Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Bars2009 thumb
10/10

Приговор окончательный, или трагедия без катарсиса

Рецензия на фильм «Дурак»

24884 thumb

Молодой режиссер Юрий Быков упорно и последовательно работает в жанре экзистенциальной  драмы. Хотя, что там говорить, все три его фильма - экзистенциальные трагедии! «Трагедия — как жанр в драматургии существенно отличается от драмы. Основу трагедии составляет столкновение личности с миром, обществом, судьбой, выраженные в борьбе сильных характеров и страстей. Но, в отличие от обычной драмы, трагическая коллизия обычно завершается гибелью главного героя. В ХХ веке жанр трагедии возник вновь в связи с появлением философского

направления экзистенциализма».

 

Признаки трагедии как жанра налицо: единство времени и места действия. Единство времени и места действия — одно из требований, которое предъявлялось к построению античной драмы или трагедии и к драматургическим произведениям класицизма, подражавшим античным образцам: все события, происходившие в пьесе, должны были по установленным правилам развиваться в течение небольшого отрезка времени и в одном и том же месте; столкновение действующих лиц и борьба, устремления главного героя должны были вести к единой цели — все их поступки связывались в единое, развивающееся в ходе пьесы действие.

 

В первом его фильме «Жить» - это несколько часов одного осеннего дня. Во втором – «Майор» - один короткий зимний день от рассвета до заката. А его третья картина «Дурак» могла бы иметь и подзаголовок – «От заката до рассвета». Одна долгая зимняя ночь где-то в средне-российской глубинке. Хотя и место действия во всех его фильмах также едино. Конкретное место, хотя и не названо. Так вот – это город Новомичуринск и его окрестности. До сих пор мы ничего не знали о таковом. А ведь это малая Родина режиссера Юрия Быкова - городок в Пронском районе, Рязанской области. Этот новый городок на древней рязанской земле сам не намного старше тридцатитрехлетнего режиссера. Он возник на берегу Пронского водохранилища в 1968 году как рабочий поселок строителей Рязанской ГРЭС. Такая вот поздняя советская история - без сакральных исторических и духовных скреп. Прекрасно известный автору с детства полигон, на котором он раз за разом разыгрывает свои напряженные социально-криминальные сюжеты.

 

Героев его предыдущих фильмов трудно было называть героическими личностями, хотя им приходилось в критические минуты совершать решительные и, порой даже благородные поступки. Раз за разом его фильмы становятся все более многолюдными. В драме на охоте «Жить» - их всего двое. В полицейской драме «Майор» - персонажей около десятка,  а вот в последней картине «Дурак», их даже трудно пересчитать. Представлен весь социальный срез населения этого городка снизу-доверху. И каждого персонажа автор успевает нам показать выпукло и ярко, в чем определенные достоинства сценария, и мастерство замечательных актеров. Некоторые нам уже знакомы по фильму «Майор» – Борис Невзоров, Кирилл Полухин, Ирина Низина и Дмитрий Куличков. А вот опытные Александр Коршунов, Ольга Самошина, Дарья Мороз, Наталья Суркова, Юрий Цурило,  Сергей Арцыбашев, Максим Пинскер впервые работают с Быковым. Но здесь в главной роли  не брутальный Денис Шведов – талисман режиссера, а Артем Быстров. «Мне понадобился актер более молодой и немного более наивный» - так объяснил свой выбор сам Юрий Быков. Ведь у нас на глазах рождается идеальный положительный и трагический Герой. И, как и положено в русских сказках, герой этот - Дурак.

 

Зовут дурака не Иваном, а Дмитрием. Парень из рабочей семьи, бригадир сантехников и студент-заочник строительного института. Не пьющий и даже не курящий. Хороший семьянин - жена и маленький сын. Живут тесно, вместе с его родителями в панельной многоэтажке. Но в один недобрый вечер его срочно вызовут из-за аварии на соседний участок, где прорвало трубу (тамошний инженер жилэксплуатации ушел в запой), и Дима обнаруживает, что кроме лопнувшей трубы девятиэтажное общежитие, в которой проживает 820 человек, треснуло снизу доверху, покосилось и может рухнуть в любой момент.

 

Кто может срочно разрешить эту чрезвычайную ситуацию? Разумеется, городские власти. И надо же, как повезло, в столь поздний час почти все начальники коммунальных служб собрались в одном месте – в зале городского ресторана, где отмечают юбилей городской головы Нины Галагановой, которую здесь ласково называют – Мама. Разгоряченные и несколько размягченные выпивкой, власть имущие снисходят до общения с простым сантехником, который нарушил их «праздник жизни» дурной новостью. И тогда… и тогда в отдельном кабинете ресторана собирается экстренное совещание и начинается как бы фильм в фильме. Как в драме Сиднея Люмета «12 разгневанных мужчин». Хотя здесь во главе стола женщина, та самая Мама – мэр Галыгина (Н. Суркова). Над ней постоянно нависает массивный усатый мужчина – загадочный, инфернальный (Ю. Цурило) Личность в городе весьма значительная. Как сам он о себе говорит, - здесь я могу всё! Вероятно, он и станет истинным дирижёром предстоящей спасательной операции. Спасательной ли для почти тысячи обитателей общаги, или спасительной для десятка местных чиновников?

