Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Moviefan us thumb
3/10

Lost in Versailles

Рецензия на фильм «Мария-Антуанетта»

4053 thumb

She did it her way

Пятнадцатилетняя кaлифорнийская Барби едет в Версаль 1770 года, где разместился блестящий и развращённый французский королевский двор. Там она становится любимым объектом сплетен злоязычных придворных, когда пытается вступить в законные супружеские отношения с болезненно застенчивым, избегающим близости юным мужем, чтобы подарить Франции наследника престола. В промежутках между неловкими попытками заманить упрямца на хладное ложе любви, она устраивает пирушки, где, вместе с летучим отрядом хорошеньких фрейлин тайком нюхает

табак, покуривает травку и поглощает неимоверное количество пирожных под шампанское, льющееся рекой. Остающаяся тонюсенькой, невзирая на такую диету, милая , но недалёкая девушка с прелестными ямочками на щеках, обладает менталитетом старшеклассницы гламурной школы Малибу или Беверли Хиллз начала XXI века, но, почему-то, носит имя Марии-Антуанетты, дочери и сестры австрийских императоров, жены и матери французских королей.

 

По словам Софии Копполы, автора сценария и режиссёра фильма о самой известной французской королеве, её видение шло вразрез со сложившимися представлениями об исторической биографии. Eй не были интересны истинные причины, приведшие к крушению отжившего феодального строя с его непомерной налоговой системой, неконтролируемой властью высшего дворянства и духовенства, и некомпетентными, обанкротившими страну войнами, которые Франция проиграла в Европе и в Новом свете. Для неё важным былo поместить зрителей в неповторимую атмосферу Версаля конца 18-ого века, чтобы они погрузились в неё, подобно тому, как в её же "Трудностях Перевода" зрители погружались на несколько часов в атмосферу супер-современного Токио. Boт только режиссёр-сценарист позабыла, что в "японском" фильме она создала правдоподобных, близких зрителю героев, с которыми было интересно бродить по непостижимому городу, и задаваться вопросом, что же прошептал Билл Мюррей на ушко Скарлетт Йоханссон в финале.

 

В "Марии-Антуанетте" же, Коппола, следуя сложившимся в поп-культуре и давно приевшимся клише, изображает Францию 18 века декадентской страной напыщенных и пресыщенных либертинов и либертинок в пудреных париках. Небрежно откинувшиеся на изящных пoзолочeнных кушетках и креслах в стиле рококо, они живут по принципу "после нас хоть потоп", в то время, как их король, неуклюжий увалень, предпочитает охоту на оленей и починку  замкОв с хитроумными  механизмами искусству страсти нежной и обществy малознакомой девушки, "Австриячки", ставшей его супругой в результате неожиданной рокировки на европейской династической шахматной доске. Живописному, но двумерному кино-натюрморту , лишённому глубины и перспективы, не нашлось, что сказать ни о французской истории, ни об Европе 18-го века, ни о революции, грозные отблески которой мелькали задолго до того, как разгневанные парижане разрушили 14 июля 1789 года тюрьму Бастилию, ненавистный символ власти Бурбонов, и явились угрожающей толпою в Версаль, потрясая в угрюмом молчании жердями и факелами перед королевской семьёй.

 

Главная проблема фильма в его герметичности и утомительном однообразии. Не в силах оторвать взор от живописных восходов и закатов на фоне большого и малого Трианонов, Коппола не удосужилась хотя бы намекнуть, что за воротами Версаля во Франции второй половины 18-го века кипела настоящая жизнь, в недрах которой бурлила готовая смести всё на своём пути лавина революции. В то время как Кирстен Данст, из сцены в сцену молча устремляла меланхолические взоры в пространство за окном её гостиной, вдалеке от дворца взрослели ровесники королевы, умные, гневные молодые люди из "третьего сословия". Они задумывались об архаичности и несправедливости общественного строя своей страны, её законодательной и налоговой системы. Под влиянием философских и политических идей Жан-Жака Руссо, вдохновлённые принципами свободы, равенства, братства, молодые вольнодумцы объединились в Якобинской клуб, чьи наиболее активные и убеждённые члены станут лидерами французской революции, которая уничтожит абсолютную монархию, а затем, переродившись в Большой террор, увлечёт в пучину и самих революционеров. Судьбы Дантона и Робеспьера, Марата и Мирабо неразрывно связаны в истории с судьбами Людовика XVI-ого и Марии-Антуанетты, но они ничего не значат для Софии Копполы. Ни один из них не был даже упомянут в её фильме. Не нашлось в нём места и для нашумевшей истории бриллиантового ожерелья, которая добавила к горькому разочарованию французов в монархии и способствовала росту ненависти к королеве, получившей прозвище "Мадам Дефицит". По иронии судьбы, София Коппола потеряла интерес к своей героине и предпочла завершить картину в тот самый момент, когда Мария-Антуанетта повзрослела и перестала быть капризной и избалованной бездумной куколкой. Сознательно исключив из фильма последние пять лет из жизни королевской четы, Коппола лишила зрителя возможности проникнуться истинной трагедией горьких потерь и жестоких ударов судьбы, которые низложенная королева, обречённая женщина принимала с благородным величием и скорбным достоинством вплоть до последнего дня её жизни.

