На днях мне попались на глаза слова «…«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Кончаловского. Ну прелесть же, приятно посмотреть…» Прелесть? Ну-ну… Конечно, все мы разные. Как говорится, когда москвичи раскрывают зонты, жители Петербурга раскрывают жабры. Понятно, кому-то Че Гевара, а кому-то Че Бояра…
Но знали бы вы, какая у меня была эстетическая травма после просмотра «Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына»! Вот такой рубец! Ох, Андрон, Андрон!.. Я неделю после просмотра
рифмовал имя режиссёра данной картины со словом… Нет-нет! Со словом «обливион», что в переводе с английского означает «забвение». Как говорится, когда ты входишь в обливион, обливион входит в тебя.
«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»… Впрочем, правильней будет «The Postman's White Nights» - это фильм из серии «Россия глазами европейского россиянина, или Как же я люблю эту страну (Россию), живя в Италии!». Казалось бы, всё правильно сделал Андрей (Андрон) Сергеевич Кончаловский (Михалков): музыку к «The Postman's White Nights» пригласил писать Эдуарда Артемьева; в операторы пригласил «балабановского» Александра Симонова; выбрал местом для съемок выбрал Кенозёрский национальный парк, который является «одним из последних островков исконно русского жизненного уклада, культуры, традиций, сохранивший богатство и чистоту своего внутреннего мира, обращенного к истокам»; а в актёры позвал реальных жителей кенозёрской деревни. И, главное, не стал тратить на проект «The Postman's White Nights» свои деньги, а раскрутил на «бобы» «Почту России» ( 820 000 $) и Министерство культуры России ( 720 000 $). Красавчик! Как говорится, настоящий европеец! Видать, история с кредитом в 50 000 000 $ для «Щелкунчика в 3D» стала для Кончаловского школой жизни…
Вот только, как говорится, «но» подкралось незаметно. Дело в том, что режиссёр «The Postman's White Nights» пребывает в перманентном состоянии нестабильности. То ли Андрей, то ли Андрон. То ли Кончаловский, то ли Михалков. Человек, который в своём документальном фильме «Битва за Украину» (2012) заявляет, что, мол, Украина – не Россия. А в 2014 году делает заявления типа «Европа, настаивая на независимости и территориальной целостности Украины, не учитывает историю России».
Человек, который, с одной стороны, размышляет о России в плоскости определения «иванизм». С другой - в плоскости того, что «Путин собрал государство. Государство собралось – и быстро вернулось в средневековье». Отметив при этом, что «мы закрыли петровское окно и до сих пор живем в Московском княжестве с ордынскими комплексами».
Короче, налицо полная нестабильность и спутанность сознания. Впрочем, Андрей «Андрон» Сергеевич этого и не скрывает, заявляя, что «за последние несколько лет я страдал от неуверенности, действительно ли я понимаю суть кино». И что «The Postman's White Nights» - это попытка «открытия новых возможностей, предлагаемых движущимся изображением, сопровождаемым звуком». Вот оно – идеальное определение нового шедевра от мэтра! Вот она, суть-то! «Движущееся изображение, сопровождаемое звуком»! Красавчик! Отечественный гуру из Европы! Вот только в итоге…
Итог. «The Postman's White Nights» - это не творчество. Это продукт. Продукт для фестивального творчества с конкретной фестивальной стоимостью. Продукт для интеллектуального «бла-бла-бла» про разного рода «особые пути». Продукт как результат имитации творчества. Продукт, в котором есть реальная природа, реальные люди, реальная душа, например Алексея Тряпицына. Но нет души режиссёра данного полудокументального продукта. Почему? Наверное, потому, что то ли Андрей, то ли Андрон. То ли Кончаловский, то ли Михалков. И ещё потому, что режиссёр – потомственный интеллигент. А интеллигентам свойственно видеть совершенно перевёрнутую картинку мира. Как говорится, что с интеллигентов взять - они живут в придуманном ими самими мире, не желая замечать реалии. А если учесть практически постоянное отсутствие Кончаловского на Родине, то можно говорить о том, что на интеллигентность Андрея Сергеевича накладывается, ко всему прочему, и банальная невозможность замечать реалии своей Родины.
Именно поэтому синефилам не стоит тратить время на просмотр опуса Кончаловского под названием «The Postman's White Nights». Во-первых, чтобы не получить эстетическую травму. Во-вторых, чтобы было время на просмотр «Счастливых людей» Дмитрия Васюкова. Поскольку «Счастливые люди» - это не «движущееся изображение, сопровождаемое звуком». Проект Дмитрия Васюкова «Счастливые люди» - это, во-первых, реальное кино. Во-вторых, реальное творчество. Творчество именно русского из России, а не русского из тосканского родового имения аристократов Манчини. В-третьих, «Счастливые люди» - это действительно Россия. В то время как «The Postman's White Nights» - это Россия в формате зоопарка для Европы. Смотрителем которого является сам Андрей «Андрон» Кончаловский. И не просто смотрителем, а смотрителем-экскурсоводом. Который водит европейцев по этому самому зоопарку с вывеской «Настоящая Россия» и рассказывает: «У русского человека нет чувства индивидуальности, а значит, чувства ответственности. А так как у русского человека нет чувства ответственности, то разговор с ним может быть только один: вдарил палкой ему по голове, и он присел… У нас в России не существует гражданского общества, поскольку не существует общественного мнения, поскольку у большинства граждан не существует никакого желания как-то влиять на действия власти, которая делает, то что хочет, в том числе применяет юриспруденцию в нужных пропорциях в нужном направлении… У нас Конституция есть, законы есть, суды есть, но всё это для того, чтобы легитимизировать решения власти… Народ как был языческим, так во многом им и остаётся… В России пока очень низкая общая культура…»