 

Фильм Юрия Быкова, с его напрягающей интригой, получивший приз за лучший сценарий, полон яркими высказываниями, которые могли бы иметь долгую жизнь, могли бы быть растащенными на цитаты. Но это вряд ли… Трагическая первооснова сюжета оттолкнет массового зрителя, ибо этот массовый зритель – российский народ - в фильме узнает себя и, скорее всего, почувствует себя обиженным. Представлен этот народ без прикрас, и не вызывает к себе никакого сочувствия. И сами себя они, и начальство – иначе, чем швалью их не называют. И едва ли новомичуринцы станут гордиться своим земляком. И, мне даже кажется, что Юрию Быкову в следующих картинах придется менять постоянное место действия.

 

Фильмы Юрия Быкова настоящие образцы авторского кино, но не артхауса. Сценарист, режиссер, актер, монтажер и даже композитор. Третий свой фильм режиссер Юрий Быков посвятил ушедшему в Мир иной Алексею Балабанову. Этот благородный жест подчеркнут введением в фонограмму песни Виктора Цоя «Спокойная ночь». До этого режиссер использовал в своих авторских фильмах только собственную музыку. В его фильме «Дурак» она тоже присутствует контрапуктом, скорее лирическим - по контрасту с той мерзотиной бытия, в которую автор окунает зрителя с первых же минут. А тяжелый ритм бас-гитары приглушенно пульсирует за стеной банкетного зала во время откровений подпивших «слуг народа». Их «праздник жизни» продолжается.

@ Mon, 12 Jan 2015 13:38:20 +0300

Комментарии к рецензии (12)

TEKTONIC
  • Киновед
  • Mon, 12 Jan 2015 13:54:15 +0300

Очень радует увидеть Вашу рецензию опять на сайте. Да вот только фильм еще не смотрел. smile

s8etuan
  • Р.Модератор
  • Mon, 12 Jan 2015 16:17:22 +0300

Ээээ... экзистенциальные )

vSEGAv
  • Кинокритик
  • Mon, 12 Jan 2015 16:56:55 +0300

это кино не может не волновать сердце cool приятно видеть вашу рецензию, видимо, спустя полгода именно этот непростой фильм сподвиг киноакадемика снова взяться за перо thumbsup

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Mon, 12 Jan 2015 20:05:56 +0300
Юми писал:

Ээээ... экзистенциальные )

Э-э-э... спасибо, исправил.
Отвык я как-то от редакторов wink

wildberries
  • Кинокритик
  • Mon, 12 Jan 2015 23:19:51 +0300

Давно не читала "новенького" из ваших рецензий. Даже успела соскучиться )) Сначала кажется, что присутствует перебор с вводной информацией, но она настолько гармонично соединена с каждым конкретным абзацем, что текст только выигрывает от этого, приобретая форму монолита. Спасибо, Барс, порадовали smile

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Tue, 13 Jan 2015 00:37:50 +0300

Вот как воспринимают высокохудожественные фильмы жители тех мест, где они снимались. Не знаю, что говорят новомичуринцы, а это мнение жителей поселка Териберки, где снимали "Левиафан". Власти села в Мурманской области, где снимался получивший "Золотой глобус" фильм Левиафан, выступили против показа картины на большом экране. Как заявила глава сельского поселения Териберка Кольского района Татьяна Трубилина, цитирую по агентству Флэш Норд, "впечатлений от фильма особых нет. Мы здесь все алкаши, живущие в собственной помойке. С эстетической точки зрения я против показа. Я вообще не знаю, кому этот фильм стоит смотреть". "Эхо Москвы 12. 01. 2015"

kakapo
  • Кинокритик
  • Tue, 13 Jan 2015 00:43:27 +0300
Bars2009 писал:

Вот как воспринимают высокохудожественные фильмы жители тех мест, где они снимались. Не знаю, что говорят новомичуринцы, а это мнение жителей поселка Териберки, где снимали "Левиафан". Власти села в Мурманской области, где снимался получивший "Золотой глобус" фильм Левиафан, выступили против показа картины на большом экране. Как заявила глава сельского поселения Териберка Кольского района Татьяна Трубилина, цитирую по агентству Флэш Норд, "впечатлений от фильма особых нет. Мы здесь все алкаши, живущие в собственной помойке. С эстетической точки зрения я против показа. Я вообще не знаю, кому этот фильм стоит смотреть". "Эхо Москвы 12. 01. 2015"

А я трус, я и Дурака боюсь смотреть, и Левиафана. Неприменительно к Кольскому району.

BlackCash
  • Киновед
  • Tue, 13 Jan 2015 10:54:34 +0300

С большим удовольствием читал рецензию (уже после просмотра фильма).
Без лишнего пафоса и словоблудия, как это обычно бывает у некоторых "рецензентов".
Спасибо Вам, Барс, что своими рецензиями заставили меня обратить внимание в своем время на фильмы Быкова.
smile

killerfaq
  • Кинолюбитель
  • Sun, 18 Jan 2015 23:21:55 +0300

Идеальна рецензия.
Спасибо.

Buslik
  • Новичок
  • Thu, 22 Jan 2015 20:53:35 +0300

Мне не нравятся высокобюджетные и заведомо убыточные фильмы...
Снятые непрофессионально и трешово... Весь фильм - одна пьянка,
расчет на любителя чернухи, но сборов не будет, потому (-)

Добавить комментарий