«Светозвуковые (или светошумовые) боеприпасы — это специальные средства несмертельного действия, оказывающие на человека светозвуковое и осколочное воздействие» (определение из Интернета)
Альберто Моравиа написал роман о конформисте, живущем во времена фашизма в Италии, а Бернардо Бертолуччи снял по этому роману фильм. Наводя справки про этот фильм, я узнал, что режиссер в свое время вступил в коммунистическую партию, что в советском прокате лента вышла в сокращенном виде и черно-белом формате, что кинолента
получила призы и положительные отзывы критиков. Но вопрос, который меня заинтересовал – если фильм антифашистской направленности, то почему он называется «Конформист», а не «Коммунист»? Почему выбран такой литературный источник? Эффект от фильма подобен эффекту световой бомбы – он ослепляет, сбивает с толку и оставляет ощущение легкой контузии. То есть чувства не очень приятные после просмотра, хотя все критики единодушно хвалят операторскую работу и картинку. Фильм отлично снят. Безупречные сцены, совершенная композиция, никакой искусственности. Сравнительно небольшим количеством элементов режиссер добивается высокой реалистичности эпохи. Неожиданные ракурсы, композиции кадров со средними и крупными планами, акцентирующими внимание на конкретном человеке, и с общими планами, когда индивид поглощается пустым пространством - все это создает сильный эстетический эффект - любому поступку человека в картине придается многозначность, и какой-то безотчётный смысл, действительно бессознательное по Фрейду. Поступки главного героя не ясны, они скрыты.
Согласно определению Интернета: конформизм – это социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы; изучением конформизма занимались М. Шериф и С. Аш, которые в ряде экспериментов установили, что существуют различные уровни конформизма; уровни конформного поведения:
1) подчинение на уровне восприятия – изменение восприятия испытуемого под воздействием подставной группы;
2) подчинение на уровне оценки – признание испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение к мнению группы, которое считается правильным;
3) подчинение на уровне действия – осознание испытуемым неправоты группы, но согласие с ней из-за не желания вступать с ней в конфликт.
Также согласно теории конформизм в определенной степени присущ каждому человеку, однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов. Таким образом, подчиняясь воле толпы, человек, тем не менее, осознает, что это неправильно, сознает вину, но все равно подчиняется. Главный герой фильма — это винтик в машине, маленький человек, он не улыбается, не совершает решительных действий, сидит в машине с закрытыми дверьми, даром, что только не занимается каллиграфией как небезызвестный герой Пушкина. Можно только догадываться о причинах, живущих в сердце ключевого персонажа. Страх не дает ему выбрать сторону, и итоге он оказывается среди фашистов. Внутренняя борьба вялая, общественные интересы в итоге побеждают личные, и интересным это не выглядит. Конформист не может ни на что решиться, это скучно. К тому же в рецензируемом фильме с фашизмом соседствуют педофилия, геронтофилия, гомосексуализм обоих видов, детские травмы сексуального характера, что придает всей якобы ведущейся внутренней борьбе героя вообще какой-то запредельно извращенный оттенок. В общем, опять-таки, ощущения неприятные, в фильме есть некая мерзость. Как наблюдение за чем-то склизким, гадким, внезапно вылезшим на свет.
Тем не менее, Бертолуччи написал очень хороший по структуре сценарий: есть пролог, эпилог, путешествия во времени. Воспоминания главного героя, хотя и беспорядочны, но взаимоувязаны, он, к слову, всегда находится в кадре. Структура фильма вкупе с названием подводит к мысли о том, что Бертолуччи снимает фильм не о фашизме, а о ненавистных ему слабохарактерных людях, это трагедия маленького человека, притом поданная гротескно. Семь баллов.
@ Fri, 03 Apr 2015 19:42:11 +0300
от..за что я люблю Никитоса..эта за его стержень непрогибаемый
Итальянские католики после войны описали много проблем, которые нас не касаются. Совсем другая культура. Комунисты и фашисты еще много лет воевали, в 70сятых убивали премьер-министров. А секс проблемы и сейчас актуальны.
Про себя.
- Прямо не Никита, а этот...Шериф! Который М.! )
Вчитываясь про кину...
- "...наблюдение за чем-то склизким, гадким, внезапно вылезшим на свет..."
Вслух:
- Дорогой мой! Вы что, хотите сказать, что Бертолуччи это... обо... это самое... обобщает? )
Очень круто и содержательно, респект!
Очень круто и содержательно, респект!
Это ирония такая)?
Это ирония такая)?
А если серьёзно, то это... название необходимо доработать... Например, "Фотонная мина, или хтонь… От причепилося! ) Или хронь конформизма"... )
Это ирония такая)?
Вообще да, но сейчас нет. Мне понравилось, серьёзно.
"Можно только догадываться о причинах живущих в сердце ключевого персонажа".
Это предложение явно нужно поправить.
В целом - неплохо, ощущения от фильма переданы внятно. Однако я ещё не читала вашего оппонента.
Фильм не смотрела. Рецензия понравилась! (+)
А от обеих рец. сразу впечатления смешались и вспомнился стишок вчера прочитанный:
"Человек
ест чебурек.
Ножа вонзает лезвиеце.
Чебурек разрезывается,
и чебурека нет
Привет!
Человек
кричит о помощи!
Карета Скорой помощи.
Раз!
В живот вонзают лезвиеце,
и человек
раз-
резывается.
Два!
И человека нет.
"Привет!"
(С.Кирсанов)
(надо будет посмотреть))
Фильм не смотрела. Рецензия понравилась! (+)
А от обеих рец. сразу впечатления смешались и вспомнился стишок вчера прочитанный:
"Человек
ест чебурек.
Ножа вонзает лезвиеце.
Чебурек разрезывается,
и чебурека нет
Привет!
Человек
кричит о помощи!
Карета Скорой помощи.
Раз!
В живот вонзают лезвиеце,
и человек
раз-
резывается.
Два!
И человека нет.
"Привет!"
(С.Кирсанов)
(надо будет посмотреть))
Стих - что надо))).