«Понимаешь ли ты это, когда маленькое существо, еще не умеющее даже осмыслить, что с ним делается, бьет себя в подлом месте, в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слезками к «боженьке», чтобы тот защитил его, — понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Без нее, говорят, и пробыть бы не мог человек на земле, ибо не познал бы добра и зла. Для чего познавать это чертово добро и зло, когда это столько стоит? Да весь мир познания не стоит тогда этих слезок ребеночка к «боженьке»... Пока еще время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре неискупленными слезами своими к «боженьке»!»
Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы». Глава Бунт. 1880 год.
Сейчас трудно найти такого человека, кто ни разу в своей жизни не слышал о сказках Ганса Христиана Андерсена. Чудесные сказки этого мастера детских грез имеют огромную популярность и среди взрослых. Можно сказать, что сказки Андерсена универсальны. Дети видят в них доброту его сказочных персонажей, невероятные приключения, торжество добра и справедливости. Взрослые же напротив, прекрасно понимают, что в своих сказках мэтр использует очень тонкое понимание самой жизни. В его добрых и поучительных сказках - мир людей предстает как сюрреалистическая фантазия автора, скрывающая истинное положение вещей. В его сказках можно увидеть неумолимый ход природы вещей. Круговорот борьбы простодушия добряков и коварства злодеев, корысти и скрытности дельцов всех мастей и обычной добродетели неравнодушных героев. В сказках Андерсена можно увидеть ужасные парадоксы природы людей, где за кусочек зернышка в день, тебя могут насильно и навсегда лишить свободы и дневного света – «Дюймовочка». А безжалостный и кровожадный разбойник может прийти к тебе на выручку, когда помощи уже совсем ждать неоткуда – «Снежная Королева». Осуждение обществом лишних и неугодных людей – «Гадкий утенок». И готовность, в угоду власти тиранов, не видеть очевидного обмана – «Голый король». Но все эти сказки обычно заканчиваются поучительным финалом, где торжествует добро. А злодейство и глупость, если и не повержено, то изобличено и высмеяно. Но есть у мастера одна сказка, где на первый взгляд, нет ни добра, ни морали. Есть только зло. Горькое и непобедимое зло. Где слабый маленький человечек, беззащитная сирота, обретает свободу и избавление от ужасов и жестокости этого мира, лишь обретя свою собственную лютую смерть. Да, я говорю об одной из самых известных и противоречивых работ мастера – «Девочка со спичками». По сути, в этой сказке, сама сказка лишь в надежде, что маленькую героиню, за все ее страдания в мире людей, ждет где-то на небе добрый ангел. Который проводит эту девочку в чудесный мир, где ее будут ждать мама и папа, нарядная рождественская елка и аппетитный, запечённый в духовке, праздничный гусь. Во всем же остальном мы видим лишь обыденную реальность мрачного 19-го века.
Зачем была написана эта сказка? Можно до хрипоты спорить о назначении культуры и творчества вообще. О том, что можно изображать, а на что наложено строгое общественное и политическое табу. Но по моему скромному разумению, искусство может и должно изображать и выражать, подчеркивать и высвечивать все стороны человеческой жизни. Нельзя бороться с пороком и непониманием, темнотой сознания и обычным невежеством, закрывая на это глаза и затыкая свои уши. Ведь даже возвращаясь к этой сказке Андерсена, можно увидеть крик души мастера о несправедливости и неравноправии. А ведь он все же был услышан..!
Но не будем идеализировать способности печатного слова и даже кинематографического искусства. Все намного прозаичнее и в тоже время невероятно по своей циничности. Напомню своему читателю, что эта сказка написана в эпоху рассвета классовой борьбы. Да-да, вы не ослышались. Именно в то вовсе непростое время обычные люди: рабочие и интеллигенция, начинали открыто говорить о политике и политической экономике. А власть имущие круги, подсчитав потери населения в эпоху буржуазной и технологической революции, схватились за голову, представив, что если вдруг война, то воевать-то при таких темпах поглощения населения машинами, скоро будет некому. Повсеместно стали вводиться нормы и требования на производстве. Рабочие гордо били себя в грудь, что они смогли отстоять у фабрикантов свой 10-ти часовой рабочий день, против обычного 16-ти часового. В том числе, обычного, для женщин и детей. Совсем маленьких детей. И только в конце 19-го века были приняты законы, запрещающие детский труд в любом его проявлении. Это было мрачное время, где при каждой фабрике и заводе было свое довольно таки обширное кладбище, обильно удобренное трупами пролетариев.
Этот творческий пассаж был необходим, для более глубокого понимания работы немецкого режиссера Уве Янсона. Чей пытливый ум и умелый взгляд художника, смог реализовать в кинематографе эту трогательную и вовсе непростую сказку - «Девочка со спичками». Мотивы его работы становятся ясны, когда взгляд опытного зрителя имеет взрослое понимание окружающего мира. Знание его истории. Когда видит и осознает происходящие в нем процессы. Это поможет понять и принять работу всей творческой команды, трудившихся над этим фильмом. А ведь картина получилась замечательная!
