Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Chevaist thumb
6/10

0:0

Рецензия на фильм «Исход: Цари и боги»

25291 thumb

Можно бесконечно долго вести теологические споры о достоверности событий, описанных в Библии, но это будет похоже на футбольный матч без ворот: процесс гиперактивный, а результат нулевой. Экранизация библейских текстов - дело неблагодарное по умолчанию. Как минимум по той причине, что приходится ходить по тонкой грани художественного вымысла режиссера и…художественного вымысла авторов Библии. Здесь срабатывает эффект «Властелина колец». Есть люди, знакомые с оригиналом и относящиеся к нему, как к чему-то для них очень

важному. Есть те, кто просто знает оригинал, но он не имеет существенного влияния на их жизнь и мысли. И есть те, кто совершенно незнаком с оригиналом и воспринимают историю в первую очередь через экранизацию. И шанс фильма быть отторгнутым какой-либо отдельной «командой», или всеми сразу, очень высок. Что уж говорить – с  Библией, как и с футболом, знакомы очень многие - если не с сутью, то хотя бы с названием. Ну или с пониманием, что для многих людей эта книга священна. И тут задача режиссера - либо угодить именно этой «команде», либо не париться с правилами и объявить свой фильм «художественной интерпретацией» и…все равно получить свою порцию красных карточек.

Будучи весьма опытным игроком, Ридли Скотт попытался сыграть сразу за все команды, и...не смог выложиться на полную ни за одну из них. С одной стороны, присутствует куча бесполезных перепасовок в виде художественных отступлений от оригинального текста, которые могут не понравиться верующим и знающим писание людям. С другой стороны, все эти отступления не дали картине совершенно ничего - ни дополнительного раскрытия персонажей, ни более глубокого понимания происходящего. Без них картина потеряла бы только хронометраж, но никак не эмоциональную составляющую, которая в ней практически ниже плинтуса. Эта  бессмысленная беготня с одной стороны поля на другую пошла кинофильму в итоге только во вред.

Многие скажут, что в наличии имеется отменный кастинг. Но присутствие на поле звездного состава не гарантирует по умолчанию ни зрелищного, ни результативного матча. Да, Бэйл хорош практически везде, и в «Исходе» в том числе, но его Моисей бегает где-то по кромке поля, теряется на фоне происходящих событий и попытки раскрыть его через семью не приводят ни к чему - слишком короток этот период фильма. Персонаж хоть и развивается, но происходит это практически за кадром, а нас ставят перед фактом или подкидывают коротенькие фрагменты, чтобы мы совсем не потеряли нить. Другие отличные актеры - Уивер, Туртурро, Кингсли, Бренмер, Пол, представлены так коротко и эпизодически, что разглядеть их игру практически нереально. Они как будто были в запасе, но на поле так нормально и не отыграли. Посему первосортный подбор актерского состава особой роли не сыграл. Библейские масштабы, спецэффекты и шаблоны вытеснили личности персонажей. А образ Бога получился противоречивым и в некоторой степени истерично-шизофреническим.

Зрители ходят на матчи по большей части ради зрелища, ради ощущения причастности к нему. Обеспечивающие зрелищность в «Исходе» спецэффекты хороши - масштабные панорамы, буйство стихии, пресловутые «Казни Египетские». Но вот как раз эти самые казни и недожаты. Им уделено слишком мало экранного времени, потраченного на вещи, которые фильму оказались в итоге нужны куда меньше. В итоге получился продукт, рассчитанный на зрелищность, в котором как раз она самая и пострадала. Некоторые казни вообще следуют одна за другой, опуская развитие истории между ними, и если честно в этом случае Библия оказалась интереснее. Как будто вместо прямого эфира матча нам быстренько показали краткие  повторы, и перешли к новостям о большом теннисе длиной в два часа.

