Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток... (А.С. Пушкин)
Ингмар Бергман и Вуди Аллен. Какая нить соединить могла бы их вдруг? Что общего у величественного шведского трагика, создателя суровых и нелицеприятных аллегорий о человеке, бесцельно влачащем жизни путь в безверии и одиночестве, и самоуничижающегося американского комика из Бруклина, сделавшего из своих проблем и неврозов повод для шуток? Но Аллен открыто признаёт влияние, которое оказал на его творчество шведский мастер, и если взглянуть на его
фильмографию в полном объеме, то становится очевидным, что главные темы для обоих это неотвратимая смерть, эмоциональное одиночество и безверие. Правда, подход Аллена к неразрешимым вопросам бытия, как правило, отличается юмором и отсутствием всяческого пиетета, начиная с одноактной шуточной пьесы "Смерть стучит", которая забавно пародирует "Седьмую печать". Аллен вернётся к "Седьмой Печати" в финале комедии "Любовь и cмерть", где его герой пускается в макабрический пляс с Мрачным Жнецом, одетым в белое. В "Любви и cмерти" он же процитирует знаменитый кадр бергмановской "Персоны" - два женских лица, сливающиеся в одно. Кино-цитаты из Бергмана легко распознать в драмедиях Аллена "Преступления и проступки", "Тени и туман", "Разбирая Гарри", а забавная и дурашливая «Сексуальная комедия в летнюю ночь» - это eгo вариация на тему «Улыбок летней ночи», редкого обращения Бергмана к комедийному жанру.
Но бывали в жизни Аллена периоды, когда он черпал из бергмановского источника вдохновение для истинных драм, лишённых привычного и желанного комического контраста. Достигая определённых творческих и жизненных переркрёстков на своём пути, Аллен чувствовал потребность говорить серьёзно о волнующих его проблемах на кино-языке Бергмана. Первой такой драмой, разительно отличавшейся не только от его ранних комедий, но и от поворотного в его творчестве иронического "нервного" кино-романа "Энни Холл", стал фильм "Интерьеры", крики и шёпоты на Лонг-Айлэнде. Следующие обращения Аллена к чистой драме произойдут через десять лет после "Интерьеров". Сначала он разыграет маленькую осеннюю сонату под названием "Сентябрь", а затем создаст "Другую женщину", интроспективную и откровенную картину, поставленную вскоре после того, как он переступил 50-летний рубеж и впервые стал отцом. Как и многие фильмы Вуди Аллена, "Другая женщина" стала экранным осмыслением важных событий и фактов из биографии самого режиссёра/сценариста, и его размышлениями о них. И именно в ней неразрывно сплелись кино-миры его и Ингмара Бергмана, что подтверждается приглашением Алленом в первый, но далеко не в последний раз, постоянного оператора Бергмана, Свена Нюквиста, для съёмок фильма.
Алтер эго Аллена в "Другой женщине" - Марион Пост, заведующая кафедрой философии в одном из нью-йоркских университетов, в великолепно нюансированном, многослойном, страстно-сдержанном исполнении Джины Роулэндс. Марион - профессионально состоявшаяся, культурная и образованная женщина. У неё много интересов, и она прекрасно разбирается в искусстве, музыке и живописи. Семейная жизнь её протекает в комфорте и взаимопонимании с мужем, успешным врачом-кардиологом. Гармоничны и её отношения с падчерицей, совсем юной девушкой, которая восхищается ею. Oнa пишет книгу и решает снять квартиру, где ничто не будет отвлекать её от работы над рукописью. Стены в старом здании оказываются тонкими, и Марион невольно слышит беседы доктора-психоаналитика, оказавшегося её соседом, с его пациентами. Hеприкрытое отчаяние, безнадёжность, сквозящие в голосе одной из пациенток, молодой женщины на последнем месяце беременности, пробуждают что-то давно забытое и в душе Марион. Она начинает задумываться над принятыми ею решениями, оглядывается на выбранные дороги, всматривается в отношения с близкими ей людьми, и вопрос о смысле её собственной жизни подступает пугающе близко. Внезапно приходит понимание, что она - совсем другая женщина, не та, которую, как ей казалось, она так хорошо узнала за первые 50 лет своей жизни.
