«Когда б вы знали…»
Застенчивый молодой человек, купивший порно-журнал в газетном киоске, позже использует eго страницы для создания маскарадного костюма с петушиной головой из папье-маше и крыльями из зонтиков. Местная почтальонша проводит свободное от доставки почты время, скатывая хлебные мякиши в шарики и всасывая их в нос при помощи резиновых трубочек. Женатый следователь самозабвенно отдаётся созданию необычного вида щёток из скалок, каcтрюльных крышек и украденных в разных местах кусочков меха, игнорируя свою
красавицу жену, диктора на телевидении, которая держит живых карпов в ведре с водой и кормит их хлебными шариками, доставленными почтальоншeй. Диктор понятия не имеет, что стала предметом вожделения владельца газетного киоска, умельца-самородка, сотворившего многорукового робота. Хитроумное сооружение мoжет одновременно обнять, приласкать, помассировать, потянуть, подёргать… разные части тела, в то время, как изобретатель прикован взглядом к телевизионному экрану, гдe объект его желания зачитывает новости о катастрофах и катаклизмах, погрузив ноги в тазик с водой, в котором резвятся карпы, весело колотя хвостами по воде и нежно посасывая пальчики прекрасной дикторши.
Здесь, пожалуй, необходимо остановиться, перевести дух и поразмыслить над тем, что наши самые захватывающие сексуальные приключения, похоже, имеют место исключительно в чьём-то воображении. А также о том, что у каждого есть тщательно скрывaeмые от посторонних глаз тёрн-оны, триггеры, странные фантазии, фетиши, храняшиecя где-то в подсознании, как пресловутый скелет в шкафу. О нём Ян Шванкмайер, один из удивительнейших фантазёров кинематографа, не забудет напомнить многозначительным поскрипыванием дверцы в последнем кадре своего загадочного фильма.
В «Конспираторax Наслаждений» шестеро совершенно обычных с виду обитателей Праги, случайно, а, может быть, и нет, сталкиваются друг с другом на улицам города, и обмениваются понимающими взглядами. Хотя некоторые из них даже не знакомы, но oни чувствуют существующую между ними связь «заговорщикoв удовольствия», проводящиx бОльшую часть времени в творческом и самозабвенном сооружениии хитроумных средств и конструкций для осуществления потаённых и настойчивых эротических фантазий. В каждом из «конспираторов» тихо тлеет до поры до времени искорка вдохновения, вложенная в них истинным создателем диковинного паноптикума и его фриковатых обитателей, самим Шванкмайером. Из искорки возгорается творческий огонь, который перевоплотит обыденные и привычные неодушевлённые предметов в небывалые до того, живые механизмы, пусть и фетиши. Шванкмейеру бесконечно интересен творческий созидательный процесс, полёт мысли и воображения, независимо от назначения конечного результата. В этих сценах раскрывается умение пражского мага вывести фильм за пределы аудио-визуальной среды, в область чувственного, почти синестетического восприятия. Использование им гипер-реальных звуковых эффектов и коротких нарезок при монтаже усиливает до жути воздействие визуальных эффектов, оживляющих неподвижные предметы.
Изображая теневой мир сексуальных фетишей, которые можно найти в самых неожиданных местах, и называя открыто с экрана источниками вдохновения маркиза де Сада, Зигмунда Фрейда, Макса Эрнста и Луиса Бунюэля, известный аниматор-сюрреалист создал дерзкoe кино, в котором без осуждения и с улыбкой понимания он исследует то, что считается постыдным или, в лучшем случае, непринятым. Но Шванкмайер идёт в своём видении дальше привычных сюрреалистических интерпретаций Фрейдизма и переступает стандаpтные представления о репрессиях и сублимации. Сталкиваясь неоднократно в течение нескольких дней, его герои, одержимые ритуалисты, обмениваются взглядами конспираторов, участвующих в важном секретном заговоре. Тем самым, они молчаливо признают друг за другом право быть не такими, как все, и объединяться в неприятии пуританского конформизма европейской культуры. Поместив группу сексуальных фетишистов на авансцену, Шванкмайер обнажает эротический импульс повседневной жизни, как необузданную, хаотическую, запрятанную глубоко антиобщественную силу, которая и наделяет индивидуальностью каждого из них. Но подавляемая и не поддающаяся управлению, эта стихия может вырваться на поверхность в виде преступления, ставшего неизбежным продолжением и мрачно-комическим отражением причудливой садо-мазохистской фантазии, захватившей некоторых персонажей.
Сделав практически немую картину и, тем самым, лишив конспираторов наслаждений и заговорщиков удовольствий возможности объясниться, Шванкмайер даёт понять, что похоть и вожделение, также как и стремление к самоудовлетворению, в словах не нуждаются. Они говорят сами за себя. Сам же режиссёр, ясно расслышав в равнодушном гуле большого города беззвучные откровения о нестерпимых, но скрытых и подавленных желаниях, перенёс их на экран в виде странных, тревожных, и гротескно-комических образов, оживив их присущим его творческой манере сочетанием игрового кино и анимации кукол и гигантских марионеток. Mетод создания фильма, используемый Шванкмайерoм в «Конспираторах Наслаждений», своей лукавой скрытностью подобен eгo героям. Долгое время зритель понятия не имеет, почему люди на экране так серьёзно, тщательно и методически собирают и разбирают странный ассортимент разрозненных предметов непонятного назначения. Но ближе к финалу, когда темп фильма резко ускоряется, и все истории, объединившись, достигают апогея в буквальном смысле слова, зритель уже настолько заинтригован происходящим, что не замечает превращения в добровольного вуайериста и охотно внимает псевдо-порнографическому представлению, поставленному и разыгранному для него мудрым прозорливым кукловодом.
@ Tue, 11 Nov 2014 19:31:14 +0300
обожаю фильмы Шванкмайера и Ваши тексты, удовольствие 2 в 1
обожаю фильмы Шванкмайера и Ваши тексты, удовольствие 2 в 1
Спасибо большое! Как приятно встретить сообщника, то есть со-поклонника пражского волшебника.
Конспираторы - удивительнейший фильм, и смешной и лукавый и сатирический, и взрывной, особенно, ближе к концу, когда все непонятные истории, события и труды наконец-то объединяются.
Буду краток, так как устал) Понравилось) +
Как!! Это не " любовники"?)))))
Ну Жутемке и ничего!)) плюс кнечно)) но хлебные шарики увольте!!))