Детство — это когда ты понимаешь своего кота, веришь в чудеса и умеешь летать, а лето тянется бесконечно. Когда не страшно упасть и расшибить коленку (до свадьбы заживет), и можно смело покорять окрестные крыши и старые соседские яблони с прытью заправского скалолаза. Это время, когда каждый новый день, возможно, готовит событие века или, как минимум, что-то по-настоящему интересное. Беззаботное время.
Но почему же, будучи ребенком, так хотелось побыстрее вырасти? Поскорее стать серьезным, уважаемым и полноправным участником этого
притягательного взрослого сообщества. Не носить ненавистную шапку, возвращаться домой в любое время, отвергать суп и манную кашу. И стоило ли ради этого так торопиться?
Маленькая девочка с большим красным бантом берет в охапку своего крохотного дурашливого кота и папин радиоприемник, спешно прыгает на метлу и отправляется навстречу взрослой жизни. С большой охотой и в страшном нетерпении. Ведь ей целых 13 лет, а для ведьм это практически совершеннолетие, так что, по традиции, Кики просто обязана покинуть отчий дом и пройти обучение в чужих краях. Как водится, впереди ее ждут не только приключения и новые знакомства, но и первые невзгоды и разочарования. Поиск призвания труден, и на пути к нему придется не раз упасть, чтобы снова подняться.
В этом нарисованном мире каждый милый и пасторальный уголок Европы и Японии нашел себе место. Пряничные разноцветные здания, увитые плющом, фахверковые домики на узких и холмистых улочках, по которым деловито снуют высокие трамвайчики, живописные шпили соборов и Океан. В новом городе Кики веют сильные и теплые ветра — навстречу им не страшно повернуть лицо, и совсем не жаль, если они растреплют прическу. Порывистый океанский бриз легко подхватывает тебя, как пушинку одуванчика, и несет над облаками, где лишь дикие гуси тебе соседи.
Ветер в творчестве Миядзаки вообще на особом положении. Этот символ много значит для художника, чье сердце с детства покорено небом и авиацией. Ветер — это и перемены, и свобода, и творчество, и полет, и дыхание мира. Способность летать и способность творить для Миядзаки — понятия примерно одного порядка. Не зря наперсницей юной ведьмы Кики становится художница Урсула. А мальчик Томбо, так похожий на юную копию папы ведьмочки, является живым воплощением ветра, воздуха и полета, той страсти к воздухоплаванию, что присуща самому режиссеру.
Это аниме умное, трогательное и немного старомодное. Миядзаки приступил к работе над ним сразу после создания мультфильма про Тоторо, чей образ до сих пор является фирменным знаком студии Гибли. И “Кики” ничуть не хуже “Тоторо” или других популярных творений мастера. В нем есть гармония, внутренний свет и тепло. А еще волшебство, которое таится в самых простых и обычных вещах. В заваленном теплым и душистым сеном вагончике поезда, где ночует Кики по пути в Корико. В аккуратных рядах толстеньких и румяных буханок в пекарне Осоны, в грузном падении перевернутого блинчика на чугунную сковородку, в обожженном язычке кота Дзи-Дзи и в воспитанном старом псе, закрывающим бочком входную дверь. Художественное пространство “Кики” живое, дышащее и пленительное. В нем пропасть красоты и жизни! Да что уж там: в нем больше жизни, чем в самой жизни. Расцвечивать повседневность яркими красками — это любимый конек Миядзаки.
Присутствует в “Ведьминой службе доставки” и нехитрая философия. Вечные и понятные ценности вроде уважения к старшим, честности, доброты, бескорыстной помощи, ответственности, трудолюбия. Ненавязчиво звучат тут и нотки взросления. Детство — это здорово, но следующая ступень тоже важна. Каждая порядочная маленькая гусеница должна в свое время превратиться в красивую полноценную бабочку. Таковы законы природы. И героиня Миядзаки, конечно, взрослеет, но, к счастью, не слишком сильно, чтоб растерять свои чудесные способности: видеть красоту окружающего мира, ценить близких людей, не унывать, радоваться каждому новому дню — летать.
