История "Красивицы и Чудовища" прорастает корнями в глубокую древность. Схожие произведения появлялись еще в античности ("Амур и Психея" в каком-то из вариантов); наиболее распространенный сюжет был впервые издан в 1740 году (длинный) и переиздан в 1757 году (сокращенный). Прекрасная мрачноватая сказка будоражила умы с момента создания - подтверждением тому не только вариации текста, но и существование множества театральных постановок, опер, пародий, мюзиклов и экранизаций. Из последних классической считается мультфильм
компании Уолта Диснея, увидевший свет в 1991 году и оказавшийся настолько удачным, что "Красивица и Чудовище" как явление у многих ассоциируется именно с ним (хотя сам мультфильм скорее снят "по мотивам" и имеет множество отличий от книжного оригинала). Посему, когда натыкаешься на некое "новое прочтение" предмета, сравнивать начинаешь именно с творением Диснея - вольно и невольно.
Шедевр 1991 года характеризовался: контрастом строгих, готических элементов (в основном фонов) с яркими "вкраплениями" живых, акцентирующих красок; гнетущей атмосферой; великолепной музыкой; запоминающимися персонажами; не слишком быстрым, но логичным развитием событий. Во французской "Красавице и чудовище" из всех этих пунктов попались только первые два. Действие ее происходит в условную эпоху Бонапарта и действительно "смотрит сентябрем", но при этом изобилует великолепными броскими костюмами и художественно нарисованным задним планом, в который хорошо если пару стен и кровать впихнули - все остальное было создано на компьютере. Последнее делает ее подчеркнуто нереалистичной и, местами, несколько "камерной" - что вполне укладывается в устоявшиеся представления о сказках. Но это все-таки не только сказка - это еще и фильм, и то, на что априори не обращаешь внимания в той же мультипликации, в кинематографе бросается в глаза.
Конечно, речь о сюжете. Который довольно нелогичен, местами высосан из пальца и изобилует ляпами в стиле "ну вот не будут же они к этому цепляться". Появление банды (или кто там это был), поначалу выглядевшее интересным ходом, впоследствии оказывается просто попыткой "добавить антагониста" (почти родственно "добавить экшена" в данном случае). Слуги в замке чем-то напоминают домовых эльфов из "Гарри Поттера" и после "расколдуя" обретают довольно странную форму; когда идет упоминание, что они становятся "лучшими друзьями" главной героини, ожидаешь, что это будет как-то показано, но упоминанием дело и ограничивается. Развитие любовных отношений, прекрасно переданное в мультфильме Уолта Диснея и, в общем-то, являющееся ключевой вехой истории, оттеснено на второй план и занимает минимум времени. Как следствие, то, что девушка в конце таки влюбляется в чудовище, выглядит необъяснимым (поскольку не произошло ничего, что бы подвело девушку к этому) и даже диким (поскольку существует еще одна любовная линия и эта любовная линия перекрывает текущую). Кроме того, вызывает вопросы откровенный сексуальный подтекст: ощущение, будто от зрителя хотели им "откупиться", не задумываясь, а уместен ли он тут.
Обилие персонажей не позволяет уделить достаточное внимание хоть кому-то из них. В "Красавице и Чудовище" 1991 года действующих лиц было немного - и мы после просмотра прекрасно были знакомы и с ясноглазой умницей Белль, и с ее чудаковатым добряком-отцом, и с запутавшимся Чудовищем, и с гордым, но глупым Гастоном, и еще с рядом второстепенных героев вроде весельчака-подсвечника. Все они были настоящими, обладали собственными эмоциями, характером. Французы пошли по другому пути: они насовали в свой фильм кучу каких-то людей, которые в принципе не могли бы поместиться в такой куцый хронометраж; посему половина из них вынуждена изображать нечто почти "штамповочное", дабы тупо "попасть в кадр" и не выглядеть частью обстановки. Фактически, даже главная героиня из-за обилия "рож" не получает должного развития.
