Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Janpaul thumb
10/10

«Я люблю тебя, Дима, или Кролики вдаль бегут, лапками в небо бьют…»

Рецензия на фильм «Дурак»

24884 thumb

«So strange, what love does»*

Принято считать, что люди делятся на «ведущих» и «ведомых». Что каждый народ заслуживает своего правителя. Что мы живём, как свиньи, и подыхаем, как свиньи. Как правило, на словах «живём, как свиньи» незамедлительно появляется группа «ведущих», которые хором начинают скандировать «Свинья – это единственное животное, которое не может поднять голову достаточно, чтобы посмотреть в небо. Это связано с анатомическими особенностями

строения её позвоночника. Однако свинке это никак не мешает быть жизнерадостной и улыбаться каждому!..»

Категоричная категорийность уместна, когда речь идёт о зданиях и сооружениях. И абсолютно не уместна, когда речь идёт про озорную выдумку Линнея, а именно про того хомо, который сапиенс. Почему не уместна? Да потому, что, как правильно отметил Вересаев В.В. в своих «Записках врача», «вид хомо сапиенс принадлежит к числу видов ещё не вполне установившихся и неполно приспособленных к условиям существования».

Делить людей на «ведущих» и «ведомых» - занятие глупое. Это как после тщательного штудирования «Камасутры» предпочесть всем позам исключительно коленно-локтевую. Полно вам! Пора вставать с колен! Тем более, что внутри каждого из нас столько «ведущих» с «ведомыми» живёт, жуть! А, главное, в каких позах они друг с другом живут! Особенно, когда жареные петухи клеваться прибегают…

Каждый из нас сродни статуэтке буддийского мудреца Фукурумы. Взять, например, режиссёра Юрия Быкова. Посмотришь – с виду вроде бы Быков. А вот выкуси накося! Внутри Быкова – самый настоящий Дэвид Линч! И немножко Алексей Балабанов. И совсем чуть-чуть Алексей Учитель.

Картины Быкова относятся к так называемому «кинематографу беспокойства». Кое-кто из критиков определяет картины Юрия Быкова не как фильмы, а как некие кино-высказывания. Впрочем, от определений суть не меняется. Как и сумма от перемены мест слагаемых.

Быков – это бескомпромиссность, яростная честность, мощь откровенной публицистики, ювелирная режиссура, идеальные актёрские работы, сильный, как правило, авторский сценарий и оригинальная авторская музыка.

Пространство предыдущего фильма Быкова «Майор» населяли взрослые, но тотально незрелые люди. Предыдущая картина Быкова была про отсутствие этой самой зрелости и про неспособность абсолютно всех героев «Майора» в полной мере лично отвечать за свои поступки без оглядки на других. Отвечать, взяв за основу при этом не какие-нибудь местечковые придуманные ценности, а взяв за основу ценности общечеловеческие.

В своей новой работе под названием «Дурак» Юрий Быков в жизненное уравнение «Майора» Х + У = ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, где Х – ПОСТУПОК, а У – переменная, связанная с занимаемой должностью, со знакомствами, связями и т. п., вводит константу ДУРАК, проистекающую из личных моральных ценностей героя «Дурака», сантехника Димы Никитина.

«Мы попытались сделать картину о том, что один в поле воин, но какой ценой?» - так оценил суть своей новой картины Быков. И сделать всё это на фоне того, что, как ранее отметил всё тот же Быков, «люди с ограниченным мировоззрением, с ограниченным, казалось бы, кругозором, представлениями о жизни - они и есть соль земли. Вот в этом трагедия. В том смысле, что с ними трудно, порой даже неинтересно, противно, небезопасно - как угодно, но они соль земли…»

«Дурак» - это очередной верстовой столб нашего отечественного кино. Того кино, суммарную суть которого определяют тщательно выверенные слагаемые. Того кино, которое определяет вектор развития зрителя. Развития вне форматов «моя хата с краю» и «они нам никто».

Итак, слагаемые «Дурака». Самобытный Артём Быстров, артист театра МХТ им. А. П. Чехова, сыгравший «дурака»-сантехника Диму и получивший, в связи с этим, приз «За лучшую мужскую роль» на фестивале в Локарно. Сценарий Юрия Быкова, удостоенный приза «Кинотавра» «За лучший сценарий». Песня Цоя «Спокойная ночь», которая перекидывает мосток от быковского «Дурака» к балабановскому «Кочегару». Оператор-постановщик Кирилл Клепалов, друг и соратник Быкова. Гражданская позиция режиссёра Юрия Быкова. Идеальные актёрские работы Ольги Самошиной, Юрия Цурило, Натальи Сурковой и Бориса Невзорова. Впрочем, в фильмах Быкова все актёры играют идеально. Именно играют, а не дебютно самолюбуются. Играют, а не нехотя трясут народными или заслуженными ланитами и дланями. К слагаемым «Дурака» относится и отсутствие категоричной категорийности. Которая, по сути, должна присутствовать, так как Быков подаёт события и образы «Дурака» довольно прямолинейно, безапелляционно окуная зрителя во мрак реальности.

