Старая пословица гласит: «дьявол кроется в деталях»... Что ж, в таком случае британский кинорежиссер Терри Гиллиам вполне способен управиться с целым детализированным легионом из ада.
Выходец из комик-группы «Монти Пайтон», он точно знает, как вызвать у зрителя смех сквозь слезы. До мелочей отрабатывая свои фильмы, Гиллиам отправляет аудиторию в большое путешествие по прошлому и будущему, сквозь разнообразные измерения и даже в глубины человеческого сознания.
Обычно такие турне приправлены ударной дозой
сюрреализма и здоровой порцией трагифарса.
«Бразилия» не стала исключением. Вдохновившись романом-антиутопией Джорджа Оруэлла «1984» ‒ Гиллиам открыл для зрителя свое видение альтернативной реальности ХХ века.
Обязанности всевидящего Старшего Брата возложило на себя могущественное министерство Информации. В государстве царит тотальная бюрократия. Отделы и подразделения множатся в ускоренном темпе, заставляя простого обывателя скакать по кабинетам подобно шарику в пинболе.
Без того плачевное существование окрашивают багрянцем постоянные теракты неведомых террористов, неустанно противостоящих правительству.
Однажды система дает сбой и по подозрению в терроризме арестовывают невиновного сапожника. Начинается бумажная волокита. Разбирать её поручено клерку Сэму Лаури (Джонатан Прайс).
Сэм уже давно примирился с окружающей действительностью и ведет вялую борьбу разве только со своей матушкой ‒ влиятельной светской львицей Идой Лаури (Кэтрин Хелмонд).
Единственное, что будоражит душу клерка ‒ собственные сновидения. В них он парит в поднебесье подобно Икару, стремясь добраться до прекрасной незнакомки, левитирующей неподалеку…
Взяв на рассмотрение дело несчастного сапожника, Сэм еще не подозревает о предстоящей встрече с таинственной барышней из своих видений. Вот только пойдет ли рандеву ему на пользу…
Первое, что бросается в глаза при просмотре «Бразилии» ‒ это весьма оригинальный антураж киноленты. Компьютеры с увеличительными линзами для мониторов и клавиатурами от пишущих машинок; трубы, образующие огромную сеть коммуникаций в городе; механические роботы из министерства информации и ламповый электрический стул. Все это красноречиво доказывает: прогресс выдуманного мира уже шагнул далеко-далеко, а вот дизайнерские решения прочно окопались где-то в сороковых годах ХХ века.
Антиутопический настрой фильма также подчеркивают висящие повсюду плакаты в стиле «Не болтай!» и «Будь бдителен!» , а также шкодливые дети, играющие в «Обыск террориста».
При просмотре картины крайне важно наблюдать не только за основными персонажами, но и за массовкой. Порой за спинами героев разворачивается настоящий театр абсурда.
Впрочем, главные участники действа тоже стараются из-за всех сил: Лаури\Прайс, витающий в своих грезах и потихоньку трансформирующийся в бунтаря; ремонтник-параноик Гарри Таттл (Роберт Де Ниро), лихо передвигающийся по городу в стиле ниндзя; его коллега-соперник Спур ( Боб Хоскинс) ‒ обладатель хищной улыбки и скверного характера; безвольный начальник отдела регистрации Курцманн (Иэн Холм), неспособный и шагу ступить без помощи Сэма; официант-подхалим Спайро (Брайан Прингл), с величавым видом презентующий несъедобные полуфабрикаты под видом настоящих блюд… Практически все персонажи киноленты демонстрируют свой особый, колоритный характер.
Но почему же фильм-антиутопия, не имеющий никакого отношения к солнечной Бразилии, носит имя этой страны?
Все дело в заглавной мелодии киноленты. Это переделанная версия песни «Aquarela do Brazil», чей легкомысленный мотивчик будет постоянно контрастировать с мрачной действительностью картины.
Бытует мнение, что название «Brazil» намекает и на мифический ирландский остров Хай-Бразил ‒ пристанище блаженных, аналог рая. Учитывая подсознательное стремление главного героя к покою и его крайне возвышенные сны, эта версия тоже имеет право на существование.
В свое время «Бразилия» вызвала недовольство, исходящее от американских прокатчиков. Их не устраивал хронометраж и концовка фильма. Но, несмотря на ряд претензий, Гиллиам смог донести до зрителя сюжет в своем первоначальном виде.
История Сэма Лаури ‒ рассказ о человеке пытающемся найти тихое укрытие в самом центре огромного вихря, порожденного безумным миром. Но вкусив запретный плод свободы из рук своей мечты, он и не предполагал, что отдаст свое тело буйным воздушным потокам …
Moй первый плюс! Хорошо, что успел. Я уже начал волноваться!
Моя ставка в силе!!!
Красиво, хорошо, просто — с умным и серьезным видом энергично давлю на плюс ) Не заметила привычных "примет Опэна Белого", списываю это на укоренившийся с недавнего времени в разделе похоронный флер ) но все равно well done
Рецензия по структуре фирменно Ваша: Вы словно путешествуете с фонарём в руках по коридорам киноленты и захватываете в пятно света её моменты поочерёдно, в процессе ходьбы.
Спокойно, обстоятельно, детально, хотя для меня так и осталось за рамками рецензии Ваше отношение к этому гиллиамовскому фильму, о котором я могу догадываться разве что по выставленному оценочному максимуму. Чем Вас покорила "Бразилия", где её место среди всего послужного списка режиссёра лично для Вас? Было бы небезынтересно узнать.
Мой "+".
А здесь так завлекательно. +
Наверное, всё-таки надо посмотреть
Красиво, хорошо, просто — с умным и серьезным видом энергично давлю на плюс ) Не заметила привычных "примет Опэна Белого", списываю это на укоренившийся с недавнего времени в разделе похоронный флер ) но все равно well done
А можно подробнее про похоронный флер? Я чет не в теме насчёт этого)
А можно подробнее про похоронный флер? Я чет не в теме насчёт этого)
Флером я называю вопиющую серьезность и траурные лица части полуфиналистов, судей, а также комментаторов, как будто у нас кто-то умер в разделе (подозреваю, что Кэмерон, и видимо, насильственной смертью через удушение моей смертоносной иронией)
Флером я называю вопиющую серьезность и траурные лица части полуфиналистов, судей, а также комментаторов, как будто у нас кто-то умер в разделе (подозреваю, что Кэмерон, и видимо, насильственной смертью через удушение моей смертоносной иронией)
Свет пролилсЯ
Флером я называю вопиющую серьезность и траурные лица части полуфиналистов, судей, а также комментаторов, как будто у нас кто-то умер в разделе (подозреваю, что Кэмерон, и видимо, насильственной смертью через удушение моей смертоносной иронией)
аха, вот вам бы всё смехуёчки! а страданье где? не, не забывайте страдать
аха, вот вам бы всё смехуёчки! а страданье где? не, не забывайте страдать
а я чо, я ничо
а я чо, я ничо
ты и ничо, зато я чо