Примечание:
Операторскую и актерские работы в этом фильме нет смысла описывать, ими нужно наслаждаться. По той же причине в рецензии почти не будет технических деталей – они безупречны.
Повесть «Женщина в песках» - безусловная классика современной литературы. А всякий раз, когда доводится смотреть экранизацию книги, которая при прочтении произвела сильное, впечатление, есть опасность не удержаться от критических сравнений - невольно всплывают давно забытые ощущения, память заставляет забегать вперед и оценивать
«соответствие» текста и картинки. Всё это было и при просмотре «Женщины…», но, к удивлению и счастью, нисколько не помешало и не притупило реакцию на картину, потому что она открывает другую перспективу для восприятия. Накладываясь друг на друга полупрозрачными слайдами, два воплощения истории, созданной Кобо Абэ, сплетаются в нечто единое и новое, густое и затягивающее, как зыбучий песок, и освежающее, как просачивающиеся сквозь него капли воды.
Учитывая, что автором сценария, как это нередко бывает, выступил сам писатель, напрашивается предположение, что в перерыве между публикацией и съемками он успел переосмыслить свое произведение, и решил пояснить, или точнее, натолкнуть зрителя на свои ответы к поставленным в книге вопросам.
Избегая показывать завязку истории, режиссер ограничивается звуком прибывшего поезда в начальных титрах. Поэтому, первым персонажем, с которым знакомится зритель, становится именно Песок. Он силен и враждебен – это сразу понятно. Песчинки, показанные крупным планом, выглядят многотонными глыбами, способными раздавить любого, кто решится с ними спорить. Затем эти «глыбы» сливаются в потоки, волнуются и текут, и на их фоне появляется наш антагонист, ничего не подозревающий турист выходного дня. Он неожиданно велик по сравнению с песчинками, но нас-то уже не обманешь, мы видели их вблизи, и знаем, на что они способны.
Песчаная пустыня безмятежна издалека, безжалостна в деталях. Снова крупные планы – стеклянные глаза, уродливые лапки, зловещие челюсти прячущихся в песке насекомых. И, примерно на одном уровне с насекомыми в экосистеме – жители поселка, выгребающие песок из своих норок-карьеров, отдающие его на продажу в чуждые им, почти сказочные, города. Они на первый взгляд, тоже незначительные и уродливые, но деловитые и настойчивые в своем желании не прерывать установленный порядок жизни.
Снова песок. Физически ощущаешь, какой он липкий и шершавый, хочешь увидеть злонамеренность, в том, как он, в действительности, совершенно беспристрастно, покрывает каждую поверхность и забивается в каждую щель. С изгибами барханов рифмуются и изгибы тела женщины, заманившей героя в ловушку, и завитки ее локонов, и узоры на платье – она тоже «липкая» и «затягивающая», пользующаяся лишь природной силой, и действующая, исходя из своих простейших природных потребностей. Ее можно было бы назвать глупой и эгоистичной, с той оговоркой, что ей никогда и не было нужно быть другой, мыслить шире, чем тот песчаный карьер, к которому она иррационально и неотрывно привязана, как пустынное насекомое к своему панцирю. В ее жизни никогда не было впечатлений более сильных, чем песок, ничто его не затмевало. И она привыкла жить в покорности к нему.
Главный герой, попавший в песчаную ловушку, как одно из насекомых, попадавших раньше в его пробирки, страдает и рвется наружу. Только он такое насекомое, которое решит в пробирке остаться, лишая зрителей удовлетворения от предвкушаемого жизнеутверждающего «хэппи-энда».
При прочтении повести меня преследовала мысль, что герой сдался. Что его сломали и подчинили. И что история именно об этом. После просмотра фильма, мне кажется, что, напротив, энтомолог Никки Джампей – однозначный победитель. Когда прошел первый испуг, он наверняка сравнивал жизнь в песчаном карьере со своей жизнью в Токио. Больше ли в ней неприятных повинностей, больше ли ограничений, меньше ли смысла? Едва ли. Но он все равно «добросовестно» пытался сбежать, чтобы не подчиняться воле других, чтобы утвердить свою волю. Ему важно было быть свободным, иметь возможность выйти из карьера и видеть море, иметь возможность когда-нибудь вернуться в свою старую жизнь. И свободу он ни разу не предает.
Побеждает он в тот момент, когда осознает, что свободен уйти. Как только вместо одного варианта он получает два. Как только оставаться в карьере престает быть выбором песчаных жителей и становится его личным выбором.
С точки зрения современного человека, в этой ситуации можно было бы предусмотреть не два, а множество более благоприятных вариантов дальнейшей судьбы героя. Но, как мне кажется, с точки зрения традиционного японского мировосприятия, с точки зрения Кобо Абэ, именно выбор остаться в песках имеет смысл.
На экране это подтверждается полностью изменившейся атмосферой кадра – песок теперь появляется на заднем плане, он мельче и спокойней, человек на его фоне выглядит если не гордо, то вполне уместно и естественно. Длинное кимоно, заменившее сковывающие городские шорты, гармонирует с пейзажем, делает движения плавней и уверенней. Взгляд героя становится мудрей и спокойней. А из песчаных стен карьера, которые, казалось, высасывали каждую каплю жизни, начинает сочиться вода.