Важна и обстановка. Если не будет ревущих трибун, огромных табло со счетом, нормальных ворот, а не двух брошенных на землю ранцев, ощущение настоящего футбольного матча потеряется. С антуражем в фильме как раз все в порядке, но при наличии шикарных декораций и костюмов, режут взгляд явные анахронизмы, как например белоснежные зубы играющих рабов актеров или странные фразы (они, впрочем, могут быть изобретением наших переводчиков). Например, произнесенная в отношении просьбы отпустить рабов «...это затруднительно с экономической точки зрения...». Это невозможно с точки существовавших на тот момент морали и права, согласно которых раб не являлся человеком, а считался имуществом. Вот и смотрятся такие реплики, как странный парень на коньках, в щитках и с клюшкой, пробивающий одиннадцатиметровый.

В итоге, измотанный попыткой побегать и «за наших» и «за ваших», Скотт не выдержал испытания умеренностью и удержанием равновесия между зрелищной и смысловой составляющей. Обе они получились весьма средненькими и невыразительными в общем плане. По всем параметрам и предпосылкам должный быть острым и ярким, матч оказался скучным и проходным. В этом и состоит одна из главных проблем фильма – все, конечно, красиво, ровно, выхолощено, но при этом пресно и не доведено до логического завершения. Настолько, что взгляду и душе не за что зацепиться. Так можно смотреть на бетон – он может быть ровно и грамотно положен, но врядли вызовет такие же чувства, как залитый солнцем травяной луг.

@ Thu, 02 Apr 2015 07:46:50 +0300

Комментарии к рецензии (33)

theghostka
  • К.Модератор
  • Thu, 02 Apr 2015 08:11:43 +0300

Согласен с анализом. Первый плюс мой wink

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Thu, 02 Apr 2015 08:33:12 +0300
theghostka писал:

Согласен с анализом. Первый плюс мой wink

Я заметил что мы так же, как в первой дуэли я с Опэном по некоторым пунктам практически полностью совпали, только разными словами mrgreen

TEKTONIC
  • Киновед
  • Thu, 02 Apr 2015 09:26:32 +0300
Chevaist писал:

Я заметил что мы так же, как в первой дуэли я с Опэном по некоторым пунктам практически полностью совпали, только разными словами mrgreen

Значит будет борьба за каждое очко. wink

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Thu, 02 Apr 2015 09:27:40 +0300
TEKTONIC писал:

Значит будет борьба за каждое очко. wink

Ну, по результатам первой дуэли для нас обоих эта дуэль, фактически - на выбывание) Так что посмотрим, кто у кого...в тяжелой борьбе очко вырвет mrgreen wink Победное... biggrin

TEKTONIC
  • Киновед
  • Thu, 02 Apr 2015 09:30:53 +0300
Chevaist писал:

Ну, по результатам первой дуэли для нас обоих эта дуэль, фактически - на выбывание) Так что посмотрим, кто у кого...в тяжелой борьбе очко вырвет mrgreen wink Победное... biggrin

Поэтому и не терпится узнать ИСХОД. Так рано открыли свои рецензии. mrgreen

alexjopa
  • Р.Модератор
  • Thu, 02 Apr 2015 11:56:02 +0300

отличные у вас рецы, господа... ровно идете.
+

Кстати, ляп. О рабах в древнем Египте. Там было так называемое "временное рабство", чтоб оплатить долги. Ну и таких рабов, ясное дело, никто особо не гнобил. Скорее наоборот, за ним должны были присматривать и хозяин нес ответственность за его поступки. Нюанс в том, что именно на такое временное рабство еврейский народ и согласился. По по истечении срока им показали фигу, собственно из-за чего весь бардак.

Фильм также упустил не менее важный библейский момент: если уже говорите о богах, казнях и прочем, то хорошо бы сказать, что бог Моисею подсказки давал еще до изгнания, что, собственно, в ряде случаев вывело Египет на локальный пик могущества. ну там, предсказать засуху и запастись зерном заранее и подобное.

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Thu, 02 Apr 2015 12:05:24 +0300
ahahala писал:

отличные у вас рецы, господа... ровно идете.
+

Кстати, ляп. О рабах в древнем Египте. Там было так называемое "временное рабство", чтоб оплатить долги. Ну и таких рабов, ясное дело, никто особо не гнобил. Скорее наоборот, за ним должны были присматривать и хозяин нес ответственность за его поступки. Нюанс в том, что именно на такое временное рабство еврейский народ и согласился. По по истечении срока им показали фигу, собственно из-за чего весь бардак.

