«Братья эякулировали, эякулировали, да не выэякулировали» - скороговорка по мотивам одной кинотрилогии.
«- Quel est cet homme?
- На c’est un bien grand talent, il fait de sa voix tout ce qu’il veut.
- Il devrait bien, madame, s’en faire une culotte»*.
Как-то раз бравые ирландцы из авиакомпании «Ryanair» начертили на снегу в аэропорту Дублина графическое изображение мужского полового органа. Недолго думая, пресс-секретарь «Ryanair» заявил следующее: «В то время, когда наш
персонал на земле преуспевает в своих прямых обязанностях, очевидно, рисование не является их коньком. В этом примере ясно видно, что на снегу была попытка нарисовать самолет, но были совершенно упущены крылья».
«Матрицей» Энди и Ларри Вачовски метают перед зрителем все точки над i, визуально олицетворяя лакановскую регрессиию. Забыв, правда, о том, что их творение – тот самый самолёт с упущенными крыльями.
«Матрица». Симулякры и симуляция. Мастурбационные фантазии. Реальность под властью третьего порядка тех самых симулякров. Свобода или перезагрузка?..
«Матрица». Хор, поющий на санскрите. Корабль Морфеуса имени вавилонского царя. Тревожные, пророческие сны. «И сказал им царь: сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон». Иллюзорное пространство желаний. Женщина в Красном…
После выхода «Матрицы» братьев Вачовски и зрители, и критики, и просто прохожие стали активно заниматься фаллометрией. Мол, давай проверим, чья «глубина глубин» понимания глубже? Мол, «не, ну ты понел», что имели ввиду братья-режиссёры?
Вот тут-то Лана и порылась! Дело в том, что Вачовски, будучи в период «Матрицы» действительными братьями, ничего такого «прямо сверх» ввиду-то и не имели. Они просто ввели свой личностный цирк в учебник философии. Без всяких там прецессий и имажинерии.
Взяв за основу жизненный путь Сократа вперемешку с романом Галуйе «Симулакрон 3», братья-акробаты добавили к этому декорации из фильма Алекса Пройаса «Тёмный город». А к кускам катарсиса и «Мира на проводе» Райнера Вернера Фассбиндера добавили юного воина Нео из «аццкого мегатрэша» Тима Кинкейда «Катастрофа роботов». Соединив всё это с мировоззрением одного Жана, Вачовски попытались выяснить - так, чисто для себя – насколько глубока кроличья нора.
Изначально своей «Матрицей» братья хотели ещё раз подтвердить известный всем факт, что уроборос начинается с хвоста. С хвоста, который есмь всего лишь электрический сигнал, интерпретируемый нашим мозгом.
Но в процессе исследования глубины норы белого кролика Вачовски свой фокус с уроборосом в формате эскапизма решили превратить в идейный манифест, которым они и стали по-иеговски, со словами «А вы верите в Матрицу?», вскрывать черепные коробки неподготовленных к мозгосексу и зрителей, и критиков, и просто прохожих. На руку братьев сыграл набирающий в то время обороты социальный хаос, который перетасовал и сословную социумную структуру, и незыблемость эстетических пристрастий внутри общества.
Впрочем, Вачовски до сих пор толком и не поняли, какого матричного уробороса они в итоге сотворили. Данный факт подтверждают последующие работы режиссёров, включая и Перезагрузку с Революцией.
Впрочем, это немудрено. Тому, кто занят процессом, очень сложно быть объективным, оценивая данный процесс.
Конечно, бразерс-режиссёры и гадать-не гадали, что их «Матрица» станет культом, что для анализа их детища будут собирать научные конференции и семинары, писать книги и просто интеллектуально мастурбировать культивировать.
Спору нет, «Матрица» Вачовски – это действительно феномен. Феномен, как его толковали и Аристотель, и Жан-Поль Сартр, и даже Юм. Вот только фокус в том, что в профиль «Матрица» - это типичный ноумен в формате видео обоев для рабочего стола «Как Малыш Энди и Малыш Ларри начитались у Жана Бодрийяра про Цифрового Карлсона, но сами так и не научились летать».
Действительно, с одной стороны «Матрица» - это постмодернистская булавочная головка, которая горой возвышается на схеме превращения круговорота человеческой жизни в воронку в санитарно-техническом приспособлении для дефекации. С другой стороны, «Матрица» - это идея имитации мира с размышлениями о значении и назначении человека, некая фундаментальная Нео-библия о том, что есть в человеке живого.