И, если в начале фильма герой был противопоставлен пейзажу, вырван из него, то в конце он «вернулся», готовый позировать для древней гравюры, иллюстрирующей какой-нибудь еще более древний философский текст о принятии и смирении, о пользе простой деятельности, созерцания и молчания. Поэтому, как ни парадоксально, финал фильма, в отличие от финала книги, оставляет не шок и подавленность, а умиротворение и даже какую-то солидарность с обоими героями – с Никки и с Песком.
@ Wed, 08 Apr 2015 15:15:06 +0300
Ну вот наконец-то и фильм под стать рецензенту!
Очень круто, техничено и всё по делу, без всяких там...
С удовольствием плюсую и очень жду новых работ от автора.
Ну вот наконец-то и фильм под стать рецензенту!
Очень круто, техничено и всё по делу, без всяких там...
С удовольствием плюсую и очень жду новых работ от автора.
Спасибо! Я, признаться, волновалась перед нашим соревнованием) Но подход оказался совершенно разный - и это прекрасно. Пусть судьи мучаются
Да!) именно! наконец-тО!!! (+)
(примечание просто класс!)
Несмотря на некий пунктуационный дисбаланс, Ваша рецензия превосходна!
Постоянное пересечение текста книги и полотна фильма не утомляет, а, напротив, вызывает неослабевающий интерес: чему и по каким соображениям Вы отдадите предпочтение? То, что не отдаёте ни книге, ни фильму, выделяя особенности каждого произведения искусства, его достоинства и недостатки, на смену заинтересованности приносит уважение.
Абзац, начинающийся со слов: "Снова песок…" - богат художественно, но не только: Вы очень верно классифицировали природу эгоизма "песчаной" женщины, а ведь в основном все разбирают главного героя.
Заключительная часть с размышлениями о победе покорила окончательно.
Мои "+" , поздравления и благодарность за полученное от прочтения удовольствие!
Несмотря на некий пунктуационный дисбаланс, Ваша рецензия превосходна!
Постоянное пересечение текста книги и полотна фильма не утомляет, а, напротив, вызывает неослабевающий интерес: чему и по каким соображениям Вы отдадите предпочтение? То, что не отдаёте ни книге, ни фильму, выделяя особенности каждого произведения искусства, его достоинства и недостатки, на смену заинтересованности приносит уважение.
Абзац, начинающийся со слов: "Снова песок…" - богат художественно, но не только: Вы очень верно классифицировали природу эгоизма "песчаной" женщины, а ведь в основном все разбирают главного героя.
Заключительная часть с размышлениями о победе покорила окончательно.
Мои "+" , поздравления и благодарность за полученное от прочтения удовольствие!
Рада, что вам понравилось.
Ещё вчера не хотелось смотреть фильм - было понимание того, какие 2 часа ждут впереди) А с утра ни смотря ни на что нахлынуло...
С запятыми есть проблемы, но если их все вернуть на свои места, запятых окажется больше, чем слов) А это значит, структуру надо упрощать.
Отлично).
Великолепная рецензия!!! Браво!!! Особенно понравились мысли о праве выбора и как ими воспользовался ГГ. Сравнения с книгой, характеристика Женщины (которая сама является одной из ипостасей Песка)... Да все хорошо!!!
Плюсище!!!
Интересно, откуда родилось название... Рецензия хороша. И вторая тоже - очень трудно сделать выбор... Пунктуационный сумбур присутствует, как уже заметили выше. Но это поправимо.
Из архивов КК, изданных в 2040 под названием «Утешительные выводы, или Тебе, брат» издательством «Арт-dafafa13». Данная подборка книг была издана в честь того самого известного турнира, который случился 25 лет назад. :
«- Помню, - вспоминает известный многим в то время ahahala – я, наконец-то дождался, когда у ТарантинЫ появился тот самый знаковый текст, с которого всё и началось… Текст, в котором соединилась суть ТарантинЫ и мастерство Жанполя… Помню, как Жанполь, в те времена известная арт-хаусная инди-личность, сразу после появления текста «Внутреннее море» везде таскал с собой фотографию ТарантинЫ и приставал к новичкам КК. Мол, посмотрите, это моя Галатея… Нет-нет, что вы!.. моя фамилия не Полифем… я это… ёйный создатель… После чего так многозначительно поднимал пальчик – мол, вот что бывает после того, когда образованная девушка с академиком это самое…
- Неужели к становлению известной всем ТарантинЫ имел отношение Жанполь?
- Да кто вам теперь точно скажет… это одна из легенд КК…
- А говорят, что он был не в себе… говорят, идёт, бывало, по берегу Невы, посмотрит на гранит набережной и так ни с того, ни с сего – гранат! Все ему – это ж гранит! А он так – я, мол, в граните вижу гранат! После чего крикнет «жанпольсартр!» и убегает…
- Ну да, он немного был того…»
Бонус. Архивное видео с Жанполем.
А если серьёзно – текст «Внутреннее море» - это украшение нынешнего турнира.
+
Интересно, откуда родилось название... Рецензия хороша. И вторая тоже - очень трудно сделать выбор... Пунктуационный сумбур присутствует, как уже заметили выше. Но это поправимо.
Море - частый образ в фильме, аналогия свободы (но это уже я сейчас вам обоснование придумала А так - подсознание вещает)