В 1928 году в Калифорнии произошла страшная история, которая потом получила название “Вайнвилльские куриные убийства”, а 80 лет спустя Клинт Иствуд решился её экранизировать. Если вы не знаете подоплёку событий, то не спешите спрашивать у гугла, а то половина интереса пропадёт. В двух словах, речь идёт о похищенных детях и маньяке-убийце.
Что же получилось у очень серьёзного режиссёра Клинта Иствуда, который имеет склонность к мрачным, неторопливым драмам, с глубоким эмоциональным вовлечением (читай, сентиментальный зритель непременно пустит слезу) и высокоморальным посылом?
Первым делом в центр повествования он ставит не похищенных детей, не маньяка с топором, не полицейского следователя, а мать пропавшего ребёнка. И кто лучше Анжелины Джоли подойдёт для этой трагической роли? Кто сумеет передать отчаянье и страдание сильной женщины, потерявшей своё единственное дитя? Только многодетная мать-героиня, красавица и умница, посол доброй воли и вообще едва ли не самая яркая носительница гуманистических идей в наше бесчеловечное время. Итак, вооружившись коробкой салфеток и стаканом джина пополам с валерьянкой, я приготовилась страдать вместе с Кристин Колинз, тонущей в бездне отчаянья и безнадёжности.
Но камерные истории об экзистенциальном ужасе бытия не для Иствуда. Размах личности режиссёра и экстравертная харизма прекрасной Анжелины по природе таковы, что им не сидится в маленькой комнатке личной трагедии маленького человека. Так что, немного поплакав в одиночестве и осознав всю бесперспективность этого занятия, худенькая женщина в золотистой шляпке и в платье с цветочками, выходит на тропу войны против целого полицейского управления Лос-Анжелеса. Позже к мисс Колинз присоединяется пастор Брайглеб (Джон Малкович, между прочим!) и за несколько дней одиночный пикет превращается в настоящий крестовый поход с образом матери на хоругвях.
Популярный мотив противостояния индивидуума и системы переходит в плоскость гендерного конфликта. Женская интуиция и родительская любовь против логичного рацио полицейских функционеров. Феминистки, не те, плохие, которые показывают сиськи, а те, хорошие, которые за права для женщин, против великодержавного мужского шовинизма.
Как я могу не узнать своего сына, я же мать!!?
Конечно, и поэтому вы не можете быть объективны.
Это вообще как? Женщине, которая 9 лет растит сына одна, подсовывают какого-то фальшивого мальчишку и ещё сомневаются в её способности отличить подкидыша от настоящего Уолтера. Собственно, слово changeling и обозначает подкидыша, которого феи (в данном случае, феи в погонах из LAPD) подбрасывают людям вместо украденных детей.
А вот тут самое время вспомнить историю. Всего каких-то 100-150 лет назад в прогрессивной Америке и Европе женщина не имела права наследовать и владеть имуществом, голосовать на выборах, получать образование, работать и зарабатывать деньги честным трудом (!). Да и вообще по большому счёту человеком не считалась, если не имела какого-нибудь покровителя мужского пола.
Женщина не согласна с офицером полиции и вообще посмела тут вылезти со своим никому не нужным мнением? Добро пожаловать в психушку! Но я же нормальная, послушайте, я вам сейчас всё объясню! Нормальная? А что тогда вы тогда делаете в психушке? Шах и мат!
И когда уже всё совсем плохо, появляется, как бог из машины, волшебный помощник-пастор, прибегают журналисты со своими вспышками и никто уже, кажется, не помнит про мальчика, все очень увлечены восстановлением справедливости.
Вот тут-то и кроется подвох. Начавшись тихой фортепианной музыкой нежных отношений матери с сыном, фильм завершается мощнейшим крещендо социальной морали, жизнеутверждающей философии и провозглашения традиционных демократических ценностей - свобода прессы, независимая судебная система, равенство всех перед законом, вот это всё хорошее против всего плохого.
Анжелина монументальна в своей хрупкой твёрдости, натурально идеальная мать с плаката, её маленький сын приобретает черты овеянного легендами пионера-героя. Никогда не сдавайся, даже если весь мир против тебя! Занимай активную позицию и борись! Никогда не прекращай поиски! И главное - это Надежда!
Отличная духоподъёмная история о правах женщин и матерей получилась у Иствуда-режиссёра и сценариста Стражински, автора многих серий Вавилона-5. Прекрасная картинка, очень качественно выполненная реконструкция, чудные декорации - залюбуешься этими машинками, телефонами и платьями. Чёткие, яркие типажи второстепенных героев - этот хороший, этот плохой, а этот ещё не определился. Очень сильные сцены в психушке, но опять же, такие шаблонно-ходульные, что сил нет.