Возможно, конечно, последнее вовсе не с составом связано - может, так отыграла актриса Леа Сейду. Ее Белль - как трудный ребенок: в один момент кажется довольно сообразительной, в другой ведет себя как капризная принцесса и либо не имеет убеждений, либо не следует им. Я допускаю, что авторы хотели показать девушку определенного возраста и что я много от нее требую, но после мультипликационной героини такая вообще не смотрится. У Венсана Касселя почти то же самое, но в мужском варианте: его Чудовище - какой-то неумный, зацикленный на себе альфа-самец, не умеющий ни страсть изобразить, ни как следует разозлиться. Одри Лами и Сара Жиродо играют сестер, которые выглядят точными копиями Дризеллы и Анастасии из "Золушки" и вносят в происходящее неуместный сумбур. Братья главной героини и вовсе получились "манекенами" без какой-либо личности. Наверное, должен запоминаться Эдуардо Норьега в роли главного антагониста, но его персонаж (вместе с командой) в итоге словно перекочевал из каких-нибудь "Пиратов Карибского моря", забыв прихватить соответствующий антураж. Итого, "вписывается" в события только папаша в исполнении Андре Дюссолье: он хотя бы подходит по типажу.
Операторская работа разочаровывает: эпичным моментам не хватает эпичности, что-то снято как будто по принципу "как проще разместить", что-то выглядит слишком "приземленным". Музыка ощущается, но вряд ли выступает "гвоздем программы". Режиссура (учитывая наличие у режиссера таких проектов, как "Братство волка" и "Сайлент Хилл") ожидается определенного вида - и, пожалуй, единственная оправдывает ожидания: фильм оставил смешанное впечатление, но был достаточно атмосферным и "достаточно французским", чтобы я досмотрел его до конца.
В общем и целом, если вы видели диснеевскую "Золушку" 2015 года выпуска, у вас уже есть "киношный" ориентир: "Красавица и Чудовище" Кристофа Ганса столь же шикарно выглядит, тоже имеет главной героиней блондинку с противоречивым характером и тоже не заморачивается с сюжетом. И если вам понравилось диснеевское - вероятно, понравится и это. Хотя сказка тут, в отличие от Диснея, довольно условная - невнятная, безликая и запутавшаяся сама в себе.
Отлично. На мой вкус краски сгустили слишком сильно, но я помню прошлые рецензии. От меня сразу плюс - это качественная рецензия, которая полностью оправдывает оценку и указывает все плюсы и минусы фильма. Повторюсь, все по делу, варьироваться могут лишь оттенки на уровне вкусов и предпочтений.
Автор, очень интересно было бы прочесть хвалебную рецензию в вашем исполнении.
Отлично. На мой вкус краски сгустили слишком сильно, но я помню прошлые рецензии. От меня сразу плюс - это качественная рецензия, которая полностью оправдывает оценку и указывает все плюсы и минусы фильма. Повторюсь, все по делу, варьироваться могут лишь оттенки на уровне вкусов и предпочтений.
Автор, очень интересно было бы прочесть хвалебную рецензию в вашем исполнении.
Сегодня я по стопам Ахахалы)))
Второй плюс мой. Разобрано до косточек, до шелухи. Всему место уделено, и читать не скучно
Мой плюс тоже. Читается не только легко и интересно, но ещё местами и смешно. Хорошо, когда у человека есть чувство юмора.
Мой плюс тоже. Читается не только легко и интересно, но ещё местами и смешно. Хорошо, когда у человека есть чувство юмора.
- А когда у человека есть чувство рецензии - это хорошо вдвойне! ) Плюс, короче...
- А когда у человека есть чувство рецензии - это хорошо вдвойне! ) Плюс, короче...
Точно!
Отличный текст. Прямо таки созвучен моему восприятию фильма, только в оценке разошлись - на мой взгляд, фильм не заслуживает и 6 баллов.