Вот только, как ни крути, но по сути своей «Матрица» - это всего лишь рисунок братьев Вачовски самолёта без крыльев. Самолёта, силуэт которого напоминает мужской половой орган. Как говорится, вспомни, сестра, не восхождение Юпитер, а как братом была!..
- Как?! Как без крыльев?! – воскликнут матрицефилы. - Это ж богохульство, отца Нео через колено! Да «Матрица» для нас, матричных икаров, и есть те самые крылья! Крылья, которые несут нас от реального – к реальнейшему!
Нет, дорогие мои чёртики из табакерки профессора Коркорана! «Матрица» Вачовски – это просто свихнувшееся время. А крылья… А крылья к вачовскому «Навуходоносору» и зрители, и критики, и просто прохожие приделывают исключительно свои. Личные и неповторимые…
У одного городка на Кипре есть символ - фигурка некого Пафоса, сына ожившей статуи и человека. Она представляет из себя маленького человечка с большим МПДП**. Знатоки утверждают, что данный символ курирует потенцию – мол, чем меньше фигурка самого Пафоса, тем больше… Ну, вы меня поняли. Короче, фигурки малюсенького Пафоса в городке имени его имени раскупаются туристами, аки горячие пирожки. Или аки средства предохранения на форуме «Валдай». Какое это имеет отношение к «Матрице»? Всё просто: зритель эпично-кибер-фееричной «Матрицы» должен быть начеку, так как потенция у братьев-режиссёров ещё та, а средствами контрацепции они, видимо, предпочитают не пользоваться.
В Древнем Риме качество и красота ночной вазы считались одним из главных показателей благосостояния человека. Если «Матрицу» рассматривать в данной плоскости, то картина братьев Вачовски, эдаких философов как от кино, так и от поста с модернизмом, наглядно говорит об интеллектуальном благосостоянии кинематографа периода братьев Вачовски.
Да, «Матрица» - это совершенная, продуманная до мелочей, кино-«движуха», в которой правят бал идеи и манифесты братьев из одного стручка. Манифесты, В Которых Каждое Слово Написано С Большой Буквы. Да, «Матрица» - это загадочность и напряжение вачовского Пафоса, фантастическая зрелищность и фактурность кадра, звука, актёрской игры… И ещё немного Пафоса как в формате хай-тек иллюзий, так и в формате «Хай! Тач ми!». То есть, тач реализма… И это правильно, так как без пафоса зрителю будет глубоко до Матрицы, убили ли твоего Былинного Героя, или он превозмог.
Да, от «Матрицы» во всех зрительских местах бегают стайки взбудораженных братьями Вачовски мурашек, вошек и симулякров. Да, можно смело утверждать, что тот, кто не видел «Матрицу» – не видел кино. Кино о Подлинном Доме и Перевёрнутом Дереве, на котором сидит Тысяча Бодхисатв. Кино, в котором сюжет и технология едины. Кино, которое возвело спецэффекты в правила «хорошего тона». Кино, в котором стирается грань между объективно-аналитическим и субъективно-чувственным. Кино, в котором зрителю предлагается найти различия между солипсизмом и «потерей адекватности восприятия окружающего мира».
Но, несмотря на всё это, «Матрица» - как самостоятельная картина, так и как часть трилогии о Матрице - является всего лишь ночной вазой братьев Вачовски. Неповторимой, идеально скроенной. Но ночной вазой. И только. Впрочем, всё это не имеет никакого значения. Ведь, как поётся в одной песне, и сам ты Матрица, и МПДП** твой Матрица…
P. S.
«С возрастом мы научаемся формулировать, но чистота и сила детского восприятия, конечно, замутняются и слабеют. Приходят ирония, аллюзии, обыгрыш стиля…» - Михаил Веллер.
«Мы уже не способны верить, но мы верим в того, кто верит. Мы уже не способны любить, мы любим лишь того, кто любит. Мы не знаем, чего хотим, и хотим лишь того, чего хочет кто-то…» - Жан Бодрийяр.
___________________________________________
* - «- Что это за человек? - О, это большой талант; из своего голоса он делает всё, что захочет. - Ему бы следовало, сударыня, сделать из него себе штаны» (франц.), - А. С. Пушкин, «Египетские ночи».
