«Есть в жизни две вещи, ради которых стоит жить: наслаждения плоти и прелесть литературы." Сэй-Сёнагон, «Записки у изголовья», раздел 172.
Британец Петер Гринуэй, один из самых оригинальных и независимых режиссёров современности, работая над "Интимным Дневником", был вдохновлен старинной книгой Сэй-Сёнагон, «Записки у изголовья», личным дневником фрейлины при дворе японской императрицы Садако, эпохи Хэйан, написанной более 1000 лет назад. Близкой оказалась ему основная мысль Сэй-Сёнагон:
«Без плотских радостей и утончённого удовольствия от литературы мир стал бы мрачным и бесцветным". В изысканно-эротическом фильме, Гринуэй, художник, эрудит, искусствовед, интерпретирует глубину и богатство целого тысячелетия японского искусства, размышляя о его природе и несомненной связи с сексуальностью. Мудрый и отстранённый мизантроп выводит искуссной кистью своего воображения причудливую вязь, в которой сплелись восхищение каллиграфией и страсть к перечислениям, эксцентричная одержимость фетишизма и вожделение, предательство и утончённая месть, ставшая возможной благодаря животворящей и, в то же время, смертельной силе искусства и литературы.
Главная героиня картины, молодая фотомодель по имени Нагико, живёт в космополитическом Гонконге, где причудливо сплeлись Восток и Запад, но постоянно возвращается мыслями в Киото, где прошло её детство и каждый день рождения сопровождался незабываемым ритуалом. Отец Нагико, известный каллиграф, с любовью наносил кисточкой поздравительные иероглифы на лице девочки, пересказывающие японский миф сотворения Богом человека из раскрашенной глиняной модели. А мать или тётя читали ей вслух отрывки из книги Сэй-Сёнагон, обращая внимание ребёнка на списки изысканного, что заставляет сердце трепетать:
"Белая накидка, подбитая белым, поверх бледно-лилового платья. Яйца дикого гуся. Сироп из сладкой лозы с мелко наколотым льдом в новой металлической чашке. Четки из хрусталя. Цветы глицинии. Осыпанный снегом сливовый цвет. Миловидное дитя, лакомящееся земляникой".
Утончённые проявления любви и восхищения искусством и каллигрaфией вызвали в девочке неосознанное желание заполнить чистый лист её только что начавшейся жизни своим собственным списком изысканных вещей, которые заставят трепетать её сердечко. Но в день, когда ей исполнилось четыре года, она нечаянно подсмотрела сцену, которую ни один ребёнок не должен видеть. Хотя она и не поняла сразу, чему стала невольной свидетельницей, событие, в котором дорогой ей человек подвергся унизительному шантажу, так же, как и ежегодные ритуалы её возрождения, оставили неизгладимый отпечаток в душе и памяти Нагико.
Повзрослев, она будет долго и безуспешно искать идеального возлюбленного-каллиграфа, который, используя её обнажённое тело как холст или страницы ненаписанной книги, подарит ей утраченное наслаждение от нанесения каллиграфических узоров на кожу, тоскующую по нежному прикосновению кисти, обмакнутой в тушь. Но однажды, человек, которого Нагико полюбит, предложит ей своё тело, чтобы она заполнила его вдохновенными стройными колоннами иероглифов. Неуверенно взяв в руки кисточку и начав осторожно выводить письмена на обнажённой коже пустых страниц, Нагико почувствует восторг творца, вдыхающего жизнь в своё творение. Она использует каждую часть тела для соответствующих текстов, превращая его в интерактивную уникальную живую книгу и, тем самым, умножая многократно разнообразие ощущений от чтения. Тринадцать живых книг, которые Нагико создаст, используя тела разных людей, будут дразнить и соблазнять, заманивать нераскрытыми секретами и насмехаться, скорбеть и выставлять себя напоказ. Последняя, Книга Смерти, станет в буквальном смысле приговором и орудием мести за давние, но не забытые шантаж и унижение.
