Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Theghostka thumb
7/10

Этот поезд в огне, или Я знаю вкус человеческого мяса

Рецензия на фильм «Сквозь снег»

22964 thumb

/осторожно! спойлеры!/

Наш паровоз, вперед лети!
В коммуне остановка
Иного нет у нас пути…

Голливуд — тысячеголовый монстр, крепкий и плодовитый, практичный и всеядный, умеющий регенерировать поврежденные органы и адаптироваться к любым условиям. Потомство его многолико: от слезливых мелодрам до зубодробительных боевиков, от дешевых китчей до шедевров артхауса. Что же позволяет этому существу оставаться на вершине пищевой цепи столь долгое время? Свежая кровь! Кровь с генетическим кодом мексиканцев, русских, китайцев…

Именно порции новой крови, время от времени впрыскиваемой в кровеносную систему Голливуда, не позволяют огромному телу покрыться пролежнями, а столетним органам — переродиться в циррозные комки мертвой ткани. И вот, безумно популярный в своей стране южно-корейский режиссер Пон Чжун Хо становится очередным эритроцитом, несущим свою порцию кислорода к нервной системе монстра.

Да, фильм «Сквозь снег» нельзя назвать стопроцентно голливудским, так как снимался он в основном на корейские деньги, да и съемки проходили в павильонах Праги. Но актерский состав, режим работы и клятвы самого режиссера в том, что он никогда больше не будет работать под прессом такого бюджета, позволяют утверждать, что фильм скорее американский, чем корейский. А теперь позвольте перейти к самой картине.

По бескрайним снежным просторам несется огромный поезд с последними выжившими после очередного природного катаклизма. За окнами — современный ледниковый период. Вечный двигатель, придуманный гением Уилфордом, обеспечивает жизнедеятельность внутри железнодорожного состава. Остановка смерти подобна. Жизнь — движение, хотя и по кругу… Научная фантастика, подумаете вы, и окажетесь неправы. Любители данного жанра будут глубоко разочарованы. Причина огромного количества научных ляпов и технических несоответствий лежит на поверхности — режиссеру было наплевать на достоверность изображения футуристического будущего. Это лишь среда, на фоне которой разыгрывается философская притча о революции и обществе.

В хвостовой части поезда, где существуют практически бесправные люди, униженные и оскорбленные, питающиеся собственной плотью или отбросами в виде аккуратных брикетиков, поставляемых из передних вагонов, назревает очередной бунт. Угнетенных не интересует торжество справедливости, у них нет никакой программы по изменению модели общества. Они даже не знают, что их ждет в следующих вагонах. Они хотят одного — жить лучше. На самом деле, именно этот на первый взгляд низменный фактор заставляет простой народ  бросать свои дома и семьи и бросаться с головой в огнедышащую топку революции.

Одним из самых удачных ходов режиссера является то, что он сумел показать в каждом герое не просто человека, а конкретное общественное, политическое или классовое течение. Так, старец Гиллиам (Джон Харт), еще помнящий старые добрые дни и в трудную минуту подкармливающий озверевших от голода собратьев своей плотью, является идеологическим отцом революции. Как и многие теоретики, он далек от практических методов реальной борьбы, и по ходу действия начинает сомневаться в необходимости идти до конца. Молодой и буйный Эдгар (Джейми Бэйл) олицетворяет ударную революционную силу, псов войны, готовых идти за своим лидером хоть в рай, хоть в ад. Чаще всего именно от них на определенном этапе приходится отказываться во имя более высоких целей. Образ премьер-министра Мэйсон в потрясающем по своей гротескности исполнении Тильды Суинтон высмеивает двуличность и цинизм правительства. Любого правительства. И, наконец, Минсу (Сон Кан Хо) — собирательный портрет аполитичной интеллигенции, готовой за лишнюю дозу галлюциногенов помочь кому угодно, а на самом деле вынашивающей свои собственные идеи, навеянные теми же наркотиками.

Лидера бунта Кертиса сыграл отрастивший бороду и поменявший щит на топор Крис Эванс. В меру умен, в меру харизматичен, в меру дальновиден, силен, отважен. Обладает всеми качествами, чтобы встать во главе переворота и повести людей за собой. Уилфорд (Эд Харрис) показан мудрым и уставшим от бремени власти человеком, знающим цену трудным поступкам и людским слабостям, изолированным от народа, как и любой правитель.

Итак, Кертис и сотоварищи рвутся на баррикады. Сметая все на своем пути, теряя в дороге друзей и единомышленников, через темные тоннели и волшебные сады, к власти! Мы больше не хотим плестись в хвосте жизни! Мы больше никому не позволим использовать своих детей в качестве оборудования! Мы хотим, чтобы наши дети были чистенькими, опрятными и сытыми, посещали школу, смотрели фильмы о вожде, играющем в детстве с игрушечными паровозиками (или поглаживающим по щечке очередного карапуза около новогодней елки, или таскающим неподъемные бревна на субботнике). Мы хотим есть суши и бифштекс с кровью. Мы — не рабы, рабы — не мы!!! И цель уже так близка. Осталось протянуть руку, взяться за рычаг, потянуть его на себя и разразиться очередным хэппи-эндом.

