Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Kakapo thumb
8/10

Люди не люди машины не машины ставить не ставить

Рецензия на фильм «Из машины»

25816 thumb

Sometimes you eat the bear and sometimes the bear, well, he eats you.*


Человек, да и весь род человеческий, только и делает, что бежит от одиночества. На уровне индивидуума - с диогеновым фонарём в руках вечный поиск родственной души и “просто человеку нужен человек”. На уровне вида Homo sapiens  - постоянное стремление найти разумные формы жизни где-нибудь ещё. Обожествление природных явлений, вера в создателя, попытки оживить собственные творения (будь то Галатея Пигмалиона или чудовище доктора Франкенштейна), поиск внеземных цивилизаций. Всё, что угодно, лишь бы не одному.

В эпоху высоких технологий одиночество легко заполнить общением с компьютером, с сетью, с паутиной, которая, в некотором роде, является совокупностью всех людей, то есть, поличеловеком, при этом реальным человеком не являясь. Об этой сущности отлично сказано в последней книжке писателя-Пелевина: “...это светящийся экран на расстоянии шестидесяти сантиметров от глаз. С которым мы трахаемся, советуемся и интересуемся, какие для нас сегодня будут новости”.  Вряд ли режиссёр-Гарленд читал Виктор Олегыча, но и его немало заботит судьба “супруга заэкранной тьмы” (по-просту говоря, экранного дрочилы-тестировщика в исполнении Донала Глисона), который неожиданно встретился лицом к лицу с реальным, пусть и механическим, воплощением своего порно-профиля (Алисия Викандер).

Шутки шутками, а Ex Machina получилась довольно серьёзным и строгим научно-фантастическим фильмом на актуальную, хотя и многократно уже отснятую и обсуждённую, тему отношений между живым человеком и машиной, обладающей интеллектом Опытный сценарист и одновременно режиссёр-новичок Алекс Гарленд (известный нам как автор двух хороших фильмов - “Пляж” и “28 дней спустя”) подошёл к вопросу очень ответственно и старательно.

По большому счёту, его фильм - это обширная антология современных представлений о человеческом сознании и ИИ. Атлас идей с картинками. Тут и знаменитый тест Тьюринга, переосмысленный в части тестируемого и тестировщика, и Витгенштейн с Голубой и Коричневой книгами (а Витгенштейн рассуждал о том, как речь связана с сознанием и самосознанием), и мысленный опыт “Мария в чёрно-белой комнате”, даже фигурирует картина Джексона Поллока, абстрактного экспрессиониста, который творил на границе сознательного и бессознательного.  И, конечно, линия экватора на этой карте идей - это мысленный эксперимент “Китайская комната”, который подразумевает, что наличие интеллекта ещё не гарантирует наличие сознания (машина может играть в шахматы, но понимает ли она, что такое шахматы?).

Здесь Гарленд продолжает и развивает идеи писателя-фантаста Питера Уоттса, (широко известный в узких кругах гиков роман “Ложная степота”): возможно ли создание не просто машины с искусственным интеллектом, а машины с разумом, то есть с самосознанием. Или, иначе говоря,  бородатого миллионера Натана (Оскар Айзек) мучает вопрос, что же он всё-таки смастерил - личность или эрзац-личность, симулякр личности? Тварь я дрожащая или право имею? Криэйтор я или Создатель, чорт подери?


Как говорил автор Заратустры, Gott is tot**, и - как продолжение, да здравствует Человек! Не случайно и Калеб, и Натан - это имена ветхозаветных деятелей, а имя “Ава” можно расшифровывать как А (дам) + (Е)ва, то есть, обоеполый человек, адрогин, самодостаточное создание, которое не страдает от одиночества. И в  XXI век оцифрованная часть людского племени уверенно входит под новым лозунгом: Человек умер, да здравствует Машина. И это правильно. В отличие от своего создателя, Машина не спит, не пьянствует, не страдает от депрессии, не занимается саморазрушением. Со всех сторон, куда более совершенный вид. Следующее звено в цепочке эволюции - Deus ex Machina.


По исполнению Машина носит все признаки “театральной” фантастики: построение действия по сеансам, чёрно-белые сны-вставки, глубокомысленные диалоги при отсутствии явной “движухи”, тревожная атмосфера футуристических интерьеров, малое количество героев, каждый из которых себе на уме и что-то явно не договаривает. Фильм в духе Бегущего по лезвию, Аниматрицы, AI, Луны 2112, Чёрного зеркала. С последним получилось смешно, потому что рыжий Донал Глисон  участвовал и в этом английском сериале в роли, внимание, робота! С искусственным интеллектом, разумеется.

Особую роль играют съёмки природы: на величественном фоне пейзажей Северной Норвегии развернулась очередная межвидовая борьба за место под солнцем. (И пусть у гробового входа/Младая будет жизнь играть,/И равнодушная природа/Красою вечною сиять).