Актеры выглядят очень органично и убедительно. Я верю маленькой Инге – великолепно изображенной актрисой Лиа Мюллер. Я верю этим детям, игравшим в этом фильме. Я верю взрослым, их поступки ужасны и в тоже время, это все продиктовано временем и нравами. Это тот самый древний дракон. Убив его или просто дождавшись его смерти, ты сам становишься на его место.
Художники умело воссоздали и подчеркнули выразительную атмосферу и мрачный пейзаж умирающего года, окутывающий всю сказку. Красота и чувство избавление в смерти. Как тонко подобраны эти пейзажи. В них можно увидеть величие смерти, но в тоже время они не ужасны, все как будто грустит вместе со зрителем. Задает настроение мысли. Подчеркивает момент необходимости жертвы – еще одна человеческая черта. Ведь если не будет смерти героя, то не будет торжества добра. Ангел спокойно смотрит, как умирает ребенок. Сколько понадобилось смертей героев для того, что бы изменить современный мир? Много…
И в тоже время, жизнь героев фильма продолжается. Их жизнь меняется к лучшему. И не только жизнь героев этой сказки. Но и весь окружающий мир, торжествует вместе с ними. Ведь он изменился. С момента написания этой сказки наш мир действительно изменился. И изменился он в лучшую сторону. И один маленький кирпичик в это изменение вложил заботливыми руками наш добрый сказочник Ганс Христиан Андерсен.
@ Tue, 01 Dec 2015 23:31:14 +0300
Все это начал писать за 3 часа до выкладки. Конечно, это не в коем разе не оправдывает меня. Но все дело в том, что я с самого начала знал, о чем надо тут писать. И я до сих пор не знаю и не умею все это правильно выразить на письме...
Так а зачем оправдываться?
Хорошая интересная рецензия, лучше многих предыдущих, между прочим.
+, и, надеюсь, для нашей команды ещё не всё потеряно)
Очень понравилось вступление. Мне кажется, что оно больше выигрывает чем сам анализ фильма, хотя оно настраивает на нужное восприятие. Какой ты все-таки разный: Сега в рецензиях и Сега в личной переписке. Интересно, где настоящий. Вообщем плюс.
__________
Да, насчет законов. "Малолетние в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет не могут быть занимаемы работой более восьми часов в сутки, не включая времени, потребного на завтрак, обед, ужин, посещение школы и на отдых. При этом работа не должна продолжаться долее четырех часов сряду" (п. 74 Устава о промышленном труде 1915 г. Российской империи).
Очень понравилось вступление. Мне кажется, что оно больше выигрывает чем сам анализ фильма, хотя оно настраивает на нужное восприятие. Какой ты все-таки разный: Сега в рецензиях и Сега в личной переписке. Интересно, где настоящий. Вообщем плюс.
__________
Да, насчет законов. "Малолетние в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет не могут быть занимаемы работой более восьми часов в сутки, не включая времени, потребного на завтрак, обед, ужин, посещение школы и на отдых. При этом работа не должна продолжаться долее четырех часов сряду" (п. 74 Устава о промышленном труде 1915 г. Российской империи).
1915... если очень тебе надо, могу найти у Маркса точные даты подобных законов. Верно лишь то, что все они были риняты в разных странах в разное время. А в России в числе последних
---------------------------------
и вообще, специально для тебя хотел писать абзац о недопустимости слияния бизнесса и власти... у Маркса об этом оочень подробно все расписано...
---------------------------------
чую надо пояснить этот момент... в фильме, представитель власти - полицейский - призвал к ответу предпринимателя - смотрителя приюта. Однако, если бы они оба были в доле, то судьба этих детей была бы вовсе незавидна...
1915... если очень тебе надо, могу найти у Маркса точные даты подобных законов. Верно лишь то, что все они были риняты в разных странах в разное время. А в России в числе последних
---------------------------------
и вообще, специально для тебя хотел писать абзац о недопустимости слияния бизнесса и власти... у Маркса об этом оочень подробно все расписано...
---------------------------------
чую надо пояснить этот момент... в фильме, представитель власти - полицейский - призвал к ответу предпринимателя - смотрителя приюта. Однако, если бы они оба были в доле, то судьба этих детей была бы вовсе незавидна...
А где же тогда посвящение рецы мне?! Или отдельного абзаца?
А где же тогда посвящение рецы мне?! Или отдельного абзаца?
Плюс
Времени нет отписаться
Ох уж эти сказочки)) +
Хотя по легендам, Андерсен был довольно мрачным и недобрым человеком, и уж совсем не любил детей.
Ещё про Андерсена есть смешной литературный анекдот, как он ездил в гости к Диккенсу)
Тяжелая сказка. Фильм не смотрел, и не буду, но рецензия понравилась. На одном дыхании, от души написано. Местами показалась чуть-чуть перегружена фактами, но перечитав понял - реально показалось, все на месте и все в нужном количестве. Плюс!
Добрые сказки, добрый сказочник… Ох, не так однозначно всё! Кстати, о биографии Андерсена есть у (покойного уже) Рязанова неплохой фильм:
http://www.kinokopilka.tv/movies/5166-andersen-zhizn-bez-lyubvi
А рецензии – мой "+". Сочинять сказки всё-таки приятнее, чем узнавать всю подноготную о сказках и сказочниках.