Всем участникам турнира рецензий «Звёздная пыль» посвящается…
Искать подтексты и выковыривать смыслы,
шить, надевать, и изредка сбрасывать маски,
играть в слова и в божественное коромысло –
нет-нет, ребята, я не из этой сказки.
Наталия Полянская
Маленький домик, бочком прилепившийся к постаменту мухинской серпасто-молоткастой, грудасто-кулакастой статуи. Именно здесь печётся курник по сути, а по виду – каравай для любимой бабушки Терезы, проживающей в Париже
непосредственно под Эйфелевой башней. (Нет, бабуля отнюдь не клошар, как героический мальчик Гаврош. Бабуля – эмигрантка с отдельной жилплощадью под эпохальной конструкцией.) А на территории между двумя данными точками вынашивает хитроумные планы возвращения в пищевую цепочку (разумеется, на роль потребителя) коварный Серый Волк. Такова осовремененная версия сказки про Красную Шапочку от лидера российской объёмной анимации Гарри Бардина, и в ней-то как раз подтекстов и смыслов предостаточно!
Любители истории и политики обнаружат в этом перестроечном мультфильме природное месторождение идей, знаков и веяний. «Жди меня, и я приду, бабушка Тереза!» - обещает внучка и, не откладывая дело в долгий ящик, «по долинам и по взгорьям» отправляется в Париж. Казалось бы: путешествие мечты. Бон вояж, милая! Однако в реальном, а не пластилиновом мире 1990-ый год. Ещё не отгремело в массовом сознании падение Берлинской стены, а на подходе – развал отечественного государства. Пока же «вперёд, заре навстречу» – дышать призрачным воздухом свободы. «Для любви и дружбы больше нет границ…» И непотомляемо-неубиваемая Красная Шапочка, стойкий Красный эмиссар, гордо неся презент впереди себя на парадном полотенце в Европу (а иногда туда же волоча его волоком за собой), преодолевает «Границу». Родина провожает её прощальным дуэтом таможенников-взяточников, неразлучных с копилкой, которая выглядит точь-в-точь как пограничный пёс Алый, но только из гипса. «Zagranica» встречает сладкопевными радиопозывными на иностранных языках. Апофеоза интернационализм достигнет в волчьем брюхе, где межсказочные колонисты сплотятся в единое движение пацифистов.
Меломаны вкусят презатейливый микс из мелодий советских композиторов-песенников вперемежку с узнаваемыми отрывками из Уэббера, Штрауса, Вебера и наложенными на них искромётными текстами Юрия Энтина. А при звуках хриплого тембра Армена Джигарханяна (Серого Волка), который перепоёт и Винсента Юманса с его «Tea For Two», и Эдит Пиаф с хрестоматийной «La vie en rose», в пору замереть в экстазе, ошалело хлопнуть глазами и ограничиться, подобно главной героине, тремя красноречивыми слогами: «Ба-буш-ка…» Бардин находит музыку так же безошибочно, как фактуру для своих мультипликационных фильмов: недаром у него обретают жизнь и грацию бумага, спички, верёвки, проволока, пластилин…
Приверженцы психологии смогут вычленить из картины три явных женских архетипа. Корпулентная мама с чёрным поясом по работе с тестом – это Деметра: для своего рода легко «коня на скаку остановит», пирог на ура испечёт. Красная Шапочка – непроходимая и, тем не менее, проходящая всё и всюду прелесть какая дурочка, Артемида «а-ля рюс» («Нет отважнее Красной Шапочки и наивнее нет, увы…») Бабушка – вечная кокетка в платье цвета «пепел розы», как у Мэгги Клири из романа Колин Маккалоу «Поющие в терновнике», неувядающая Геба, «очумелые ручки» которой нарисуют себе губки-глазки-бровки… да хоть всю себя с нуля!
Ну, а ценители старых произведений на новый лад, приветствующие, когда свежий ветер раздувает желтоватые книжные страницы и приносит альтернативные варианты, тоже останутся довольны. Да, «Серый Волк энд Красная Шапочка» – политическая сатира, музыкальная пародия и вообще мультфильм для взрослых, но не стоит забывать: в его основе – детская сказка. А в любой сказке есть намёк, «добрым молодцам урок». Есть своя мораль и в бардинской экранизации: да здравствует доброта! Даже если предательски виляющий хвост оторван и заброшен на ветку, даже если вы являетесь «пищей в волчьем вкусе», не бойтесь. Будьте гуманны, неустрашимы, не дайте заржаветь своему чувству юмора, и никакие металлические челюсти вас не пережуют!
@ Thu, 26 Mar 2015 18:15:55 +0300
Будь готов!
Да, готовы мы, не на аркане ведь тащили А, что получится - то и будет )) +
Очень-очень! Плюс!
Женские архетипы прелесть какие прелесть
ЗдОрово, что напомнили мультфильм
Плюс!
Всегда балдел от возгласа доктора Айболита: "Эх! Хорошо сидим!".
А с каким "энтузиазмом" Красная шапочка тащит задубевший каравай, предварительно поваляв его по всем окрестностям!
плюс!
Мульфильм практически ровесник Августовского Путча 1991 года. Мульт вышел 28 августа, когда арестовывали последних членов ГКЧП. 28 августа 1991 года я был в Саратове и купался в реке под названием Волга.
Будь готов!
Да, готовы мы, не на аркане ведь тащили А, что получится - то и будет )) +
Спасибо. Всё получится!
Я в этом турнире на нейтральной полосе, зато имею возможность и время поднять настроение участникам. Так что сабантуй с цыганочкой, как в волчьем пузе, и вперёд, на бой!
Обожаю этот мультфильм) Только недавно дочери пел "Ээээти зубыыыыы-просто прелееееесть!"(с), а жена недоумевала, откуда это))
Очень-очень! Плюс!
Женские архетипы прелесть какие прелесть
ЗдОрово, что напомнили мультфильм
Да вот почему-то про женские образы у меня всегда получается с вывертом и с душой одновременно.
Спасибо! Я очень люблю мультипликацию Гарри Бардина. Его работы заставили меня принять не только что-нибудь рисованное, а эта – фейерверк остроумия, таланта и вкуса.
Мне когда-то понравился его откровенный ответ насчёт массовых мультяшных пристрастий в интервью.
"- Если перед зрителем поставить три монитора с рисованной анимацией, компьютерной и кукольной (или предметной), то зритель всегда интуитивно предпочтет рукотворную кукольную анимацию. Согласны?
- Нет, не согласен. Зрительское восприятие тяготеет всё-таки к рисованной мультипликации. И нам, в объёмной, надо преодолевать это и завоевывать зрительскую любовь. Если в рисованной диалог складывается сразу: "Ты меня любишь? – Люблю" - и пошли дальше, то в объёмной мы задаём этот вопрос: "Ты меня любишь?" и получаем: "Да как вам сказать…" И тогда я должен завоевать зрительскую любовь с первых кадров. Если получилось, если зритель потянулся к экрану, оторвался от кресла – то ты победил. А если нет, то он так и останется при своей любви к рисованному..."
Ведь прав на все 100% и ни на грамм не слукавил!
Плюс!
Всегда балдел от возгласа доктора Айболита: "Эх! Хорошо сидим!".
А с каким "энтузиазмом" Красная шапочка тащит задубевший каравай, предварительно поваляв его по всем окрестностям!
Спасибо!
Аналогично. Красная Шапка здесь, конечно, упоротая (сорри за сленг), но по-хорошему упёртая!
плюс!
Мерси, дорогая!