Ей
Дети выстраивают метафоры восприятия окружающего их мира иначе, чем взрослые. Жаль только, что у детей нет противоядия от реалий этого самого окружающего их мира. Дети ещё не набрали те самые правильные эстетические категории, которые позволили бы им уравновесить «верхний» и «нижний мир» реальности. То ли дело мы, повзрослевшие гамлеты! Как любил говорить один из нас, «когда ветер с юга, я отличаю сокола от цапли»! Пусть порой мы и рефлексируем, с наслаждением втирая себе в темечко фатальность, но где
«верх» и где «низ» реальности – для нас это не секрет. Мы, повзрослевшие гамлеты, знаем всё про эстетические категории! А разного рода ёжиков из туманов мы и за версту к себе не подпустим!
Ходят слухи, что в 1999 году, на главной трубе Южной ТЭЦ нашего города, была установлена скульптура того самого Ёжика из тумана. Вот только проверить это невозможно, потому что труба нашей Южной ТЭЦ всегда в тумане. Да что там труба! У нас весь город в тумане!..
Шестидесятые. Союз Советских Социалистических Республик. Сбивает с ног октябрятский задор. «Вместе весело шагать по просторам, по просторам, по просторам! И, конечно, припевать лучше хором, лучше хором, лучше хором!»… Вдруг, среди шальной весёлости бытия, послышалось: «Ходит ёжик…Без дорожек… У него - две пары ножек…» Своим стихотворением-манифестом «Гриб Архип» Сергей Козлов обозначил появление цикла сказок о Ёжике и Медвежонке. Невероятного цикла по степени незащищённости, хрупкости, открытости перед миром. Истории про Ёжика и Медвежонка не содержат невероятных чудес и приключений. Они не имеют ни начала, ни конца. Это истории, выхваченные из детских фантазий романтиком, который восхищается детьми. Детьми, которые могут быть задумчивыми, грустными, молчаливыми и тихими. Детьми, с которыми можно говорить о страхе, о радости, о любви и доверии, о хрупкости красоты. О безвозвратности. И даже о смерти и утратах.
В мире Сергея Григорьевича Козлова нет борьбы, резких контрастов и ситуаций. В нём царит неписаный закон доброты и поэзия. «И Медвежонку представилось, как они с Ёжиком сидят ночью под звездами у реки, варят чай в чайнике, слушают, как плещется рыба в воде, и чайник сперва урчит, а потом клокочет, и звезды падают прямо в траву и, большие, теплые, шевелятся у ног…»
Сказки Сергея Григорьевича не раз ложились в основу мультфильмов, укрепляя истинность и абсолютность такого понятия как «добро». Мультфильмы, которые адресовались в первую очередь детям, которых Сергей Козлов считал «самыми вольными людьми на земле». «Как Львёнок и Черепаха пели песню», «Трям! Здравствуйте!», «В порту»… Всего по сказкам Козлова поставлено более 20 мультфильмов.
В качестве справки: Ватикан закупал советские мультфильмы как «чистые образцы гуманистического творчества». Среди «чистых образцов гуманистического творчества» есть и те, что были сняты по сказкам Сергея Козлова.
В 1975 году режиссёр Юрий Норштейн, человек и ныне пароход кавалер Ордена Восходящего Солнца, на основании сказки Сергея Козлова «Ёжик в тумане» снял мультипликационный фильм с одноимённым названием.
Правда, в мир Сергея Григорьевича Юрий Борисович плеснул «блоковщины» по типу «мир опять предстанет странным, закутанным в цветной туман». Естественно, тут же, как мухи на малиновое варенье, налетели вычурные эстеты от «мульти-пульти» и заявили: на фоне музыки Михаила Мееровича зритель наблюдает галлюцинативный мир, некое неуютное пространство, в которое шагнул Ёжик из привычного и обжитого мира, в котором справа от трубы были звёзды Медвежонка, а слева его, Ёжика. Норштейн, мол, с помощью тумана создал фантасмагорию в стилистике Данте, превратив сказку Козлова в психологичную аллюзию, полную образных смыслов и полунамёков.
