Не секрет, что люди очень привязаны к полюбившимся им героям и «вселенным». Если бы это не было так, то не писались бы по ставшим культовыми компьютерным играм сотни бездарных книг, не снимались десятки продолжений, римейков и спин-оффов. Не возникали бы фан-клубы Дарта Вейдера или Терминатора, не создавались целые школы по овладению искусством боя на световых мечах. С одной стороны это хорошо – люди собираются по интересам, общаются, занимают свой досуг чем-то, может, со стороны и странным, но веселым для них и, в общем и
целом, безопасным для общества. С другой же стороны, это приводит к появлению некой абстрактной силы, которая паразитирует на приверженности фанатов их любимым вселенным. Именно этот «деньгососущий» паразит виновен в появлении фильмов «Терминатор 4», «Индиана Джонс 4», «Скорость 2» и многих других.
При чем же здесь «Чужой 4»? Можно сказать, что он явился переходным моментом между каноничной трилогией и огромной свалкой выкидышей оригинальной идеи, вроде фильмов «Чужой против хищника 1, 2». В нем еще остался дух, а вернее сказать едва заметный запах первых фильмов, но ничего нового, оригинального и запоминающегося в серию он не внес, став абсолютно проходным коммерческим проектом. Зародышем паразита, поселившегося во вселенной «Чужого» и поставившего ее на конвейер удовлетворения финансового голода всех желающих приложить руку, или какой другой орган, к созданию очередного «шедевра» на обломках былой славы серии.
Первая часть фильма была камерной и больше отдавала саспенсом, чем хоррором, при этом обладая идеальной стилизацией «бытового», реалистичного будущего, которая задала тон следующим двум. Вторая вышла на новый уровень, получив гораздо больше черт боевика, но сумев сохранить шарм первой. Третья, при том, что количество персонажей в ней увеличилось, отчасти вернулась к камерности и ощущению замкнутости первого фильма, к его липкому страху и холодному поту, к безысходности и неравной борьбе с неведомым, а четвертая… Четвертая превратилась в фарс по мотивам, в балаган с блэкджеком и… клонами.
Цветовая гамма стала куда более яркой и насыщенной, местами даже кислотной, что пошло фильму во вред – потерялся дух «холодного» космоса, ощущение реалистичности происходящего, при всей его фантастичности. Фильм стал ближе к сатирической военщине Верховена под названием «Звездный десант», которую вполне справедливо люто ненавидят за извращение идеи оригинального романа Хайнлайна. Особо способствуют этому сравнению показательно придурковатые военные, играющие роль пушечного мяса, во главе с бравым и деревянным по пояс сверху командиром. Они не вызывают по отношению к себе никаких эмоций, особенно в сравнении с отрядом десантников из второй части, где один Майкл Бьен стоил актерской игры всех игрушечных солдатиков из четвертой, вместе взятых и помноженных на десять.
От персонажей практически ничего не ждешь – ни каких-либо неординарных решений, ни подвоха и предательства. Героизм происходит строго по плану, трусость – по расписанию. Все их мотивы и цели настолько поверхностны и просты, что можно предсказывать поведение героев на несколько сцен вперед. Интерес представляет только Уивер в роли окончательно заматеревшего клона Рипли, а вернее ее неоднозначные отношения с Чужими. И это единственная интрига, которая поддерживает интерес к происходящему на экране и ради которой стоит этот фильм посмотреть.
Сами Чужие из таинственного противника, преследующего одному ему известные цели и появляющегося из ниоткуда, холодя кровь, и заставляя напряженно замирать перед экраном, превратились в «БУ-монстров», в пушечное мясо, задача которого – внезапно выскочив убить очередного «расходного» персонажа, и погибнуть под градом пуль других героев. Это настолько упростило образ врага и нивелировало заслуги первых трех частей, что из названия смело можно было убирать слово «Чужой». Если бы не вялые попытки связать фильм с предыдущими сериями франшизы, то вместо этих самых Чужих можно представить любых абстрактных монстров, и в итоге мы получили бы совершенно ничем не отличающийся от прочих средненький фантастический боевичок без особых идей и новшеств. Но это неважно: главное, чтобы была наживка, а она есть – название «Чужой», на которое потянутся стройные косяки фанатов.
Даже единственное, чем можно было бы еще завлечь зрителей – спецэффекты, выглядят здесь слабовато и неестественно, в том числе по сравнению с древней первой частью, где нужный эффект легко достигался с помощью грамотных установки света и операторской работы.
Кроме периодически светящихся в кадре Чужих и отношений ксеноморфов с Рипли, стоит посмотреть разве что на строящего рожи персонажа Брэда Дурифа и как всегда харизматичного Рона Перлмана, который, правда, почти как всегда, играет Рона Перлмана. Рипли, благодаря невыразительной игре Уивер в этой части, откровенно потерялась на их фоне.
И что же, учитывая даже все эти минусы? В целом, фильм окупился, хотя сборы в США были весьма малы: добрали за счет мирового проката. А жаль – быть может, финансовый провал охладил бы пыл боссов от большого кино, и мы не увидели бы дальнейшего позора серии. Но чья в этом вина? Ответ лежит на поверхности. Может, поначалу создателям подобных фильмов и казалось, что дорога эксплуатации известности оригинала – опасный и неоднозначный путь, на котором легко оступиться. Но мы сами убедили их в обратном, раз за разом отдавая деньги за бессмысленные и беспощадные продолжения. Сами взрастили этого паразита, но, судя по всему, неплохо с ним сжились. Его не расстреляешь из крупнокалиберного пулемета, не сожжешь в огромной домне, не выкинешь в открытый космос. Он часть нашего общества потребления, часть выработанного в нас киностудиями вкуса. Вкуса разочарования и посредственности, который мы уже не можем распознать за знакомой полюбившейся оберткой и сотнями ароматизаторов и вкусовых добавок из спецэффектов.
@ Tue, 07 Apr 2015 09:08:35 +0300
Пробегая... напевая "У космос пришла усталость, нельзя её избежать..." )
- Это самое... Короче, это самое! )
+ Голос.
Пробегая... напевая "У космос пришла усталость, нельзя её избежать..." )
- Это самое... Короче, это самое! )
Ну тыж умеешь говорить а не это самое?
Мой голос, конечно, ничего не решает, но это определенно неплохая рецензия. Честная, хотя и однобокая. К слову, если посмотреть на то, кто режиссировал данный фильм, то многие вещи встают на свои места. Это типичный французский фильм. Наверное, именно так бы выглядел Чужой, если бы его снимали в стране победившей революции. Поэтому нельзя, думаю, считать его тупо рубиловом денег, есть и положительные моменты, которые упомянуты во второй рецензии.
Плюс. Подробности здесь: http://www.kinokopilka.tv/forum_topics/18534