно было бы прочесть вашу академически-описательную рецензию на этот фильм. С нейтральной оценкой. Как раз вашу первую. Заодно показали бы мне как надо. Ведь из вашего комментария я этого не пойму, как бы ни старался. Без этого ваша критика на эту рецензию так и останется загадкой для меня и не более, чем вашими субъективными впечатлениями.

Не в первый раз наблюдаю Вашу тягу переложить свои полномочия рецензента на судейский состав. Однако в данном турнире каждый из нас должен выполнять собственные, а не чужие обязанности (кто на что подрядился): судьи – судить, участники – сочинять рецензии. "Тень, знай своё место!" Вы сделали своё дело (написали рецензию), а я – своё (её оценила), и бросать "в воздух чепчики" или язвительные выпады вдогонку смысла не имеет. Более детальный разбор достоинств и недостатков Вашего текста произведут действующие судьи Вашей команды.

Tranzitnik_SU

"... История мужской дружбы, верности светлым идеям и сага о черных сомнениях и подозрениях в предательстве. Что перевесит? Был ли искреннен Никита Сергеевич на своем "полигоне"? Равенство и братство не вяжется с его современным положением в обществе. С мигалками и многими постами и регалиями. Но ведь кино - часть мировоззренческого пути автора. Нет, не вправе зритель с упреком думать о искренности автора фильма. Скорее всего - это и есть стройная философия фильма. Вернее не фильма, а философии градуса восприятия его зрителем. Чистота идеалов в теории и мечтах и суровая проверка на деле. Если конечно Вам доведется воевать за благо народа, равенство, братство. И хочется верить в пролог с песней Градского и эпилог с жизнеутверждающей гениальной музыкой Артемьева..."

Бесконечно жаль, что победил прагматичный желудок!

NIKI60
  • Кинокритик
  • Mon, 27 Oct 2014 12:19:26 +0300

Эпилог рецы не только наивный в своем посыле, я бы сказал даже немного инфантильный.
________________
О грустно-романтической мелодии уходящего юношества вообще ни слова. А она визитка фильма.

lara77
  • Кинокритик
  • Mon, 27 Oct 2014 14:41:56 +0300
Grannatt писал:

Господи, да почему же снова такой "кирпич" вместо академически-описательной рецензии? confused Нейтральная оценка? Где она? Вместо неё "…и всех скорбей развёрнутое знамя в ветрах тоски уныло шелестит..."
Как пить дать не захотела бы посмотреть "Своего..." после Вашего текста, хотя фильм преданно люблю, видела не раз и непременно (не благодаря, а вопреки рецензии) пересмотрю ещё.

Меня огорчает такая негативная эмоциональность уважаемого мною комментатора. Что же здесь не так? Если бы достопочтенные драконы не заморачивались с заданиями, возможно, эмоциональность добавила бы ярких красок рецензии. Но и так, на мой взгляд, она получилась не сухой, а мужественно-сдержанной) Почему же сразу «кирпич»? Не занудно, читается легко. Размышления о творческом пути Михалкова, думаю, близки многим ценителям его ранних фильмов, и эти рассуждения здесь не просто для галочки, а помогают раскрыть сущность анализируемой ленты. И потом, как зритель этого фильма часто понимает героев без слов, так и здесь многое читается между строк. Очень ёмкая работа, выполненная в рамках конкурсного задания.

Grannatt
  • Кинокритик
  • Mon, 27 Oct 2014 14:59:52 +0300
lara77 писал:

Меня огорчает такая негативная эмоциональность уважаемого мною комментатора. Что же здесь не так? Если бы достопочтенные драконы не заморачивались с заданиями, возможно, эмоциональность добавила бы ярких красок рецензии. Но и так, на мой взгляд, она получилась не сухой, а мужественно-сдержанной) Почему же сразу «кирпич»? Не занудно, читается легко. Размышления о творческом пути Михалкова, думаю, близки многим ценителям его ранних фильмов, и эти рассуждения здесь не просто для галочки, а помогают раскрыть сущность анализируемой ленты. И потом, как зритель этого фильма часто понимает героев без слов, так и здесь многое читается между строк. Очень ёмкая работа, выполненная в рамках конкурсного задания.

При всём уважении к Вам как к человеку и автору настаиваю на том, что имею полное право на личное вИдение и восприятие любого произведения искусства. Нежно и трепетно любя ранние работы Михалкова, я не обнаружила ни "мужественно-сдержанного" стиля, ни лёгкости, ни оригинальности данной рецензии (в отличие, например, от Вашей пронзительно-яркой работы на "Неоконченную пьесу для механического пианино" того же режиссёра). В особенности опечалило затянутое "лирическое отступление", составившее большую её часть, которое абсолютно не помогло мне "раскрыть сущность анализируемой ленты". Насчёт прочих "многих ценителей" и их реакции на рецензию ничего сказать не могу.
Мой голос в этой конкурсной группе решающего веса не имеет, а читать и чувствовать между строк позвольте всё-таки каждому по-своему.
P.S. Что у автора получилось наверняка, так это напророчить с названием рецензии (да и выбранного фильма тоже, кстати).

Добавить комментарий