Наброски статьи Жан-Поля Х. Томпсона «После свадьбы: Проигравшие и Аутсайдеры». Написано для журнала «The Normann» в октябре 2015 года в рамках журналистского некролога-расследования касаемо прошлого и скандинавской экзистенции.
В качестве эпиграфа: «you're so…»**
Мои руки помнят тепло твоего тела… Мне казалось, что когда я уеду - ты поедешь за мной… Моё прошлое следует за мной неотступно…
«После свадьбы» - это запредельные эмоции. Правда, речь идёт о
запредельности эмоций скандинавов. Полный контроль и никакой истеричности. Поступательное наматывание героев картины на пружину необратимости. Пружину, которая постепенно сжимаясь, разрывает хлипкие временные и пространственные взаимосвязи. Прошлое, настоящее и будущее – так, кажется, мы их называем… Пружина сжимается, чтобы неотвратимо разжаться…
Мы, уезжая порой всего на неделю, никогда не знаем, сколько она, эта неделя, продлится… Мы не в силах ничего изменить…
Бытует мнение, что простому зрителю смотреть скандинавское кино без норманнского дигибокса*** - гиблое дело. Берсерки, мол, «зелёные мясники», меланхоличные ларсы - что с них взять…
Понятное дело, для того, чтобы действительно в полной мере осознать авторскую задумку, нужно быть интегрированным в определённый культурный контекст. Правда, когда в картине участвует Мадс**** Миккельсен, вопрос о норманнском дигибоксе отпадает напрочь.
Поступило приглашение приехать, поговорить… Поступил правильно: поехал по приглашению. Приехал. Попытался понять происходящее…
Мадс Миккельсен из тех, кто делит происходящее на «до» и «после». Можно без тени сомнения говорить о том, что есть кино до Миккельсена и после Миккельсена.
Сюзанна Бир, режиссёр и сценарист фильма «После свадьбы», всё это понимала, приглашая Миккельсена на главную роль. Сюзаннин изначальный интерес к архитектуре и дизайну не зря привёл её в академию киноискусств Дании. Скандинавское кино – это и архитектура, и дизайн, и… Скандинавское кино – это целый мир, это кино с определённым ароматом, вкусом и характерным послевкусием. Сложная внутренняя начинка простых, казалось бы, с виду пирогов, цветопередача с характерной цветокоррекцией, неспешное повествование (порой абсолютно без внешней динамики) – отличительные черты скандинавского кино. Смысловые отражения героев скандинавских картин начинают толпами бродить в голове внимательного зрителя, который наблюдает на экране мощную и нескончаемую рефлексию этих самых героев, их интроспекции, погружение в себя…
«После свадьбы» не является исключением из правил, поступательно выводя зрителя на хрупкий лёд самоосмыслений. Понятно, что порой вместо чувства личностной сопричастности и интерсубъективного взаимодействия с тканью фильма, неподготовленный зритель в состоянии только лишь получить осведомлённость о событиях картины и не более того. Причём ту осведомлённость, которая вызывает исключительно ощущение скуки. Попутно зритель начинает восклицать что-то типа «Постойте, а что, кино баба снимала? Прямо сразу видно – так и выкручивает, так и выжимает слезу!», или «Простите, а что за жанр – мелодрама, трагедия, или просто лютый соц-арт-реализм?»…
Мы ищем любовь, независимость, покой, власть… Мы надеемся на благополучные исходы, стараясь не думать о тех ошибках, которые мы совершили… Мы гоним прочь призраки последствий наших ошибок… Мы сами избиваем наши мечты, порой до самой смерти… Мы ищем понимание… Мы верим в то, что рано или поздно мы найдём его…
Перед началом просмотра любого скандинавского фильма зритель должен понимать следующее:
- у скандинавов правит бал протестантизм;
- специфические требования протестантской теологии сделали установки сознания скандинавов более рациональными, подчинив жизнь норманнов методичному распорядку духовного самоконтроля и уводя в никуда созерцательный подход к миру;
- личное отношение к Богу стало измеряться поступками, любой из которых приобретал решающее значение для дела спасения;
- профили Мартина и Жана (Лютера и Кальвина), которые норманны кололи на груди ближе к сердцу, чтобы те слышали, как рвутся норманнские сердца, сыграли со скандинавами злую шутку, сделав их субъектами собственной вины и ответственности;
- высокий уровень нравственного самосознания в рамках этики протестантизма, как правило, неизбежно ведёт к погружению внутрь собственного Я и, как следствие этого, к тотальной саморефлексии.
Без понимания всего этого нет смысла начинать просмотр и фильма «После свадьбы», и любой другой скандинавской картины. Без понимания вообще любое дело превратится в просто зря потраченное время.