Но дело в том, что Быков не отрицает и свет, о чём свидетельствует и тональность его авторской музыки в «Дураке» и, непосредственно, сам факт появления данного фильма. И это роднит Быкова с Линчем, «у которого над любым воплощённым сном о том, что мир – это рана, всегда реет свет». Юрий Быков, как и Дэвид Линч, к своим героям, по большей части смертельно больным смертью животным, что когда-то звались людьми, относится без злобы. Да, «с ними трудно, порой даже неинтересно, противно, небезопасно - как угодно, но они соль земли…» Глубина, наглядность и безукоризненность режиссуры – всё это роднит Быкова и Линча. А ещё их роднит факт наличия у каждого из них личной «внутренней империи». Империи, которая наполнена надеждой.

«Кролики вдаль бегут, лапками в небо бьют… Но после всего, что останется, дальше пойдёт один…»

«Три зайца бегут друг за другом по кругу; почему-то у них всего лишь три уха, потому что каждое из ушей одновременно принадлежит двум зайцам. И этого никто не замечает. Они едины своими ушами, как одно тело, принцип триединства. Они бегут все время, принцип меняющегося времени, но это всё же три разных зайца. Троичное в едином…»

Вспомните-ка троих кроликов из «Внутренней империи» Дэвида Линча, которые строго разделены по функциям! Один пассивно-наблюдающий (это тот, что сидит на диване), один действующий (только он выходит из номера) и один знающий (который отгоняет пурпурную рожу-демона сигнальными огнями)…

Следующего фильма Юрия Быкова я буду ждать с нетерпением. И, кажется, я знаю, про что он будет.

 P. S.

«Странные вещи вытворяет любовь… У каждого действия есть последствия. Конечно же, будут последствия и у неправильных действий. Мрачными будут они, и неотвратимыми. Неотвратимыми… К чему же плодить ненужные страдания? Если вам так не хватает потрясений, взгляните в зеркало…» - Дэвид Линч, «Внутренняя империя»

_______________________________________

* - «Странные вещи вытворяет любовь» (анг.)

@ Thu, 08 Jan 2015 20:20:40 +0300

Комментарии к рецензии (24)

janpaul
  • Киноакадемик
  • Thu, 08 Jan 2015 20:20:48 +0300

P. P. S.

vaxmurka

яя люююблююю тебяя димааа и мне так неаабхадимаааа..ты возьми меня в ..
ах да!!плюс! lol

janpaul
  • Киноакадемик
  • Thu, 08 Jan 2015 20:34:17 +0300
Тигра конопатая писал:

яя люююблююю тебяя димааа и мне так неаабхадимаааа..ты возьми меня в ..
ах да!!плюс! lol

lol
- Цыц мне туточки! Это сурйозный текст! Про кроликов...

dafafa13
  • Кинокритик
  • Thu, 08 Jan 2015 22:07:56 +0300

Автор серьёзно перехвалил фильм и актёров)

Но ошибочно считать, что Жан поль пишет хотя бы на малую толику потребы читателя)

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Thu, 08 Jan 2015 22:12:40 +0300

Спасибо за такую рецу на такой фильм. Один из немногих, которые еще пытаются показать, что нам есть что снять, кроме "Корпоратив" и "Выпускной".

bazilevs
  • Кинолюбитель
  • Thu, 08 Jan 2015 22:14:54 +0300

..Дяденька Жан-Поль..цветной капустки хотца.. mrgreen
А серьезно.. за текст - плюс, посмотрю - вернуС! smile

vSEGAv
  • Кинокритик
  • Thu, 08 Jan 2015 23:03:56 +0300

... punk

janpaul
  • Киноакадемик
  • Fri, 09 Jan 2015 10:28:30 +0300
dafafa13 писал:

Автор серьёзно перехвалил фильм и актёров)

Но ошибочно считать, что Жан поль пишет хотя бы на малую толику потребы читателя)

lol
Пробегая... норовя усесться за драмкит... )))
- Наговариваете вы на Хуана с Полем... ))) ой, наговариваете... )))
И так по том-тому... с финальным выходом на хай-хэт... "Бумс!"... )))
Убегает, скандируя...
- «Били в дзвони вітри, калатали на сполох… Зупинялися ріки і череди хмар. То ховали байдужість…» - Василь Симоненко*
______________________________________
* - «Били в колокола ветры, звонили тревогу… Останавливались реки и стада облаков. Это хоронили равнодушие…» - Василий Симоненко
wink

janpaul
  • Киноакадемик
  • Fri, 09 Jan 2015 10:31:59 +0300
bazilevs писал:

..Дяденька Жан-Поль..цветной капустки хотца.. mrgreen
А серьезно.. за текст - плюс, посмотрю - вернуС! smile

Пробегая... напевая...
- "Кролики вдаль бегут..." Мммм... )))
И вдруг так серьёзно... )))
- Ждю! love

janpaul
  • Киноакадемик
  • Fri, 09 Jan 2015 10:35:43 +0300
Chevaist писал:

Спасибо за такую рецу на такой фильм. Один из немногих, которые еще пытаются показать, что нам есть что снять, кроме "Корпоратив" и "Выпускной".

- Спасибо!
В качестве рекламного бонуса... ))) Как говорится, перечитай... И всего Быкова пересмотри... punk
http://www.kinokopilka.tv/reviews/10332

Добавить комментарий