Проблема в том, что при таком эпически-нравоучительном подходе, когда человек превращается в носителя Идеи, в функцию, пропадает эмпатия, то есть сострадание. Просто на физическом уровне чувствуешь, что тебе вскрывают черепную коробку и, в мозг, как в чемодан, кладут Жизненные Ценности. У меня даже нет претензий к ценностям, у меня претензии к столь бесцеремонному вторжению и навязыванию. Я хочу смотреть фильмы про живых людей. Фильмы, которые оставляют после себя вопросы, сомнения и размышления, а не глянцевые, качественные и увлекательные агитки.
* Прекрасная работа, сестра суфражистка.
@ Sun, 29 Mar 2015 22:03:26 +0300
Песня для Какапо, или «К звездам сейчас устремимся вдвоём. Я оседлаю комету Галлея, ты оседлаешь начало моё!» )))
- «Рукопожатие - гуманный акт. Мы не сторонники межзвездных драк. Разные лица видятся мне, грязные пальцы, шерсть на спине… Вздорные бабы ворчат поутру, рыбы и гады мечут икру…Трезвый всевидящий выпуклый глаз, лопнуть рискуя, взирает на нас… Дети всех галактик тянут руки к нам!»... )))
P. S.
Из бортового журнала «Бёрднэмо»:
«…Дай опознать, дай губами потрогать пальцы и милых ногтей остриё... На стыке интересов рождается в борьбе искусство совмещения отверстий… Какапо! Я подарю тебе Вселенную от центра до предместий… Жюльжан…»
Плюс, на правах эксклюзивного прочтения). Подробности позже.
Поставил плюс, но есть некоторый перебор умных слов.
Читаю твой текст от начала и отслеживаю про себя, что де у меня не такие ощущения от фильма сложились читаю дальше и всё больше вижу расхождений восприятия; подхожу к финальной части и тут, надо сказать, неожиданно так, словно ты развернулась на 180 и уже другая )), вижу иную позицию автора, которую разделяю, тк ложится на моё восприятие фильма в целом. Немного вышибает почву из-под ног... Преднамеренна ли такая резкая смена ракурса или как-то само собой так получилось? В целом, плюс.
Читаю твой текст от начала и отслеживаю про себя, что де у меня не такие ощущения от фильма сложились читаю дальше и всё больше вижу расхождений восприятия; подхожу к финальной части и тут, надо сказать, неожиданно так, словно ты развернулась на 180 и уже другая )), вижу иную позицию автора, которую разделяю, тк ложится на моё восприятие фильма в целом. Немного вышибает почву из-под ног... Преднамеренна ли такая резкая смена ракурса или как-то само собой так получилось? В целом, плюс.
Вот то же ощущение! Тютелька в тютельку! Не знал, как сформулировать, а ты уже все сказала
Какапе плюс. 8 вернее, чем 10 Жанполя
Читаю твой текст от начала и отслеживаю про себя, что де у меня не такие ощущения от фильма сложились читаю дальше и всё больше вижу расхождений восприятия; подхожу к финальной части и тут, надо сказать, неожиданно так, словно ты развернулась на 180 и уже другая )), вижу иную позицию автора, которую разделяю, тк ложится на моё восприятие фильма в целом. Немного вышибает почву из-под ног... Преднамеренна ли такая резкая смена ракурса или как-то само собой так получилось? В целом, плюс.
Это всё моя любимица Ирония.
Очень приятно было читать ) +
Плюс!
Странное дело меня как будто просквозило легкое чувство брезгливости, то ли к выбору актрисы, то ли к сюжету в целом.
Могу ошибаться, этож до просмотра. Но как-то так.
Чувствуется, что на турнирное поле подтянулась тяжёлая артиллерия!
Об анализе, структуре и прочем даже не заикаюсь – всё более, чем. Скажу о другом.
Ритм и слог твоей рецензии в целом напомнили пионерскую речёвку. И вот, читая её, я словно маршировала с отрядом других кинокопильцев, а из текста то и дело выпрыгивало: "Раз-два –суфражистки, три-четыре – феминистки, сиськи, Иствуд, шовинизм, индивидУм, гуманизм!" И т.д. и т.п. Ты понимаешь, о чём я? Права женщин, Истинные Ценности и прочие серьёзности от Клинта Иствуда в стиле походной песенки Винни-Пуха. И именно это вскрыло мою черепную коробку парадоксальностью и громыханием формы по содержанию. Если такова была задумка, то вышло весьма радикально.
В остальном – рецензия-позиция, достойная восхищения. Без реверансов и соплей.
Мне понравилось, как ты пишешь о Джоли: без пережима, слегка иронично, но констатируя факт успешной игры. Многие не считают её актрисой вообще. Но повод для этого она дала сама не потому, что не умеет играть. В "Джиа" и "Подмене" она работает на износ. Просто большинство режиссёров "берут в тираж её типаж" (что-то сегодня рифмы наружу рвутся). Пользуются штампами, не предлагая материал. Иствуд дал Образ – Джоли Сыграла.
Безусловно, мой "+".
так не честно! женщинам, особенно женщинам матерям, нельзя писать рецензии на такие фильмы - у них слишком хорошо это получится
отличная работа!