И вот здесь-то и начинает действовать свежий кислород, несомый корейским эритроцитом. А готовы ли мы, безумно желающие лучшей жизни и готовые ради нее убивать и быть убитыми, взвалить на свои плечи бремя власти? Сможем ли мы построить новое, лучшее общество из того же материала, что был у наших предшественников? Имеем ли мы право вести за собой, если познали вкус человеческого мяса? Кого мы поселим в последних вагонах? А может, надо просто все уничтожить и начать с чистого листа? Вопросы просачиваются через пулевые отверстия в окнах вагонов наружу, в смертельную стужу, и безответно замерзают в ледяных просторах…

Одновременно достоинством и недостатком фильма является смешение разных жанров. Да, любителей боевиков привлекут по восточному жестокие сцены боев и насилия. Да, поклонники артхауса будут в восторге от символа материнства с автоматом в руках и от ностальгически похожих на наш пионерский салют жестов школьников. А зритель, любящий притчи, с удовольствием будет искать и находить параллели между экранным действом и нашей жизнью. С другой стороны, те же категории зрителей могут заявить, что у режиссера получился не очень удобоперевариваемый винегрет: мало драк для боевика, много слов для артхауса, много драк для притчи… И именно из-за смешения жанров оценки фильма варьируют от восхищенно-похвальных до категорически негативных. Есть претензии и к самой философской составляющей фильма. Одну из них можно сформулировать так:  власть—самый сильный наркотик, привыкание к которому не излечивается. Следовательно, добровольный отказ от власти — нонсенс.

И все же, в главном Пон Чжун Хо преуспел. Его картина заставляет задуматься. О лицемерной сущности человеческого сообщества. О бесполезности попыток изменить мир, веками стоящий на тех же основах. И даже финал картины для наблюдательного зрителя не является хэппи-эндом в распространенном понимании этого слова. И белый медведь превращается из милого животного в одного из тех немногих хищников, которые охотятся на человека. И нет никакой уверенности, что новое человечество не поместит само себя в очередной поезд, бесцельно наматывающий круги по безжизненным пейзажам убитой планеты.

@ Wed, 26 Nov 2014 08:14:32 +0300

Комментарии к рецензии (23)

janpaul
  • Киноакадемик
  • Wed, 26 Nov 2014 08:26:44 +0300

- Плюс. Потом почитаю... )))
Про себя...
- Как говорится, особенно понравилось название... smile Прям, как у киноакадемика... mrgreen

vaxmurka

плюсанула..ну ты ..прям анннализировал!!за это плюс.. яб если честно этот фильм в топку..

wildberries
  • Кинокритик
  • Wed, 26 Nov 2014 11:51:22 +0300

На мой взгляд, рецензия получилась цельной, подобно оружейному патрону, практически, со всеми необходимыми конструктивными составляющими: название рецензии задает идейные рамки всему тексту и обволакивает его, словно гильза; анализ смысловой и содержательной частей фильма есть пуля; акцент на сомнения и постановку спорных вопросов сродни пороховому заряду. Вот бы еще разобраться, присутствует ли пистон и закраина в конструкции? confused wink

A0903
  • Р.Модератор
  • Wed, 26 Nov 2014 12:24:00 +0300

И опять рецензия лучше, чем сама картина. Да, хороша Тильда, да, не узнал в начале капитана Америку, да, харизматичен Харрис, но идея не нова, социальный Дарвинизм не корейский режик придумал, подача не ахти какая. Аллюзии с арабской весной и ИГИЛ более чем очевидны.

dafafa13
  • Кинокритик
  • Wed, 26 Nov 2014 12:25:05 +0300
Syrdon писал:

И опять рецензия лучше, чем сама картина. Да, хороша Тильда, да, не узнал в начале капитана Америку, да, харизматичен Харрис, но идея не нова, социальный Дарвинизм не корейский режик придумал, подача не ахти какая. Аллюзии с арабской весной и ИГИЛ более чем очевидны.

есть еще один, более жесткий текст

s8etuan
  • Р.Модератор
  • Wed, 26 Nov 2014 12:25:23 +0300

Хороший текст ) Всесторонне рассматривающий фильм. Я бы сказала, что к концу турнира мы, наконец, получили то, чего ждали всю дорогу )) Вот только анализируя фильм, совершенно необязательно "идти до конца". Уж финал-то можно было бы оставить без внимания. Текст не пострадал бы.

bazilevs
  • Кинолюбитель
  • Wed, 26 Nov 2014 14:40:57 +0300

Классно!
Цельный, емкий, напряженно-глубокий, но легко читаемый текст!
Согласна с мнением, что рецензия лучше фильма. Но она его и не восхваляет, а аналитически препарирует! Оставляя зрителю самому решать...
(Тем паче, что это конкурс предоставил, такой повод-фильм высказаться smile

punk

kakapo
  • Кинокритик
  • Wed, 26 Nov 2014 15:07:52 +0300

А тот ли я фильм смотрела? eek
Вы так серьёзно его критикуете, у меня прям когнитивный диссонанс.

rozadavletova

Вступление понравилось. И вся реца читается с интересом. +
(Эх, ещё б спойлеров не было) wink

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Wed, 26 Nov 2014 15:46:56 +0300

С некоторыми моментами несогласен, но очень много хорошо подмеченных деталей) +

Добавить комментарий