Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Grannatt thumb
6/10

«Красота – среди бегущих. Первых нет и отстающих, – бег на месте общепримиряющий!»

Рецензия на фильм «Под электрическими облаками»

26087 thumb

Утихает светлый ветер,
наступает серый вечер,
ворон канул на сосну,
тронул сонную струну.

(Александр Блок)

     Недалёкое будущее в канун столетия Октябрьской революции с неотделимо пророческими ретро-голосами Горбачёва и Шевчука. Фантомная территория с анемичными обитателями, глухо резонирующими своим литературным собратьям и «сосёстрам». Германале с «Серебряным медведем» операторам Евгению Привину и Сергею Михальчуку… Полифония содержимого  «Под электрическими

облаками» продолжает извергать грозовые раскаты после ухода с экрана, и эхо отдаляющегося ненастья не отпускает ещё долго-долго…

     Жительница года 2017-го, изображаемая Анастасией Фоминой, барским жестом госпожи Раневской вместо золотой монеты презентует случайно встреченному гастарбайтеру-бродяге пальто, которое тут же растворяется в туманной дымке розовато-серых тонов вместе с самим осчастливленным. В эстетски приглушённых цвете и свете организована вся видеоинсталляция продолжительностью более двух часов. Общим стержнем семи новелл выступит недостроенное архитектурное творение, символическая Вавилонская башня, чей остов, похожий на останки огромного доисторического животного в «Левиафане» Звягинцева, будет интриговать и эстетизировать художественно-смысловое пространство фильма. Герои же его переполнены благими намерениями (спасти дом, музей, прошлое, настоящее, будущее, государство, человека, животное) и беспомощны, как малые дети. «Лишние люди», что с них возьмёшь!

     Алексей Герман-младший просвещал иностранцев: «Россия – страна, растворенная во времени. Оно в ней как круги на воде. Мы пытались через поэтическую форму проникнуть в эссенцию того, куда движется наша страна, показать мир в импрессионистическом ключе, запечатлеть снежинку на памятнике Ленину. Россия укрыта сумраком непонимания себя и непонимания её миром. В нашей стране много хорошего и плохого. Россия пытается нащупать свой путь. Наш фильм про её внутреннюю распятость. Комплексно о ней могут рассказать только стихи».

     «Учёные выяснили, что некоторые люди имеют генетическую предрасположенность к сложному взгляду на действительность».

     «Под электрическими облаками» – очередной парадокс современного российского кинематографа. Красивейшее и в то же время не приспособленное к жизни кино, точь-в-точь как наследники из второй новеллы; как нелепые памятники, разбросанные посреди стылого зимнего пространства на берегу Финского залива. Сейчас вверх тормашками на голове каменного Ленина делает гимнастическую стойку девушка Саша, а через какое-то время другого идола ставит себе на голову украинский паренёк Валька. Вот в кадре умирает лошадь под безутешные рыдания своей хозяйки, но очень скоро последняя, как Ёжика в тумане, бодро выгуливает на верёвочке 280-килограммовую металлическую ажурную кобылицу…

     «А ты знаешь, что в городе все над нами смеются?»

     Хоть и отрицая публично концептуализм «Облаков», поиском глубинных смыслов Герман-младший озадачивает и себя, и зрителя намеренно. Он как будто жаждет услышать не с экрана, а в жизни адресуемое уже себе, а не своему герою музейщику Николаю:

     - Вы какой-то такой… настоящий!

     И, скромно потупив голову, ответить:

     - Да я обычный. Какой я настоящий?

     На практике же выходит по-киношному, только из другой сцены:

     «Не хочу чувствовать себя карликом – я титан! Бумажник потерял…  Как я стрелял? Здорово, да?» (Попадает под бульдозер.)

     Безусловно признавая масштабность подготовительных работ и визуальный вклад в проект художника Елены Окопной и двух операторов, признать содержательную ценность картины, а не совершенство её оболочки, неимоверно тяжело.

     Переосмысливая историю своей родины, по устоявшимся для её творцов обычаям задавая риторические вопросы, режиссёр отправляет в мир открытое признание:

     «Нет, я не знаю, где север. Я только знаю, где юг».

     Длинные позвякивающие серёжки героинь, выставка объектов искусства под открытым небом, носящееся в воздухе электричество перенасыщают межсезонной фактурностью, но не утоляют духовный голод.

     И почему всякий раз после просмотра нынешнего российского кино остаются одно и то же послевкусие-послемыслие, метания от крайности к крайности? Хорошо или плохо? Глубоко или поверхностно? Мимолётно или неугасимо? Тебе раз за разом читают пьесу Беккета «Ожидая Годо», где действующие лица давно забыли подробности о самом Годо и растеряли предвкушения от его визита, да не в силах сдвинуться с места. Или ведут тебя в Пушкинский музей лицезреть полотно Сезанна «Пьеро и Арлекин», а на нём ступни шагающей вперёд пары словно приклеены к полу суперклеем. Это такой постмодернистский крест, нести который вместе со Звягинцевым, Вырыпаевым, Бусловым, Германом-младшим, Хлебниковым и прочими художниками современности обречён и их зритель? А ведь тянется душа навстречу продуманным красивостям! Благодарно оживляет борозды-извилины изголодавшийся разум, но теряется одиноким парусом в густо напущенном поэтизированном тумане…

     «Полно, пойдёмте домой! Карфаген какой-то…»

     Так что же такое на самом-то деле последняя, четвёртая картина Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками»? «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа».

Ну, так с богом! Вечер близок,
быстрый лёт касаток низок,
надвигается гроза,
ночь глядит в твои глаза.

