Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Grannatt thumb
9/10

«Это душа моя клочьями порванной тучи в выжженном небе на ржавом кресте колокольни!»

Рецензия на фильм «Идиоты»

3368 thumb

     KoNoMo и bro, в День дурака серьёзно и без двусмысленностей посвящается вам. Читаю любя, люблю читая…

Мы разучились рвать рубахи на груди
и песни петь, срывая к чёрту связки,
мы носим гуттаперчевые маски
и так устало нА небо глядим,
боясь дождя, щетинимся зонтами.
Откладываем медь на чёрный день.
И, умно обсуждая дребедень,
смеёмся нарисованными ртами...
...Но тянется рука к воротнику,
простуженную душу обнажая...
И на подножке первого трамвая
навстречу молодому ветерку
сорваться вдруг, сорвать себя с крюка,
оставить поводки, зонты и маски.
И песни петь, срывая к чёрту связки,

неистово валяя дурака.
Татьяна Щербанова

     Кроненберг, Ханеке, Линч… Среди прочих инквизиторов души Ларс фон Триер занимает особое, почётное место. Триер не выпускает наружу и не анализирует внутренних демонов, не дарует надежду – он забирает её и топит на дне персональной Марианской впадины имени очередного своего героя. Это не постерно-няшечное Лох-несское чудовище. Это грозный результат скрещивания мифического исландского Кракена с датским, и его щупальца так же опасны, как стремительный водоворот при отходном манёвре. Не потому ли после фильмов персоны нон грата Каннского фестиваля накатывает волна вселенской тоски и перестаёт мерцать свет в конце тоннеля? В трилогии, состоящей из фильмов «Рассекая волны», «Идиоты» и «Танцующая в темноте», он не менее безжалостно демонстрирует одиночество и обречённость носителей «золотых сердец» в нашем мире. Складирует «пламенные моторы» рядком в пучине, как Михель-Великан в «Холодном сердце» Гауфа или исполняющий его Калягин в «Сказке, рассказанной ночью».

     Положения «Догмы 95» или концепцию культовой трилогии современные поисковики, как натасканные охотничьи собаки, принесут добычей прямо к вашим ногам целее и умелее, чем это сделаю я. А я… Я напишу о другом.

     Каждый из нас – ловец эмоций и ощущений. Жадный, хищный магнат. Наглый потребитель. Молох. Сенобит. Привычное надоедает, изысканным пресыщаешься. Требуются новые горизонты, новые страсти. И мы идём за ними, бесцеремонно грохоча подкованными подошвами огромных ботинок или цокая изящными каблучками по мостовой чужих душ.

     Герои фильма Триера возвращают статус исключительности попранным ещё в эпоху каменного века душевнобольным не из сострадания – из эгоистичной корысти. «Быть идиотом – роскошь. Идиоты – это люди будущего!» - провозглашают они и с головой окунаются в поиски собственных внутренних неформатов. Вокруг них царит пир вседозволенности, парад раскрепощённости, аттракцион безнаказанности, легко переходя неписаные границы, как у Маяковского: «А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется – и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам…» Стофферовская труппа мнимых идиотов живёт по эпатажным законам, придуманным их идейным лидером. Не ждёт чудес – чудит сама, даже когда среди них появляется новый персонаж – типичная шекспировская Корделия. Деликатная, чуть скованная женщина по имени Карен с мягкой улыбкой и грустными глазами. Гоняясь за призрачными или истинными идиотами внутри себя самих, коммунары фонтанируют выплесками неадекватностей наружу. Как ни странно, те, кто принимают их за настоящих душевнобольных, выказывают к ним ангельское терпение. Им симпатизируют даже подлинные дауны, которых, в свою очередь, с трудом выдерживают фальшивые. А что же Карен? Почему сносит насмешки и издевательства её «золотое сердце»? Чем объясняется признание: «Я была здесь счастлива. Быть идиоткой вместе с вами – возможно, лучшее, что со мной случалось…»?

...И казалось ей – завтра придёт награда,
Бог там тоже ведь не дурак,
понимает, она ведь живет как надо,
не отчаивается, и вообще-то рада,
что хватает рывка на свою браваду,
и не жмёт ей лба шутовской колпак.
Да, наверное, всё не так –
только знать бы ещё, как надо.

