Когда именитый режиссер приглашает в свой фильм не менее именитых актеров, поневоле ожидаешь очередной шедевр. А если учесть, что фильм снят по литературному произведению, ожидания еще больше усиливаются (основой для драмы «Резня», Романа Полански стала пьеса Ясмины Реза «Бог Резни»). С одной стороны, режиссер ограничен жесткими географическими рамками – все события (точнее действие) происходят в пределах одной квартиры, даже комнаты. С другой – в руках Полански великолепные инструменты: Джоди Фостер, Кейт Уинслет, Кристоф Вальц, Джон Си Райли. Их всего четверо. Больше не будет. Четыре главных персонажа и никаких второстепенных (правда внимательный зритель может сыграть в игру «найди Полански»).Не будет ни спецэффектов, ни атмосферных пейзажей, ни погонь. Даже ожидания жестокой резни бензопилой или хотя бы банальной поножовщины не оправдают себя, а все музыкальное сопровождение ограничится титрами. Весь фильм – сплошная болтология и выяснение отношений. Что можно «выжать» из сюжета, вся суть которого в разборках семейных пар из-за того, что один ребенок выбил два зуба другому? Кто-то раньше не знал, что с виду благополучные семьи могут иметь свои скрытые проблемы? Да, зритель сможет погрузиться в мир женских истерик (которые раздражают не меньше, чем скрежет металла по стеклу или навязчивые телефонные звонки), сполна насладиться перипетиями бытового конфликта, стать свидетелем склок и грызни. Чем не веселье? Как здесь не вспомнить великолепный «Гараж» ? Но где уж Полански угнаться за Рязановым… За его иронией, динамикой, остротой... Не могут проблемы мелких буржуа так же тронуть сердце. Даже, если они защищают своих непутевых отпрысков. Идея о конфликте, срывающем маски не нова. Вопрос что обнажится под этими масками? Хищный оскал, животная ярость или банальная семейная неустроенность, алкоголизм и мелкобуржуазный цинизм…
Если бы фильм снимал не Роман Полански, а в ролях снималась не «великолепная четверка», можно было бы ставить точку. Но… Дьявол кроется в деталях.
Полански явно не конформист. Он не ставит перед собой цель понравиться всем. Его задача создать свою атмосферу, вызвать эмоции. Ооо, и это у него великолепно получается. Он умудряется вызвать у зрителя эмоции, которые испытывают его персонажи. Пусть в основном это раздражение, неприятие, даже злость. Иногда даже хочется сказать «да сколько можно, прекрати!» И Полански прекращает. Он устанавливает обратную связь со зрителем, и это удивительно. Из актерского квартета невозможно кого-то выделить – их игра в равной степени гармонична. Они великолепно передают обуревающие их чувства, как будто перед тобой живые люди со своими печалями и страстями. Здесь театральность выступает огромным плюсом, нет и тени фальши. Персонажи не вызывают однозначной негативной или позитивной реакции. Каждый из них обычный человек со своим взглядом, своей правдой – ни хорошей, ни плохой, а своей. Часть диалогов плавно перерастает в монологи, когда нет цели что-то кому-то доказать, а есть желание высказаться. Монологи лаконичные и яркие. Основой противоречий становятся не внешние обстоятельства, а внутренние противоречия. Режиссер дает возможность каждому герою раскрыть себя.
Все действие развивается по нарастающей. Драка детей стремительно уходит на второй план. Скрытая, потенциальная энергия неудовлетворенности, зажатости стремительно переходит в кинетическую энергию конфликта. Конфликтов масса. И ни в одном нет однозначного ответа – кто зачинщик, а кто жертва. Режиссер начинает дергать зрителя за скрытые струны, задает вопросы, но не дает ответы. Может быть, потому что и нет никаких универсальных ответов. Он ставит под сомнение основные западные ценности, глумится над ними… Но и защищает их. Его ирония жестока, но справедлива, а некоторые монологи выглядят просто пророчески. Общественная мораль для него – объект исследования. Здесь самое время вспомнить, что автор произведения все-таки Ясмина Реза.
В итоге, фильм дает возможность каждому найти свои причины для просмотра.
И еще… Съемки фильма проходили в Париже, а события согласно сюжету – в Бруклине. «Мы живем в Нью-Йорке, а не в каком-нибудь там… Киншасе. Мы живем в Нью-Йорке, и по обычаям западного общества все, все что происходит в парке Бруклин Бридж, должно отвечать западным ценностям…»
@ Sun, 15 Nov 2015 23:09:06 +0300
- По кобыле седло! Тьфу ты! То есть, по Ерёме кафтан. )) Плюс, карочи. )
Плюс! Я, так понимаю, комедией тут и не пахнет?
Страстная и вместе с тем сбалансированная, грамотная, мощная рецензия, которая абсолютно созвучна фильму.
Мой "+".
Всё хорошо в тексте, ну,... почти всё Не хватает крещендо, этакого постепенного нарастания накала эмоций, чувств, мыслей, которые можно было бы передать в стиле, тоне повествования или иными другими доступными вам лит.средствами. Тогда текст стал бы более созвучен ритму фильма, а получилось просто ровно... Тем не менее +
Без лишних ласк и переходов - здорово написано. +