(Александр Блок)

@ Mon, 21 Dec 2015 18:00:43 +0300

Комментарии к рецензии (8)

alex7509
  • Кинолюбитель
  • Mon, 21 Dec 2015 20:54:25 +0300

Грустный фильм. Почти нуар. Медитативная притча. О нашей стране, о людях. Их страстях и желаниях. Навевает воспоминания о Сталкере. Те же большие безжизненные расстояния. Те же пейзажи космической планеты, которая нам не принадлежит и которая вряд ли нас с собой сохранит. Близкое будущее. Грядущее. Безрадостное, если осмысленное. Безжизненное, даже когда живущее. Про память. Про поступки, которые оставляют свой след даже на следующем поколении. Все живы и никто не живёт. Счастья в глазах уже нет. Меланхолия и депрессия при вдумчивом просмотре обеспечена. Разбавляет неприкрытую фальшь настоящего. Спасибо за рецензию.

Tati0406
  • Кинолюбитель
  • Mon, 21 Dec 2015 21:34:43 +0300

С увлечением прочитала рецензию, слегка расстраиваясь, что фильм не смотрела. Расстраиваясь -потому, что, когда мне знаком фильм, описываемый Grannatt, то ее поэтичные образы и тонкий анализ часто позволяют увидеть что-то новое и неожиданное. А слегка -так как я не уверена, что мне сейчас хочется увидеть кино, обобщенный образ которого дан в последней, изысканно точной, части рецензии. Автору -благодарность и восхищение! smile

Grannatt
  • Кинокритик
  • Mon, 21 Dec 2015 21:48:35 +0300
alex7509 писал:

Грустный фильм. Почти нуар. Медитативная притча. О нашей стране, о людях. Их страстях и желаниях. Навевает воспоминания о Сталкере. Те же большие безжизненные расстояния. Те же пейзажи космической планеты, которая нам не принадлежит и которая вряд ли нас с собой сохранит. Близкое будущее. Грядущее. Безрадостное, если осмысленное. Безжизненное, даже когда живущее. Про память. Про поступки, которые оставляют свой след даже на следующем поколении. Все живы и никто не живёт. Счастья в глазах уже нет. Меланхолия и депрессия при вдумчивом просмотре обеспечена. Разбавляет неприкрытую фальшь настоящего. Спасибо за рецензию.

Вы правы, фильм грустный. Концептуальный, печально-красивый, но - недаром в Вашем комментарии это слово повторяется дважды - безжизненный. Это не детище Франкенштейна, которого лепили "из того, что было". Картину создавали из щегольских компонентов, а в итоге она так и не ожила...
Это, конечно, моё, на 100% субъективное восприятие. В целом же я уважительно отношусь к творческим поискам и находкам Германа-младшего. Он думающий режиссёр, что уже само по себе немаловажно.
Спасибо!

Grannatt
  • Кинокритик
  • Mon, 21 Dec 2015 21:53:06 +0300
Tatiana писал:

С увлечением прочитала рецензию, слегка расстраиваясь, что фильм не смотрела. Расстраиваясь -потому, что, когда мне знаком фильм, описываемый Grannatt, то ее поэтичные образы и тонкий анализ часто позволяют увидеть что-то новое и неожиданное. А слегка -так как я не уверена, что мне сейчас хочется увидеть кино, обобщенный образ которого дан в последней, изысканно точной, части рецензии. Автору -благодарность и восхищение! smile

Сам Алексей Герман сказал, что о России могут рассказать только стихи. Он снял о ней кинопоэму, я использовала в рецензии на фильм поэтические цитаты. У кого что и как получилось, судить не авторам.
А за мнение – большущее спасибо! smile

smolan
  • Киновед
  • Mon, 21 Dec 2015 23:54:21 +0300

Гарпастум режиссера не понравился совсем, и этого фильма посмотрела только минут 20.
Вот честное слово, впечатление: хоть вой.
Оказывается: внутренняя распятость страны. Огромное спасибо за рецензию, цитату из Германа-мл.
Вопрос: ну что ж он всё про распятость-то снимает? Это ж он, получается всю жизнь рука об руку с этой распятостью-то confused
Плюс.

Grannatt
  • Кинокритик
  • Tue, 22 Dec 2015 00:00:53 +0300
smolanka писал:

Гарпастум режиссера не понравился совсем, и этого фильма посмотрела только минут 20.
Вот честное слово, впечатление: хоть вой.
Оказывается: внутренняя распятость страны. Огромное спасибо за рецензию, цитату из Германа-мл.
Вопрос: ну что ж он всё про распятость-то снимает? Это ж он, получается всю жизнь рука об руку с этой распятостью-то confused
Плюс.

Ох, отчего про распятость, не знаю. Знаю, что любит издеваться над внешним видом Чулпан Хаматовой в своих картинах, как Андерс Томас Йенсен над Мадсом Миккельсеном – в своих, и искать смыслы в определённых исторических пластах России. Поиски вижу, смысл пока от меня "утекает".
Спасибо!

BohemianAntigo

Крутая рецензия на фильм, который я не поняла.
Вернее поняла о чем, но не поняла "зачем?". Странное кино. Модное кино. А я, видимо, совсем не модная.
Спасибо!

Grannatt
  • Кинокритик
  • Sun, 27 Dec 2015 17:09:09 +0300
bohemian-antigo писал:

Крутая рецензия на фильм, который я не поняла.
Вернее поняла о чем, но не поняла "зачем?". Странное кино. Модное кино. А я, видимо, совсем не модная.
Спасибо!

"Модная" ли я? Не знаю, как когда. Но в струю почитателей последней картины Германа-младшего, даже если это модно, точно не попадаю.
Спасибо Вам! smile

Добавить комментарий