** - «мужской половой детородный пенис», из рассказа «Посвящается Стелле» Михаила Веллера.
@ Mon, 27 Apr 2015 00:00:34 +0300
P. P. S.
P. P. P. S.
«Мир на проводе», Welt am Draht, 1973 г. Режиссёр – Райнер Вернер Фассбиндер.
Пожалуй, самый первый фильм о компьютерной симуляции. По совместительству - первая экранизация книги Галуйе «Симулакрон 3». Присутствуют: компьютерная реальность, путешествие в виртуальный мир, идея перемещения туда с помощью телефона-автомата, образ человека, докопавшегося до правды, за которым охотятся «агенты смиты».
«Я целовал её в рот, она меня – наоборот», или Симуляция реальности.
Рецензия-симулякр на фильм «Мир на проводе»
«Тем, кто видел «Мир на проводе» Фассбиндера, никакие «Матрицы» не нужны» – Жанполь.
Скажу так: если бы из всех фильмов Фассбиндера Р. В. мне пришлось увидеть только лишь «Мир на проводе», его вариант «Симулакрона 3» Галуйе в двух частях, снятый для немецкого телевидения, я бы и тогда без промедления написал имя этого режиссёра-эстета поверх всех фамилий остальных работников кины. Как и имя его верного оператора Михаэля Балльхауса. Почему? Потому, что визуальное совершенство «Мира на проводе» просто сбивает с ног, а мир, прописанный уникальным режиссёрским и операторским языком, взрывает мозг, разбрасывая все его шестнадцать миллиардов нейронов как по зеркалам «Мира на проводе», так и по зеркальным отражениям этого мира. Мира, который является воплощением совершенного нигилизма; мира, в котором искусственная манерность вкупе с бутафорией нуара в формате кибер возводит в высшую степень математику виртуальной реальности симуляции.
Ослепительная красота холодной вымороженности отношений, скопище зеркал и зеркальных отражений порождают идеальность бесчувствия.
Фассбиндер Р. В. заявляет следующее: отформатированные симулякрами марионетки, которые, усомнились в Системе и поставили под сомнение и бытие, и, соответственно, саму суть бытия, могут начать жить по-настоящему, без симуляций. Могут вырваться из мира, в котором нет ни целей, ни цельности, ни любви. Для этого всего лишь достаточно перерезать нить-пуповину, соединяющую марионетку с Симулакроном, симуляционным богом. После чего, убив кукловода и заняв его место, стать живым. Наплевав на мир №0, на мир №1, на мир №2, на мир №3 и так до бесконечности…
Вот такой вот сай-фай…
Постскриптум-симулякр к рецензии-симулякру на фильм «Мир на проводе» ««Я целовал её в рот, она меня – наоборот», или Симуляция реальности»
«Глазам больно от психоделического колористического буйства. Цвета багрово-черные, синее на жёлтом, изысканные оттенки мебели, оранжевые лампы и телефоны на чёрных лакированных плоскостях, лазурные кинескопы и аквамариновая подсветка. Это разлинованная реальность, сплошь диагонали, перекрещивающиеся линии, прямые, уходящие в бесконечность, за горизонт глубины кадра. Удушающее золотое сечение, делящее кадр на два, четыре, восемь мини-миров. Глубиной отдельные кадры и сцены походят на киноворонки: вот герой, там ещё один, в отдалении девушка, за горизонтом важная деталь, но и дальше, глубже что-то золотится, мерцает. «Мир на проводе» - визуально понятая бесконечность кинопространства, в особенности миров, вложенных как матрёшки друг в друга. Те же зеркала, с которыми и до, и после игрались режиссеры и операторы, использованы Фассбиндером так, как если бы Орсон Уэллс растянул свою финальную эксцентричную перестрелку в «Леди из Шанхая» на пару часов. Отражения отражений, зеркало супротив зеркала, зеркала расставляются так, что герои двоятся, троятся, множатся, пока не уничтожается само понимание «одного героя, единого и неделимого». И это тоже визуально понятая относительность восприятия действительности, иллюзорность как такового бытия и, тем более, человеческого самосознания…
И глаза, и голова устают. И всё это роднит нас с главным героем, мучающимся паранойей, жизнью в искусственном мире сновидений, зеркал, отражений и аватаров, оживших фарфоровых кукол, безэмоциональных бесед, разговоров человеко-машин…» - «Золотое сечение и киноклаустрофобия», некий «опыт тоталитарной экзистенции» под названием «Там, где слишком красиво – настоящего Бога нет».