Фильм также упустил не менее важный библейский момент: если уже говорите о богах, казнях и прочем, то хорошо бы сказать, что бог Моисею подсказки давал еще до изгнания, что, собственно, в ряде случаев вывело Египет на локальный пик могущества. ну там, предсказать засуху и запастись зерном заранее и подобное.

Меня смутила в фильме, кроме прочего, сомнительная его религиозность и ценность в плане соответствия писанию. Ни для атеистов, ни для верующих, ни для агностиков он не несет никакого посыла и не имеет смысла. В принципе, Скотт мог вообще пойти по исключительно научному пути и попытаться связать "казни" с естественными природными явлениями, как например вулканическая активность, песчаные бури и т.д. Если напрячься, это вполне можно сделать - ученые ему в помощь, да и википедию если почитать, и то можно развернуться. Где-то даже прочитал про смерть первенцев объяснение, где этот эффект связали с зараженным зерном. У евреев было отдельное питание и видимо их запасы оказались не заражены, а пища в домах египтян подверглась заражению. Первенцы в семьях всегда ели первыми и доставалось им больше, поэтому если другие могли отделаться легко, то они по большей части умерли. Даже если не все, то достаточно для того, чтобы появилась легенда о смерти всех первенцев. Как то так. Почему бы и нет?

alexjopa
  • Р.Модератор
  • Thu, 02 Apr 2015 12:22:53 +0300
Chevaist писал:

Меня смутила в фильме, кроме прочего, сомнительная его религиозность и ценность в плане соответствия писанию. Ни для атеистов, ни для верующих, ни для агностиков он не несет никакого посыла и не имеет смысла. В принципе, Скотт мог вообще пойти по исключительно научному пути и попытаться связать "казни" с естественными природными явлениями, как например вулканическая активность, песчаные бури и т.д. Если напрячься, это вполне можно сделать - ученые ему в помощь, да и википедию если почитать, и то можно развернуться. Где-то даже прочитал про смерть первенцев объяснение, где этот эффект связали с зараженным зерном. У евреев было отдельное питание и видимо их запасы оказались не заражены, а пища в домах египтян подверглась заражению. Первенцы в семьях всегда ели первыми и доставалось им больше, поэтому если другие могли отделаться легко, то они по большей части умерли. Даже если не все, то достаточно для того, чтобы появилась легенда о смерти всех первенцев. Как то так. Почему бы и нет?

вот то-то и оно. я подозреваю, эффект должен был быть а-ля "всему есть объяснение. вот смотрите" и ближе к концу "но... блин... все му же есть... объяснение..."

Ну а получилось что получилось.

bazilevs
  • Кинолюбитель
  • Thu, 02 Apr 2015 13:54:44 +0300

Чев, мне очень понрА..и по смыслу и по структуре!!!)
Хороший анализ, гладко, образно вытащил суть и иронично преподнес! Реца, самое - тО!!!) (+)

wildberries
  • Кинокритик
  • Thu, 02 Apr 2015 15:24:58 +0300

Любопытный используете прием - сравнение просмотра фильма с просмотром футбольного матча))
Вступление несколько перегружено за счет включения второго сравнения с эффектом «Властелина колец», который показался мне лишним.
Генеральную идею, оформляющую весь текст, выдерживаете от и до. Также, как и оппонент, ваш текст демотивирует зрителя к просмотру, а значит, предлагает ему опираться только на представления автора о фильме. Хотя, на мой взгляд, рецензия вовсе не разгромная получилась, тк вы умудрились соединить основные недостатки картины с его достоинствами, пусть и относительными ))
Из старых косяков: по-прежнему продолжаете фамильярно именовать режиссера по имени (кстати, и theghostka тоже); помимо этого присутствует ваш излюбленный конек - приписывание, в данном случает режиссеру, своих собственных мыслей и соображений.

Добавить комментарий