(Катя Цойлик)

     Сердце каждой из героинь трилогии Ларса фон Триера драгоценно. Жертвенные агнцы, сами отдающие себя на заклание ради кого-то другого, и каждая по-своему прекрасна и убога (у-бога?). Героиня картины «Танцующая в темноте» обозначает предел собственным желаниям: «А хотеть большего – это уже жадность». И всё-таки две из них хотят невозможно многого, пусть и не для себя самих. Бесс из «Рассекая волны» ведёт торги с Всевышним, Сельма из «Танцующей» – с обществом. И только Карен ничего не надо, ей нечего и некого терять. Другие героини противопоставляют себя среде, а она, пытаясь ассимилироваться, обособляется ещё сильнее благодаря искренности и всеотдаче. В ней сидит не маленький идиот, а гнездится огромная боль. И, когда Стоффер с упорством Станиславского потребует доказательств преданности идее, провозгласив категоричное: «Не верю!» - о краеугольный камень притворства споткнутся все, за исключением Карен… Знака высшей пробы достойно именно её «золотое сердце»…

     Всякий создатель Манифеста раньше или позже перерастёт свой талмуд и сам же через него переступит. Так случилось с Маяковским, гулкое эхо чьей «Пощёчины общественному вкусу» отзвучало и затихло. С Триером, который совершил творческий инцест, лишив целомудрия «Догму 95». С его идиотами, искавшими свободу и потерявшими себя в процессе поиска… Всмотритесь-ка внимательнее: признаки грядущего поражения разбросаны по всему фильму! Титры, написанные мелом на деревянном паркете, как символ недолговечности. Женщина с обнажённой грудью, «Свобода на баррикадах» Делакруа-Триера, ведущая в никуда. И сами идиоты, сартровские грешники, обречённые не смыкать глаз на веки вечные и за неимением зеркал искать свой облик в зрачках соседей…

     P.S. Если вдруг Вы обнаружили, что внутри Вас живёт маленький идиот и иногда выходит погулять наружу, не паникуйте. Гораздо хуже, когда за тотальным поведенческим идиотизмом прячетесь и сидите взаперти маленький, неприметный настоящий Вы.

@ Wed, 01 Apr 2015 14:30:06 +0300

Комментарии к рецензии (33)

s8etuan
  • Р.Модератор
  • Wed, 01 Apr 2015 14:41:21 +0300

Прочитала с большим интересом. "+" Гуд джоб )
Очень стимулирует к просмотру/пересмотру триеровской трилогии, я даже и забыла, как оно там было )

Grannatt
  • Кинокритик
  • Wed, 01 Apr 2015 14:43:21 +0300
Юми писал:

Прочитала с большим интересом. "+" Гуд джоб )
Очень стимулирует к просмотру/пересмотру триеровской трилогии, я даже и забыла, как оно там было )

Спасибо! smile Долго сомневалась: не первоапрельский ли это идиотизм – публиковать рецензию на фильм с таким названием в такую дату? Вы меня успокоили... mrgreen

s8etuan
  • Р.Модератор
  • Wed, 01 Apr 2015 15:00:59 +0300
Grannatt писал:

Спасибо! smile Долго сомневалась: не первоапрельский ли это идиотизм – публиковать рецензию на фильм с таким названием в такую дату? Вы меня успокоили... mrgreen

По-моему, очень актуально и в тему! )

rozadavletova

Ух! Прямо хватаете и трясёте )) Завлекаете ) Ну, может быть, когда-нибудь придёт и моё время за Триером чаю попить wink
+

Grannatt
  • Кинокритик
  • Wed, 01 Apr 2015 15:17:24 +0300
РозАЛекС писал:

Ух! Прямо хватаете и трясёте )) Завлекаете ) Ну, может быть, когда-нибудь придёт и моё время за Триером чаю попить wink
+

Роза! За Триером попить чаю? eek idea question2 Ни в коем случае! Вас либо стошнит, либо придётся экстренно спасать от асфиксии!
Спасибо! smile

rozadavletova
Grannatt писал:

Роза! За Триером попить чаю? eek idea question2 Ни в коем случае! Вас либо стошнит, либо придётся экстренно спасать от асфиксии!
Спасибо! smile

С 1 апреля! mrgreen

Grannatt
  • Кинокритик
  • Wed, 01 Apr 2015 15:20:36 +0300
РозАЛекС писал:

С 1 апреля! mrgreen

wall mrgreen thumbsup

rozadavletova
Grannatt писал:

wall mrgreen thumbsup

love
--------------
"Мандерлей" его как-то по ТВ смотрела. История интереснейшая, но "декорации" выбешивали ))

Grannatt
  • Кинокритик
  • Wed, 01 Apr 2015 15:31:16 +0300
РозАЛекС писал:

love
--------------
"Мандерлей" его как-то по ТВ смотрела. История интереснейшая, но "декорации" выбешивали ))

Я вообще-то не фанатка Триера. Но его трилогия "Золотое сердце" и "Меланхолия" меня заставляют возвращаться, пересматривать себя время от времени и размышлять. Другие картины – не дай Бог. (Про "Антихриста" и "Нимфоманку" вообще молчу!) twisted

KoNoMo
  • Кинолюбитель
  • Wed, 01 Apr 2015 16:37:27 +0300

интересная подача. Спасибо! Идиоты в день идиотов)))

Добавить комментарий