Постпостскриптум-симулякр к рецензии-симулякру на фильм «Мир на проводе» ««Я целовал её в рот, она меня – наоборот», или Симуляция реальности»
"ночная ваза" с фирменными узорами)) плюс от меня
В целом, то что автор приписал Вачовски, можно приписать и автору)) предлагаю читателям придумать емкое определение данной ситуации)
"ночная ваза" с фирменными узорами)) плюс от меня
В целом, то что автор приписал Вачовски, можно приписать и автору)) предлагаю читателям придумать емкое определение данной ситуации)
- Это всё б... б... большая Матрица! ) Значит, так...
«Зачем делать сложным то, что проще простого?», или Бодрийяр, Бодрийяр – зови меня так!». Манифест с симулякрами и бонусами.
Часть 1. Нигилист на нигилисте сидит и нигилистом погоняет, или Куда засунул Нео свои хакерские прибамбасы?
Отфилософили. Всех отфилософили Энди и Ларри. И продюсеров, и зрителей, и критиков. И просто прохожих! Они даже частично отфилософили и свой надмозг, что в будущем сказалось на их братской гендерности.
До тех пор, пока ты будешь способен мыслить и прикидывать, сколько твоего дерьма войдёт в нору белого кролика – ты будешь их, брата и сестры. Пока ты будешь делать сестре, Брат будет делать тебя. Да прибудет с вами Нео! И, мать его… И, мать её, Сестра Лана!
Что такое «Матрица»? Всё просто: «Матрица» - это фильм о Подлинном Доме. Фильм, который помогает либо настроить, либо при необходимости быстро подстроить кинотеатр Hi-Fi класса.
«Зачем делать сложным то, что проще простого?», или Бодрийяр, Бодрийяр – зови меня так!». Манифест с симулякрами и бонусами.
Часть 2. Прецессия как процесс.
Жан-Поль Сартр: «Пока считалось возможным вырваться из пут человеческого удела путем аскезы, мистики, метафизических учений или поэтического творчества, фантастическому жанру приходилось играть чётко определённую роль. В нем проявлялась наша человеческая способность превозмогать человеческую природу; писатели старались создать какой-то иной, не наш мир - одни, как По, опирались на принцип искусственности; другие, как Казотт, Рембо и вообще все, кто высматривал «гостиную на дне озера», веровали в чудотворческое призвание писателя; третьи, как Льюис Кэрролл, желали систематически приложить к литературе беспредельную власть, которой обладает математика в создании новых миров из условных допущений; четвертые, наконец, как Нодье, понимали, что писатель - это прежде всего лжец, и пытались дойти до лжи абсолютной. Создаваемый при этом объект не отсылал ни к чему, кроме себя самого, он ничего не изображал, он хотел просто существовать, он утверждал себя одной лишь своей плотностью. Если же некоторые авторы использовали фантастический язык, чтобы под покровом приятных вымыслов выражать какие-либо философские или нравственные идеи, то они охотно признавали, что лишают этот способ выражения его обычных целей и создают, так сказать, лишь бутафорскую фантастику…»
«Зачем делать сложным то, что проще простого?», или Бодрийяр, Бодрийяр – зови меня так!». Манифест с симулякрами и бонусами.
Часть 3. О, Архитектор! Сделай нам всем дефлорацию!
Претензии Бодрийяра к Вачовски сводятся к отсутствию в «Матрице» имажинерии.
«Все референции смешивают свои дискурсы вкруговую, в стиле Мёбиуса. Секс и работа не так давно были категорически противоположными понятиями: сегодня и то, и другое превратилось в потребности одного типа. Раньше дискурс истории набирал силу, решительно противопоставляя себя дискурсу природы, дискурс желания - дискурсу власти, - сегодня они обмениваются своими означающими и своими сценариями… Речь всегда о том, чтобы доказывать реальное через воображаемое, истинность через скандал, закон через нарушение, существование работы через забастовку, существование системы через кризис, а капитала - через революцию; доказательства театра через антитеатр; доказательства искусства через антиискусство; доказательства педагогики через антипедагогику; доказательства психиатрии через антипсихиатрию, и т.д.
Все метаморфизируется в свою противоположность, чтобы пережить себя в откорректированной форме…» - Жан Бодрийяр, «Симулякры и симуляция. Обратная сторона ленты Мёбиуса».