Счастливый конец?.. Спросите про «хеппи-энд» у Сюзанны Бир! Сюзанна может вам многое рассказать: и про догмы, и про открытые сердца, и про Серену… Спросите у Сюзанны, что лишнее в локальном жизненном уравнении «Якоб + Йорген +Елена + Анна = Прамон», и она вам расскажет…
«После свадьбы» - камерная история про попытку человека математическим расчётом победить предопределённость человеческой жизни. Победить, задействовав в своей схеме беспризорных детей Индии, деньги, членов своей семьи и своё ближайшее окружение. Победить, пытаясь контролировать как свои эмоции, так и эмоции окружающих. Пытаясь делать выводы из очевидных вещей. Понимая со временем, что выводы из очевидных вещей делать сложнее всего…
Картина Сюзанны Бир – это глаза Якоба Питерсона, героя Мадса Миккельсена. Картина Сюзанны Бир – это мощь идеологии Йоргена Ханнсона, героя Рольфа Лассгорда. Картина Сюзанны Бир – это мудрость и зрелость любви Еленны Ханнсон, героини Сидси Бабетт Кнадсен. Картина Бир – это конгломерат крупных планов, мелких деталей, ярких и тусклых красок, взглядов, улыбок, слёз. Конгломерат замкнутости и открытости, предсказуемости и непредсказуемости, тривиальности и нетривиальности, холода Дании и тепла Индии.
Бывает так, что невзначай услышанная мелодии, слова героя из какого-нибудь кино или его фрагмент, вдруг трогает тебя до глубины души, трогает так, что кажется, будто внутри тебя вдруг задели, сдвинули, разволновали что-то такое, чего не случалось тебе касаться до сих пор. Бах! – и тебя накрывает что-то такое волнующее, такое большое и содержательное, и тебе начинает казаться, что ты до этого момента словно бы и не существовал, словно бы ты и не жил до этого момента. Бах! – и вот теперь ты живёшь…
«После свадьбы» как brassica*****, каждый лист которой Сюзанна Бир снабдила застёжкой с секретом. Простая, казалось бы, завязка: Якоб Питерсен, покинувший лет 20 назад родной Копенгаген, живёт в Индии, посвящая свою жизнь бездомным детям. Прошлое Питерсена не даёт о себе знать до тех пор, пока из Дании неожиданно не поступает предложение от некого Йоргена Ханнсона о вложении значительных средств в еле сводящий концы с концами приют. Правда, с условием того, что на переговоры в Копенгаген должен приехать лично Якоб. Пообещав мальчику Прамону из приюта вернутся через неделю - аккурат ко дню его рождения - Якоб Питерсен отправляется в Данию…
Прошлого нет, равно как нет и будущего. Парадокс в том, что есть только настоящее. Прошлое – это всего лишь законсервированное настоящее. Поступь будущего? Полно вам! Пришло время освободиться от иллюзий: будущее – это наши устремления, которые никогда не станут тем настоящим, каким оно нам видится. Пружины настоящего торчат из всех наших диванов прошлых и будущих устремлений…
Покойся же с миром, прошлое! Пусть и вам, призраки будущего, прошлое тоже будет прахом…
_________________________________________
* - «без названия №1», песня исландской группы Sigur Ros.
** - «ты так…», слова из песни «untitled #1» (a.k.a. «Vaka») исландской группы Sigur Ros; используется в картине Сюзанны Бир «После свадьбы»
*** - номаннский дигибокс – некое устройство, позволяющее преобразовывать аналоговые посылы представителей скандинавского кино в нормальное цифровое восприятие.
**** - в датском языке имя Мадса звучит как Месс и является одной из форм имени Матфей, которое означает «Божий дар».
***** - капуста, известная многим как «сто одёжек без застёжек».
@ Sun, 25 Oct 2015 23:07:18 +0300
P. S.
Ну ты загнул) Прям блин не разогнуть теперь, придется всей дружиной поднапрягаться
P.S. Часть про протестантизм очень важна, имхо.
хороший ритм, хороший текст моя плюс
''специфические требования протестантской теологии сделали установки сознания скандинавов более рациональными, подчинив жизнь норманнов методичному распорядку духовного самоконтроля и уводя в никуда созерцательный подход к миру''
поставил плюс
пошел стреляться
да.., тактильный фильм...)
Когда видишь в рецензии Жан-Поля 10 звезд, можно НЕ ЧИТАТЬ рецензию и АВТОМАТОМ идти в кинотеатр.
Тактильно пробегая... ) про себя:
- Ты смотри-ка: кому-то хорошо... кто гнёт... кто стреляется... кто-то автоматом... ))
Вслух:
- Кароч, спасибо вам... )
а сурьезно то как !))
Когда видишь в рецензии Жан-Поля 10 звезд, можно НЕ ЧИТАТЬ рецензию и АВТОМАТОМ идти в кинотеатр.
Да ладно... У него всегда 10 звезд)))
Да ладно... У него всегда 10 звезд)))
Есть с одной.