Характерно, что туман, который перекувыркнул привычный мир Ёжика, вызвав бесконечное множество интерпретаций, создавался простыми средствами: фигурку Ёжика клали на белый фон, а сверху – тонкую кальку. Картинка проецировалась на экран, и в этот момент кальку приподнимали, что и создавало эффект растворения Ёжика в тумане. Принцип простоты – основа творчества Юрия Норштейна. И именно простота расставляет всё по местам в якобы готическом соборе погружённого в дымку леса.
Действительно, многие считают, что «Ёжик в тумане» - мультфильм взрослый, поскольку в нём проглядывают разгадки вопросов вселенской важности. Мол, режиссёр вовлекает зрителя в процесс инициации, перерождения Ёжика и приобретения им опыта в рамках болезненного перехода в другой статус.
Некоторые идут дальше и с головой окунаются в сакральную топографию и архитектонику ада и рая. Мол, концепт Норштейна – это собрание образов-символов, «восходящих к древнейшим архетипическим образам, которые выявляются в мифах и верованиях, произведениях литературы, наконец, снах и бредовых фантазиях». Странно, что интерпретаторы сказочной семантики не разглядели в тумане ещё призрак Ларса фон Триера. А как бы было здорово! Типа вышел Триер из тумана, вынул «Догму 95» из кармана…
Да уж… А если всё-таки попробовать увидеть в образе Собаки из «Ёжика в тумане» не египетского Анубиса, а простую такую собаку? А в Баночке малинового варенья не альфы с омегами Вселенной, а простую баночку малинового варенья? Равно как и в Можжевеловых веточках – простые можжевеловые веточки, а не символы красоты, бессмертия, нерушимости и величия…
Может быть, хватит искать в мультипликационном фильме «Ёжик в тумане» символы циклотационности природы, а? Может быть, стоит просто взглянуть на мир глазами ребёнка?
Взглянуть и увидеть хрупкость и незащищённость этого самого мира…
P. S.
Задумчиво…
- «И снова вместе, нет тумана, но ёжик не нашёл покой… Ведь там осталась эта лошадь в туманной дымке за рекой…»
Кому-то в сторону:
- Да не трогайте вы сову! Ну да, ходила за Ёжиком… Ну да, пугала… Ну и что? Ведь за всем этим стояло простое человеческое стремление к общению!
P. P. S.
+ Люблю этот мультфильм всей душой. Хочу, чтобы моя дочь тоже когда-нибудь смогла его увидеть. Спасибо за рецензию.
вышел ежик из тумана - вынул ножик из кармана
Именно! Хрупкость и незащищенность!!!
Плюсище!!!
Знаешь, твои лиричные рецензии (то есть рецензии с вкраплениями лиризма) мне нравятся намного больше
Меня этот мульт в детстве и пугал, и смешил одновременно. Сова, уххающая в колодец это было что-то! Мульт просто завораживал к экрану! +
Меня этот мульт в детстве и пугал, и смешил одновременно. Сова, уххающая в колодец это было что-то! Мульт просто завораживал к экрану! +
Мульт действительно исключительный! Я вот сейчас пытаюсь найти что либо более впечатляющее из моего скудного мультарсенала... не нахожу
Мульт действительно исключительный! Я вот сейчас пытаюсь найти что либо более впечатляющее из моего скудного мультарсенала... не нахожу
Исключительными были мульты из серии "Арменфильм". Такой волны галюцигенных образов еще поискать надо. "Ээх", лучше всех, а песенку "Оставайся мальчик с нами, будешь нашим королем" помню до сих пор (прям как в соседней стране )
Исключительными были мульты из серии "Арменфильм". Такой волны галюцигенных образов еще поискать надо. "Ээх", лучше всех, а песенку "Оставайся мальчик с нами, будешь нашим королем" помню до сих пор (прям как в соседней стране )
А, Роберт Саакянц! Это да... Жаль, умер рано
А, Роберт Саакянц! Это да... Жаль, умер рано
Блин, напомнил... Сейчас же все скачаю, что на КК есть, пересмотрю
"В мире Сергея Григорьевича Козлова нет борьбы, резких контрастов и ситуаций. В нём царит неписаный закон доброты.."
При всем уважении, не в мире Сергея Григорьевича, имхо, а в самом детстве, каким оно должно быть. Отдельные взрослые сохраняют память об этом времени и ощущении непреходящего чуда жизни, и сочиняют потом всякие трогательные истории.
Плюс, плюс плюсище. Ода детству не может оставить равнодушным