Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Kakapo thumb
7/10

Долиной смертной тени, или Восхождение Николаса Виндинга Рёфна

Рецензия на фильм «Валгалла: Сага о викинге»

4684 thumb

Киномагия, словно психоделический наркотик, открывает двери восприятия».
Кеннет Энгр.

 

     Если видишь к фильму Николаса Виндинга Рёфна теги  “приключения, фентези”, не верь глазам своим. Это не исторический фильм и не фентези; викинги и прочая средневековая Скандинавия (весьма условная) - это только почва, куда датский анфан террибль высаживает своё творческое семя. Пятый по счёту фильм Рёфна продолждает исследовать природу мужского супер-начала в неповторимой эститетически-брутальной манере,

которая была намечена в трилогии “Пушер”, потом пышно заколосилась в “Бронсоне” с демоническим Томом Харди и расцвела под рёв турбин в “Драйве” с ангелоподобным Райаном Гослингом. Неспешная, медитативная, едва ли не магическая “Вальгалла” стоит в центре мироздания режиссёра и является квинтэссеннцией его творческого метода,  его лебединой песнью, его кино о самом себе.

     Фильм выдвигает много требований к своему зрителю. Нужно быть терпимым к насилию на экране. Насилие - это ключевой момент для Рёфна, это акт творчества, это точка сборки. Нужно уметь смотреть на фактическое отсутствие действия, слушать фактическое отсутствие диалогов, улавливать подводные течения и распознавать минимальный культурный код, чтобы считывать разбросанные по картине образы. Суть “Восхождения” - не в результате, а в процессе, это - фильм-состояние, а не рассказанная история, здесь сюжет и динамика отступают на второй план. Режиссёр седлает любимую постмодернизмом и нацизмом лошадку мифологии и разворачивает повествование вокруг одноглазого героя-воителя (читай, Один, древнегерманский бог войны и мудрости, способный видеть будущее), который призван символизировать уходящий, умирающий мир древнего язычества и пантеизма, когда человек был един с природой. Ему противостоит в духовном и физическом смысле отряд крестоносцев, адептов новой идеи, нового бога, которые пытаются отречься от старого мира ради “святой земли”. Это не просто конфликт на религиозной почве, это конфликт мировоззрений. Герой Мадса Миккельсена проходит длинный путь снизу вверх: из чёрной грязи (а это, между прочим, пятый круг Дантового ада, Гнев, где вечная драка в грязном болоте Стикс), через воду и кровь к абсолютно синему небу, а христианские викинги, наоборот, - от белых флагов к чёрной, жирной жиже своей преисподней, своей анти-Вальгаллы. Точкой пересечения двух вагончиков кинематографического фуникулёра становится середина фильма - морское путешествие в условной лодке - постоянный симовл перехода в иной мир, Харон, две монетки на глаза, вот это всё. В последнем приближении это все те же борхесовские сюжеты о поиске, о возвращении домой, о самоубийстве бога.

     Роскошный Мадс Миккельсен возглавляет галерею сильных и молчаливых мужчин, которыми Рёфн любуется в каждой своей работе. Отсюда и гомоэротизм, и отсутствие женских персонажей (если не считать сбившихся в стадо голых пленниц). В этом мире нет места любви, Эросу, здесь только Танатос и тестостерон. Миккельсен не говорит ни слова за все полтора часа, он играет глазами, лицом, телом, занимает собой весь экран.

     Фильм сделан так, чтобы буквально погрузить зрителя в эстетический транс, в чёрную воронку Хельхейма, здесь все средства работают, как психоделические препараты. Кадры монохромны, долгие, медленные планы чередуются с дёрганой камерой с руки, смены освещения иллюстрируют переход в другую реальность, игра с цветом и светом становится самостоятельным языком. Стремительные и кровавейшие батальные сцены бьют по органам восприятия  очень маскулинно, очень телесно, очень плотно. Львиная доля хронометража отдана скупой северной природе и на её фоне крошечным фигуркам людей, чьи силуэты символично напоминают брейгелевских “Слепых”. Жёсткая инструментальная музыка, вмещающая всё те же звуки природы, завыванье ветра, биенье сердца, разгоняет кровь и будоражит центральную нервную систему.

     Несмотря на все достоинства Вальгаллы, Рёфн не преодолевает барьера style over substance*, ни в этой, ни в других картинах, а попадается на крючок собственной эстетики.  Да, зрелище завораживает, да, погружает в транс, но катарсиса не происходит. Всё это слишком наигранно и театрально, фильм остаётся красивым клипом, игрушкой для мозга и нейромедиаторов (но не сердца, или что там вместо него), образчиком наблюдательной этологии. Эксперименты с формой не переходят в плоскость содержания. Рёфн - невероятно талантливый (иначе его работы вообще нельзя было бы смотреть) подросток из хорошей семьи, который в порыве бунтарства выбривает зелёный ирокез и забивает спину черепами. Но мы всё равно очень ждём его новых фильмов.