Так что красный бант Кики отважно и оптимистично реет в пронзительно-синем небе Миядзаки как напоминание о том, что все мы когда-то были детьми, умели летать и удивляться миру вокруг. И совершенно не обязательно забывать об этом, становясь взрослыми.
@ Sun, 09 Nov 2014 23:01:51 +0300
Кстати, Хаяо Миядзаки получил вчера свой второй Оскар ) Смотрела сегодня интервью с ним после церемонии - какой он милый! Страшно рада его наградам, они совершенно заслуженны. Вот еще по-жанполевски прикрепляю оч удачный фанатский ролик по мотивам аниме студии Гибли:
Очень люблю сказки-аниме Мастера!
Достойная рецензия! Именно то, что нужно!
Мой вам, Юми, сердечный плюс
Очень люблю сказки-аниме Мастера!
Достойная рецензия! Именно то, что нужно!
Мой вам, Юми, сердечный плюс
И мое вам такое же во всех смыслах сердечное спасибо
Плюс!
Что-то аж "Маленькая Баба-Яга" Отфрида Пройслера вспомнилась.
Плюс!
Что-то аж "Маленькая Баба-Яга" Отфрида Пройслера вспомнилась.
Спасибо А я даже не знаю про такое. Что-то стоящее? Пойду погуглю )
Спасибо А я даже не знаю про такое. Что-то стоящее? Пойду погуглю )
Сказка. В детстве мне нравилась. Был еще мультик кажется... но такой... на любителя.
Сказка. В детстве мне нравилась. Был еще мультик кажется... но такой... на любителя.
Почитала тут разную инфу. Оказывается, в 2012 издательство Эксмо выпустило книгу, про которую вы говорите, в двух разных вариациях, одна из которых переводит название как "Маленькая ведьма" ) Так что, похоже, не зря вам Кики навеяла воспоминания Почитаю непременно после рекомендованной virkin-ым "Песни моряка" )
Юми, славная, тёплая и добрая рецензия у Вас получилась, прямо-таки приуроченная к чествованию Мастера! Совершенно прав Openyourmind: вспомнились сказки Пройслера (среди моих любимых были не только про Маленькую Бабу-Ягу, но и про Маленькое Привидение и Маленького Водяного), на душе посветлело... Вообще взрослым иметь дело с детскими произведениями (для детей или о детях) – занятие страшно неблагодарное: постоянно приходится балансировать, чтобы не скатиться либо в сюсюканье, либо в занудство. Вы с балансировкой справились успешно – можно идти в канатоходцы!
А ещё напомнили цветаевские строки: "Ты тогда дышал и бредил Кантом. Я тогда ходила с красным бантом". И её же:
Красный бант в волосах!
Красный бант в волосах!
А мой друг дорогой –
Часовой на часах...
Мой "+". Хочется верить, что Хаяо Миядзаки тоже положительно оценил бы Ваше творчество.
Юми, славная, тёплая и добрая рецензия у Вас получилась, прямо-таки приуроченная к чествованию Мастера! Совершенно прав Openyourmind: вспомнились сказки Пройслера (среди моих любимых были не только про Маленькую Бабу-Ягу, но и про Маленькое Привидение и Маленького Водяного), на душе посветлело... Вообще взрослым иметь дело с детскими произведениями (для детей или о детях) – занятие страшно неблагодарное: постоянно приходится балансировать, чтобы не скатиться либо в сюсюканье, либо в занудство. Вы с балансировкой справились успешно – можно идти в канатоходцы!
А ещё напомнили цветаевские строки: "Ты тогда дышал и бредил Кантом. Я тогда ходила с красным бантом". И её же:
Красный бант в волосах!
Красный бант в волосах!
А мой друг дорогой –
Часовой на часах...
Мой "+". Хочется верить, что Хаяо Миядзаки тоже положительно оценил бы Ваше творчество.
Рада вашему комментарию и спасибо за ваши ценные и меткие замечания к тексту, благодаря им в нем появились три Т: Томбо, Тоторо и тире )) и рецензия только выиграла от этого
Бродячий замок, Порко, Юм - будет?