Тематически и артистически, "Другая женщина" заимствует у "Земляничной Поляны" Бергмана, где главный герой, пожилой заслуженный профессор Исак Борг, внезапно узнаёт об истинном отношении к нему самых близких и родных людей. Созданные Вуди Алленом экранные фантазии, сны и видения, отражающие внутренний мир героини фильма, и сделанные ею важные, часто компромиссные и эгоистичные жизненные выборы, ставят её в ситуацию, подобную той, что пришлось пережить профессору из фильма Бергмана. Оба интеллектуала, подводя жизненные итоги, осознают, что неожиданные обвинения в равнодушии, безразличии и холодности, высказанные близкими людьми, имеют под собой серьёзные основания. Но, несмотря на явное влияние, которое оказал на "Другую женщину" фильм Бергмана, на сходство тем и ситуаций в обоих картинах, фильм Аллена, ни в коем случае, не ремейк. Для всех нас приходит момент, когда мы оказываемся в сумрачном лесу реализации утраченных возможностей и поиска смысла дальнейшего существования. Приходит он и к Мастерам искусства. Медитируя на одни и те же темы, художники и артисты вносят присущее только им видение и особенности таланта в воплощение своих идей. Поиски земляничной поляны на Манхэттане вылились в уникально Алленовский фильм, пусть и лишённый его узнаваемого и желанного юмора.
Снятый в присущем Аллену лёгком элегантном стиле, с любящим и любующимся взглядом на осенний, в бежевых тонах, Манхэттен, с удачно выбранной джазовой и классической музыкой саундтрэка, фильм проникнут интеллектом, искренними и эмоциональными размышлениями о жизненных разочарованиях, сожалениях, потерях. "Другая женщина" - один из самых глубоких и человечных фильмов Аллена, потому что героиня его, внезапно прозрев, увидит свои отношения с мужем, отцом, братом, падчерицей и друзьями в истинном, ослепляюще-болезненном свете, но ей будет дана и надежда, что всё можно изменить и начать жизнь сначала. Даже в 50. Надежда звучит в имени незнакомки, Хоуп/Hope, чьё неподдельное отчаяние разбудило душу Мaрион от эмоциональной дрёмы. Надежду излучает одноимённая картина Густава Климта, стОя перед которой Мaрион вспомнит заключительную строчку из сонета Рильке: "Ты жить обязан по-иному." Она не сможет найти ответы на все ставшие перед ней во весь рост вопросы, но она познает самое себя. Выявляя психологические болезненные раны, спрятанные под тонкой плёнкой кажущегося благополучия, фильм неоднократно достигает моментов истины в горьких сценах, которые нелегко смотреть, но которые глубоко резонируют с каждым из нас. Снятая в знак признательности Ингмару Бергману и его "Земляничной поляне", "Другая женщина" стала глубоко личной, проникновенной, человечной драмой Вуди Аллена, его лучшим серьёзным фильмом. К великому сожалению, по сей день, она остаётся наименее известной, редко показываемой, незаслуженно забытой и самой недооценённой его лентой.
@ Sat, 16 Jan 2016 00:37:15 +0300
Спасибо огромное за рецензию.
Удивительный фильм, не смотрела его раньше. И Земляничную поляну обязательно посмотрю теперь.
В этом фильме мне понравилось эпизод, когда стоящая перед картиной Климта "Надежда" молодая женщина говорит, что все бы мы хотели нарисовать Желание.
Фактически, Вули Аллен в этой ленте подсказывает, как желание должно разворачивать элегантную в своей бесконечности, как ни крути, ленту Мёбиуса воспоминаний в читаемый свиток
Очень сильный ход Вуди Аллена - привлечение картины Климта.
Спасибо огромное за рецензию.
Удивительный фильм, не смотрела его раньше. И Земляничную поляну обязательно посмотрю теперь.
В этом фильме мне понравилось эпизод, когда стоящая перед картиной Климта "Надежда" молодая женщина говорит, что все бы мы хотели нарисовать Желание.
Фактически, Вули Аллен в этой ленте подсказывает, как желание должно разворачивать элегантную в своей бесконечности, как ни крути, ленту Мёбиуса воспоминаний в читаемый свиток
Очень сильный ход Вуди Аллена - привлечение картины Климта.
Спасибо большое за отзыв. Очень рада, что фильм Вам понравился. Он относится к неожиданным находкам в кино, когда забытый старый фильм вдруг оказаывается вовсе неустаревшим, а, напротив, только лучше делается со временем.