P. S.
«Есть люди, которые зависят только от неба, от ветра, от реки. Зависеть от природы, а не от какого-нибудь самодура-чиновника – разве это не мечта? Разве это не свобода?» - Дмитрий Васюков, режиссёр фильма «Счастливые люди». Да, в России есть свободные люди. Но есть и зависимые от обстоятельств – как, например, Алексей Тряпицын. Разные, одним словом, есть. Есть и то ли Андреи, то ли Андроны… То ли Кончаловские, то ли Михалковы…
@ Sun, 23 Nov 2014 00:56:44 +0300
P. P. S.
Поздравляю с Киноакадемиком !
Ну понятно, в общем, тургеневский "Хорь и Калиныч") я с вами согласна, наблюдать "русский зоопарк" из-за бугра - не айс, но все же есть в этом фильме своя романтика! Да, наверное, в жизни все не так классно, как в фильме, и в фильме утопия, но все же удалось Андрону-Андрею уловить русскую душу, ее связь с природой и показать ее в лучшем свете. Русскую душу не пропьешь даже за итальянское вино.
Гоголь "Мертвые души", кстати, тож в Италии писал)) и тоже за николаевские деньги. Но к нему претензий нет: у него правда-матка. Хотя ругать из-за бугра тоже не дело... Но Гоголь не Кончаловский и даже не Михалков, Гоголь - великий писатель и патриот, как ни крути.
Плюс от меня.
А Сибириада?
Грамотно и по делу проехался и по фильму, и по режиссеру, и по клише +
Поздравляю с Киноакадемиком !
- Спасибо! Прошу высказываться на каверах. ))) Где я, как говорится, «не могу оторвать глаз». От себя…
Ну понятно, в общем, тургеневский "Хорь и Калиныч") я с вами согласна, наблюдать "русский зоопарк" из-за бугра - не айс, но все же есть в этом фильме своя романтика! Да, наверное, в жизни все не так классно, как в фильме, и в фильме утопия, но все же удалось Андрону-Андрею уловить русскую душу, ее связь с природой и показать ее в лучшем свете. Русскую душу не пропьешь даже за итальянское вино.
Гоголь "Мертвые души", кстати, тож в Италии писал)) и тоже за николаевские деньги. Но к нему претензий нет: у него правда-матка. Хотя ругать из-за бугра тоже не дело... Но Гоголь не Кончаловский и даже не Михалков, Гоголь - великий писатель и патриот, как ни крути.
- «Хорь и Калиныч»? В точку! Люди из Орловской губернии действительно отличаются от людей калужской породы! )))
Да, и это…
А Сибириада?
- Не нужно путать божий дар с яичницей! ))) То есть, не нужно сравнивать, как говорят у нас, Александрийский столп с пальцем. Каждый из моего райончика – Купчино – знает: Невскому проспекту далеко до проспекта Ярослава Гашека. )))
Я это… Речь вёл про «The Postman's White Nights», а не про «Сибириаду». Снимай Кончаловский «Сибириаду» сейчас – получился бы сериал «Нефть». Вернее, «Роснефть». ))) А не шедевральная «Сибириада» образца 1978 года. Та «Сибириада» - прекрасный пример актёрского творчества под предводительством потомственного интеллигента Андрея Сергеевича, которого «накрыли» идеи Александра Чижевского, ученого, который писал о неразрывности человека и космоса. А сейчас Андрона Кончаловского «кроют» совсем другие идеи…
Впрочем, что это я всё о своём да о своём? ))) Как говорится, взгляде. Дадим слово мэтру:
«Я знал, что кончу «Сибириаду» и уеду. Я не получил бы работу в Америке, если бы не эта картина… Я доволен этой картиной, хотя, на мой сегодняшний взгляд, она медлительна. Сейчас я многое бы делал иначе, но картиной этой горжусь потому хотя бы, что снять длинную картину сложнее, чем три коротких. Мне дороги в картине образные рифмы… Вечный дед, никогда не умирающий персонаж. Или звезда, на которую Афанасий рубит дорогу. Точно также рифмуются и убегания из села. Убегание ведет к смерти. Те, кто покинул село, погибают. Село в «Сибириаде» - архетип всей жизни»…
А ведь всё началось с того, что Андрею Кончаловскому предложили снять фильм к съезду партии – о нефтяниках Сибири. Идея Андрона заинтересовала… ))) А потом Андрей Сергеевич – сквозь призму взглядов Александра Чижевского допёр, что нефть - не самоцель. Она лишь средство сделать жизнь на земле лучше… ))) И вышел на размышления о человеке и среде, породившей его…
согласная