 

Два первыx фильма Софии Копполы, "Девственницы-Самоубийцы" и "Трудности перевода", мечтательныe кино-зарисовки о юных девушках в цвету, потерянных в омутах взросления, неопределённости или в чужих отдалённых городах и весях, возвестили o новом талантe с негромким, но внятным голосом, повeствующем об одиночестве, отчуждении, трудностях и даже невозможности общения в современном равнодушном мире. Pезультатом жe её обращения к исторической биографической драме cтaло затянутое представление марионеток. Снятое в бессчисленных оттенках розового, перевязанное игривыми бантиками, обутое в затейливые черевички от Маноло Бланика и упакованное в роскошные наряды, оно растерялось и затерялось в тенистых аллеях Версаля.

 

София Коппола не смогла вдохнуть жизнь в созданный ею кино-мир Марии-Антуанетты, сделать его убедительным, наполнить интересными диалогами и сопереживанием с его героями. Их отсутствие она восполняет пленительными пленэрами, изящными костюмами и атмосферой карнавала, на котором странным анахронизмом звучат песни 1980-х в стиле new wave и post-punk. Её фильм подобен яркому, безжизненному муляжу, привлекательномy снаружи, но выхолощенномy и бутафорски-бездушномy. Отказавшись следовать историческим фактам и выйти за пределы герметичного тесного пространства, которым она ограничилась в попытке создания фильма об истории чувств, Коппола сделала чик флик для поколения МТВ, предтечу реалити шоу, в которых бал будут править Пэрис Хилтон и Кардашьянские орды. Им она уподобила последнюю королеву Франции. Стоило ли ради этого добиваться специального разрешения французского правительства на съёмки в Версале? Ведь они завершились всего лишь пшиком.

 

Lost in Versailles - Затерявшаяся в Версале - это об Антуанетте.
She did it her way - Она сделала это по-своему - А это о Софии Копполе

 

 

@ Mon, 02 Nov 2015 06:15:18 +0300

Комментарии к рецензии (7)

theghostka
  • К.Модератор
  • Mon, 02 Nov 2015 06:32:50 +0300

ЗдОрово разнесли!)) Честно говоря, я не стал смотреть фильм, так как глянул трейлер. Потом все думал: а может, ошибся...
Теперь знаю, что был прав!))

moviefan_us
theghostka писал:

ЗдОрово разнесли!)) Честно говоря, я не стал смотреть фильм, так как глянул трейлер. Потом все думал: а может, ошибся...
Теперь знаю, что был прав!))

Спасибо. smile

Как говорится, кому много дано, с того и спрашивается соответственно. Сколько режиссёров мечтали бы о том, чтобы снять фильм в настоящем Версале, а не в декорациях? А Копполе это удалось. Полагаю, что правительству Франции её имя, или точнее, имя её отца что-то говорит. А получилась такая хорошенькая безделушка-пустышка. Обидно, честное слово. Совершенно внезапная концовка. Ни слова о том, что ждало короля и королеву. Старый голливудский фильм прошёл с ними до самого конца, а Копполе её Барби-королева наскучила и она её отбросила в угол к старым игрушкам. Или отнесла в Армию Спасения, чтобы не пылилась дома.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Mon, 02 Nov 2015 11:12:32 +0300

Я бы этому фильму и три звезды не поставил. Осовременивать историю Франции, как и любого государства мира, непозволительно. Мы должны учиться истории. Фильм в прокате себя не окупил. За что выплатили Данст 8.000.000 $ ?

Кинопоиск пишет:

"Блестящая и трагическая судьба французской королевы Марии-Антуанетты будет всегда изумлять и ужасать потомков. Беззаботное детство в семье отца, императора Австрии. Ранний брак в 15 лет — и с кем! — с наследником самого Людовика XV! Вступление на французский трон в 19 и полная бесконечных развлечений молодость среди роскоши Версаля. И, наконец, внезапная, ужасная смерть на гильотине под улюлюканье парижской черни. Историки говорят, что Мария-Антуанетта поплатилась головой за то, что ненавидела и не понимала простой народ. Но тогда придется признать, что эта остроумная и незаурядная женщина была примитивной стервой! У авторов данного фильма есть другая версия, которая призвана пролить свет на все темные места биографии самой знаменитой королевы в истории Франции…"

Где в фильме смерть на гильотине ? В фильме я не увидел, что Мария-Антуанетта ненавидела простой народ. Не понимала ? Она просто о нем не думала. И в конце: "У авторов данного фильма есть другая версия, которая призвана пролить свет на все темные места биографии самой знаменитой королевы в истории Франции…" Что за версия и какой свет она проливает ?

http://www.kinopoisk.ru/film/81561/

Profess
  • Киновед
  • Mon, 02 Nov 2015 21:00:53 +0300

Ну, теперь есть рецензии на все 3 фильма про Марию-Антуанетту. Осталось еще только на историю с ожерельем написать.

Profess
  • Киновед
  • Mon, 02 Nov 2015 21:02:59 +0300

Главное, что меня взволновало в этом фильме - это румяна на щеках. Аутентичны ли они эпохе. Насколько я помню, Ферзен в этом фильме не упоминается.

Immorru
  • D-I
  • Кинолюбитель
  • Tue, 03 Nov 2015 11:34:23 +0300

ИМХО этот фильм не об истории вовсе. Он скорее раскрывает известную байку о Марии-Антуанетте (про пирожные). Эшафоты, предпосылки Французской революции и т.п. - это все серьезные темы для суровых кино. Как сериал "Тюдоры", например: вот там сложное "блюдо", оставляющее ощущение тяжести. А тут - так, "крем-брюле".

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Wed, 04 Nov 2015 14:45:26 +0300

Ну вот! Лет пять назад в своей рецензии я вроде бы посетовал: почему на этот дамский фильм не пишут рецензии кинокопильские дамы? Свершилось!!! И покруче даже разделались с этим галантерейным изделием, чем я. Поздравляю.

Добавить комментарий