*стиль над содержанием

@ Wed, 16 Dec 2015 16:00:44 +0300

Комментарии к рецензии (27)

janpaul
  • Киноакадемик
  • Wed, 16 Dec 2015 16:08:56 +0300

- Это не текст. Это... это...
Она двигается словно в замедленном танце, одетая лишь в мягкий сумрак слов... На самом деле она просто не хочет задеть краешек чужого сна. Она раскрывает маленькую сумочку из крокодиловой кожи, или холщовый мешок, или перемётную суму, или голодный ящик… Раскрывает, чтобы одним движением смахнуть туда всё, что лежит перед зеркалом. Пудреница, ароматическая соль. Красное сухое, амбра и пальмовое масло в коробочках из ореха. Идольчик в мизинец величиной: попугай или сова. Шпильки-булавки, атласная лента. Надкушенное яблоко. А также: Сводничество, Материнство, Одежды белые, Власы по плечам распущенные, Острова обетованные, Птицы неокольцованные... Упование поспешное, Встреча необязательная, Холод ночной, Семя в землю излитое. Миллион приближений, Коварство, Жестокосердие, Ран исцеление, Северная кухня, Город на Холмах, Познание истины, Семь Скрипучих Врат, Чистые Пруды…
Всё вперемешку. Нужное и очень нужное, своё вчерашнее и своё послезавтрашнее...
Она осторожно приоткрывает дверь… В её руках - узлы всех на свете историй: Уход из мира подземного, Опускание в мир хтонический, Таинства тайные, Священство священное, Кинжал и дубинка, Блудодеев храмовых действо, Одежды черные Панка, Одежды пестрые Попугая, Косы на затылке свитые, Ветер странствий, Бури-потопы, Соитие, Целование, Беготня суетливая, Злоязычие, Голосов благозвучие, Взгляд ускользающий, Воск свечной...
love love

kakapo
  • Кинокритик
  • Wed, 16 Dec 2015 16:18:38 +0300
janpaul писал:

- Это не текст. Это... это...
Она двигается словно в замедленном танце, одетая лишь в мягкий сумрак слов... На самом деле она просто не хочет задеть краешек чужого сна. Она раскрывает маленькую сумочку из крокодиловой кожи, или холщовый мешок, или перемётную суму, или голодный ящик… Раскрывает, чтобы одним движением смахнуть туда всё, что лежит перед зеркалом. Пудреница, ароматическая соль. Красное сухое, амбра и пальмовое масло в коробочках из ореха. Идольчик в мизинец величиной: попугай или сова. Шпильки-булавки, атласная лента. Надкушенное яблоко. А также: Сводничество, Материнство, Одежды белые, Власы по плечам распущенные, Острова обетованные, Птицы неокольцованные... Упование поспешное, Встреча необязательная, Холод ночной, Семя в землю излитое. Миллион приближений, Коварство, Жестокосердие, Ран исцеление, Северная кухня, Город на Холмах, Познание истины, Семь Скрипучих Врат, Чистые Пруды…
Всё вперемешку. Нужное и очень нужное, своё вчерашнее и своё послезавтрашнее...
Она осторожно приоткрывает дверь… В её руках - узлы всех на свете историй: Уход из мира подземного, Опускание в мир хтонический, Таинства тайные, Священство священное, Кинжал и дубинка, Блудодеев храмовых действо, Одежды черные Панка, Одежды пестрые Попугая, Косы на затылке свитые, Ветер странствий, Бури-потопы, Соитие, Целование, Беготня суетливая, Злоязычие, Голосов благозвучие, Взгляд ускользающий, Воск свечной...
love love

Чувак, я ничего не понял, но ты заговорил и достучался до моего сердца.
Распечатаю себе этот камент и разучу наизусть)

punk

janpaul
  • Киноакадемик
  • Wed, 16 Dec 2015 16:21:50 +0300
kakapo писал:

Чувак, я ничего не понял, но ты заговорил и достучался до моего сердца.
Распечатаю себе этот камент и разучу наизусть)

punk

smile

vSEGAv
  • Кинокритик
  • Wed, 16 Dec 2015 17:19:25 +0300

ну ващеее! idea punk thumbsup

bazilevs
  • Кинолюбитель
  • Wed, 16 Dec 2015 17:21:39 +0300

огО!!!...а текст-то..,"словно психоделический наркотик, открывает двери восприятия".... mrgreen smile
punk love

rozadavletova

Ух!! Тебе чертовски идёт эта рецензия! +

vaxmurka

Непоняль..а почему тогда 7?

wildberries
  • Кинокритик
  • Wed, 16 Dec 2015 23:00:03 +0300

Хмммм... иной подход. Другой плюс )) Аналитично, чуть ли не въе́дчиво )) Да, читать интересно. Да, весьма познавательно. Да, стиль отменный. И при всё при этом посмотреть фильм желание не возникает (( Может, всё дело в несколько отстраненной позиции автора, как мне показалось question2

NIKI60
  • Кинокритик
  • Wed, 16 Dec 2015 23:14:44 +0300

Хорошая вдумчивая аналитическая работа, которая всесторонне оценивает фильм. +
_____________________
Я так понимаю, перед нами арт-хаус, который пойдет под настроение.

kakapo
  • Кинокритик
  • Wed, 16 Dec 2015 23:23:02 +0300
NIKI писал:

Хорошая вдумчивая аналитическая работа, которая всесторонне оценивает фильм. +
_____________________
Я так понимаю, перед нами арт-хаус, который пойдет под настроение.

вот будет кино, рецу зафигачу,
ведь я - аналитик, я не могу иначе

спасибо)

Добавить комментарий