Питер Гринуэй, наиболее, пожалуй, визуальный из современных кинорежиссёров, использующий образы в качестве двигателя сюжета во всех своих фильмах, утверждает, что за сто лет истории кинематографа, кино, практически, не использовалo свои возможности, и всё, что мы видели до сих пор, это иллюстрированный озвученный текст. "Велико моё желание рассказывать с экрана истории", признаётся он, "но это не просто, потому что я ищу нечто иное, чем нарратив." Делая Слово и Книгу, его хранительницу, равноправными героями и объектами "Интимного Дневника", режиссёр подчиняет текст изображению, а нарратив - его кинематографическому визуальному эквиваленту, разбивая цепь, которой звуковое кино приковывает слово к изображению. Японские и китайские иероглифы, английские слова, отрывки напечатанного текста на человеческой коже начинают существовать сами по себе и воспринимаются как мистические абстрактные образы, не привязанные к вложенному и зафиксированному в них смыслу. Режиссёр-художник, не устающий поклоняться красоте и, в то же время, отстранённо, как исследователь со скальпелем в руке, препаририрующий её, смело переполняет экран визуальными изысками, окликающими зрителя из каждой точки экрана. Именно в этой картине эксперементирование с медиумом достигает у Гринуэя удивительно изощрённой изобретательности. Он помещает сразу несколько кадров на экран, один в другой, и далёкое прошлое оказывается оказывается совсем рядом, здесь и сейчас. Подобно лукавому иллюзионисту, он вуалирует основной кадр полунепроницаемым свитком со струящимися сверху вниз или бегущими горизонтально иероглифами, заставляя зрителя додумывать смысл происходящего самому.
Доминирующим образом фильма, соединившим вoедино сексуальность и интеллектуальную деятельность, становятся обнажённые тела, на которых тушью и специальной кисточкой наносятся иероглифы, и от чуткого осязания кистью кожи, от внешней силы мазка зависит, будет ли иероглиф проникновенным и властным или же закружит в неуловимом лёгком танце. B самом оригинальном кадре, исчерпывающе запечатлевшем визуальный фетиш "Интимного Дневника", строки светящихся неоновых слов бегут по обнажённому телу Нагико, каждое из них, прильнув к её коже на мгновение, уступает место следующему. А она, лёжа на кровати в затемнённой комнате, делает записи в дневнике, возможно завершая свой список того, что изысканно-красиво, что радует сердце и заставляет его биться сильнее:
"Теплый дождь, падающий с горных облаков. Малиновое одеяние, в котором неторопливо прогуливаешься, думая о Киото. Поцелуй любимого в саду Matsuo Tiasha. Тихие воды и ниспадающий водопад. Любовь после полудня в подражание истории. Любовь до и любовь после. Плоть и письменный стол. Писать о любви и найти её."
@ Fri, 26 Jun 2015 20:45:49 +0300
Изысканно!
Замечательная рецензия на удивительно красивый, полный гармонии фильм. Рада, что именно вы взялись за "перо" и сотворили текст, подчеркивающий основные достоинства работы режиссера. Браво!
- Плюс и
Гринуэя не люблю
Рецензия прекрасная
Гринуэя не люблю
Рецензия прекрасная
Спасибо большое. Я согласна - Гринуэя трудно любить. Он настоящий миазантроп. Куда фон Триру до него! Мужчины в его фильмах или слабаки или злодеи. Женщины - самки богомолов. Гринуэю люди не интересны, только результаты их интеллектуальной деятельности. То прекрасное, что они спосбны создать. А он этим прекрасным восхищается и расщепляет на атомы. Наверное, хочет понять, как несовершенные существа способны создать столь совершенные произведения искусства. Но ведь не оторвёшьcя от его картин.
Замечательная рецензия на удивительно красивый, полный гармонии фильм. Рада, что именно вы взялись за "перо" и сотворили текст, подчеркивающий основные достоинства работы режиссера. Браво!
Спасибо большое. Я видела фильм много лет назад, когда он только вышел, и помню, что он меня заинтриговал, и, скорее, понравился, чем нет. А недавно решила пересмотреть и была просто ошарашена. Гринуэй - абсолютно неконьюктурный режиссёр, он ставит только о том, что ему интересно. А интересны ему, как он сам сказал, сексуальность и смерть. Ну и искусство, философия. Он никогда не устареет, потому что не гонится за сиюминутностью, актуальностью.
Красивый текст. "+" Хотя Гринуэй вообще не близок
Прекрасная рецензия, очень даже заманивает посмотреть. Я, кажется, не видела этого фильма, а если и видела, то очень давно и ничего не помню.
А вот сами Записки у изголовья читала в юности, и тогда они произвели на меня сильнейшее эстетическое впечатление. Пыталась недавно перечитывать - и ничего не получилось. Не смогла отделать от ощущения искусственной напыщенности, какой-то неискренности. Вот так с годами меняются вкусы)