Ещё в Машине очень качественные актёрские работы, а по-другому и невозможно, потому что фильм держится на диалогах.  Особо отмечу бородатого гения-отшельника (Оскар Айзек), который днём тягает железо, а по ночам глушит  водку в полном одиночестве, без малейшей перспективы выйти из этой полудобровольной изоляции. В этом образе программиста-миллиардера угадываются отражения Брина, Цукерберга, Маска и других гениев нашего времени, возглавивших очередную научно-техническую революцию.


В сухом остатке: любопытная философская и псевдонаучно-фантастическая драма из жизни машин и людей в очень эстетских интерьерах, оставляющая тяжёлое и сложное послевкусие.  8/10.

 

* Иногда ты ешь медведя, иногда медведь ест тебя.

** Бог умер

@ Wed, 24 Jun 2015 22:02:13 +0300

Комментарии к рецензии (52)

dafafa13
  • Кинокритик
  • Wed, 24 Jun 2015 22:11:58 +0300

поличеловеки - люди не люди машины не машины ставить не ставить mrgreen мне понравилось, плюсую)

есть, на мой весьма привередливый взгляд, коробящие места, но их мало

theghostka
  • К.Модератор
  • Wed, 24 Jun 2015 22:13:45 +0300

thumbsup
ХорошО! ХорошА!
Да, фильм вкусен и для глаз, и для ума.

kakapo
  • Кинокритик
  • Wed, 24 Jun 2015 22:17:40 +0300
dafafa13 писал:

поличеловеки - люди не люди машины не машины ставить не ставить mrgreen мне понравилось, плюсую)

есть, на мой весьма привередливый взгляд, коробящие места, но их мало

Спасибо!
Коробящие места, ты имеешь в виду стилистику или смыслистику?
Посигналь, какие именно, я подумаю, что с этим можно сделать.

kakapo
  • Кинокритик
  • Wed, 24 Jun 2015 22:19:17 +0300
theghostka писал:

thumbsup
ХорошО! ХорошА!
Да, фильм вкусен и для глаз, и для ума.

Спасибо!
И фильм хорош: я после него узнала много нового.

theghostka
  • К.Модератор
  • Wed, 24 Jun 2015 22:25:13 +0300
kakapo писал:

Спасибо!
И фильм хорош: я после него узнала много нового.

Фильм очень хорош. А на Айзека я после этого смотрю совсем по иному

vSEGAv
  • Кинокритик
  • Wed, 24 Jun 2015 22:43:02 +0300

Как я понял, вся фильма - очередная попытка "очеловечевания" машины? На языке кибернетиков, машина, обладающая ИИ, называется Голем! То есть не компьютер с определенными функциями, а именно ИИ - саморазвивающийся организм без души. А уж разум человека, в силу его специфики, начинает одушевлять мертвые предметы, - 21 век, а все у костра с бубном пляшем! Хочет разум чудеса и все тут mrgreen

dafafa13
  • Кинокритик
  • Wed, 24 Jun 2015 22:43:06 +0300
kakapo писал:

Спасибо!
Коробящие места, ты имеешь в виду стилистику или смыслистику?
Посигналь, какие именно, я подумаю, что с этим можно сделать.

посигналил в личку)

theghostka
  • К.Модератор
  • Wed, 24 Jun 2015 22:50:31 +0300
Б@н3ай писал:

Как я понял, вся фильма - очередная попытка "очеловечевания" машины? На языке кибернетиков, машина, обладающая ИИ, называется Голем! То есть не компьютер с определенными функциями, а именно ИИ - саморазвивающийся организм без души. А уж разум человека, в силу его специфики, начинает одушевлять мертвые предметы, - 21 век, а все у костра с бубном пляшем! Хочет разум чудеса и все тут mrgreen

Как раз нет. Я так понял, что железяка железкой и останется

vSEGAv
  • Кинокритик
  • Wed, 24 Jun 2015 23:06:52 +0300
theghostka писал:

Как раз нет. Я так понял, что железяка железкой и останется

я тоже на это надеюсь ))) тогда можно и глянуть smile вот в "страховщике" обыграли эту тему интересно, - там никто "человеком" становится и не думал, у машины свой путь и т.д. потому мне и понравилось cool

theghostka
  • К.Модератор
  • Wed, 24 Jun 2015 23:17:06 +0300
Б@н3ай писал:

я тоже на это надеюсь ))) тогда можно и глянуть smile вот в "страховщике" обыграли эту тему интересно, - там никто "человеком" становится и не думал, у машины свой путь и т.д. потому мне и понравилось cool

"Страховщика" еще не смотрел, здесь идея немножко другая, но близко, тебе должно понравиться

Добавить комментарий