Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Mefody2490 thumb
7/10

Поколение дворников и сторожей

Рецензия на фильм «Рок»

18650 thumb
С удивлением я узнал, что одним из первых фильмов Алексея Учителя был документальный - «Рок» 1987 года. Снял он его на Ленинградской студии документальных фильмов, причём интересно не только то, что в роли самих себя тут снялись советские рокеры, но и какие люди были в съёмочной группе! Администратор — Марьяна Цой, консультант — Артём Троицкий, плюс Борис Гребенщиков заявлен ещё и как композитор. Гребенщиков вообще задуман тут как фронтмен фильма, ему — наибольшее внимание. И в этом, пожалуй, минус. Интереснее
было бы, если бы внимание режиссёра было распределено равномерно.  
С одной стороны фильм производит странное и неприятное впечатление. Полный реализм с обшарпанными и исписанными подъездами, смешение цветного изображения с чёрно-белым, несколько раз камеру неудержимо тянет к убогому туалету, лаконично снятые концертные выступления музыкантов, когда, например, Гребенщикова в нескольких песнях показывают ТОЛЬКО крупным планом. При этом концертные версии песен, конечно, отличаются от студийных и не всегда в лучшую сторону. Хотя было интересно, например, послушать «Спокойную ночь» «Кино» в менее привычном быстром темпе.   
Однако с другой стороны ценность в том, что музыканты показаны очень правдиво и непосредственно. На их рабочих местах, когда приходилось ещё вести двойную жизнь — и с концертами, и с работой дворником, кочегаром, сторожем и так далее. Вот и видим мы кочегара Цоя, киномеханика Гаркушу, кухонного рабочего Шевчука...  Только Гребенщиков и Адасинский оказываются этакими эстетскими исключениями. И при этом такой «грязной» работы люди не гнушались. Могли бы себя повести так в наше время какие-нибудь молодые музыканты? Вопросы, вопросы.  
Цитата
«Я стараюсь всё время быть в ладу с самим собой. Во всяком случае я не представляю себе, чтобы меня чему-то можно было научить, я предпочитаю как бы узнавать всё сам. Учиться на основе собственных наблюдений, не верить на слово непонятно кому. Я просто чувствую себя свободным... в конечном счёте свободным. То есть я не завишу вообще ни от кого» (Виктор Цой)   
Учитель хорошо запечатлел тут время. И людей. Ещё живы здесь Цой и жена Шевчука Эльмира, ещё существует авангардная группа «АВИА», ещё близок к классическому состав «Аквариума»... Здесь, может, и не творится история советского рока, но весь фильм - часть его истории.   
Цитата 
«Вот у вас в Ленинграде есть группа «Аквариум». Так вот, когда в Тбилиси был устроен музыкальный фестиваль, они вышли на сцену голые, начали кричать антисоветские лозунги, разбрасывать листовки и прямо на сцене в довершение концерта занялись гомосексуализмом» (Борис Гребенщиков)
В «Роке» нет таких монстров тогдашнего андеграунда, как, например, Мамонов, Кинчев или Науменко. Кому-то было бы желательно увидеть и их. Ощущение однако такое, что Учитель хотел снять именно ленинградских рокеров (Мамонов — москвич). А Кинчев, оказывается, вообще единственным из героев запросил деньги за съёмку. В документальном фильме, Карл! Хотя и Науменко, будучи ленинградцем, всё же сюда не вписался. Но с другой стороны понятно насчёт ограниченности числа героев — бюджет и хронометраж явно были не резиновые.  
«Бонус-трек» - это эпизод про Александра Башлачёва, он случается уже после слов «Конец фильма». Отчего-то похороны и коротко снятое исполнение одной из его песен смотрятся как тогдашнее некое тревожное ожидание будущего. Если знать, что через четыре года после выхода фильма распадётся СССР и советский рок станет российским, сильно сдав свои позиции попсе, то появляются некоторые аллюзии. Парадокс, который уже очень многие подметили — рок стал одним из разрушителей советского строя, но после этого самого разрушения вдруг оказался ненужным на обочине.  
А вот самый странный для меня эпизод фильма — фрагмент выступления «АукцЫона» в колонии. Совершенно неконтекстная для тюремной аудитории группа тем не менее играет для заключённых, и песня выбрана очень неформатная - «Колпак». Ощущения сюрреалистические.  
@ Sat, 30 Jan 2016 12:11:39 +0300

Комментарии к рецензии (4)

virkin
  • Кинокритик
  • Sat, 30 Jan 2016 13:11:30 +0300

здорово

Mefody2490
  • Киноакадемик
  • Sat, 30 Jan 2016 13:27:06 +0300
virkin писал:

здорово

Спасибо. smile

kakapo
  • Кинокритик
  • Wed, 10 Feb 2016 21:25:10 +0300

Спасибо за рецу! "С удивлением узнала..." ну то есть, посмотрела этот фильм с твоей подачи и очень прям рада этому. Здорово увидеть жеманного Цоя, счастливого Шевчука, молодого ещё БГ (я видела его живьём на концерте пару лет назад). Впечатлил сюжет с колонией, да, хотя Гаркушу я не оч. И Башлачёв, да. И вообще снято во многих местах отлично, фотографически просто.
Короче, рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет!

mrgreen

Mefody2490
  • Киноакадемик
  • Sun, 14 Feb 2016 09:57:15 +0300
kakapo писал:

Спасибо за рецу! "С удивлением узнала..." ну то есть, посмотрела этот фильм с твоей подачи и очень прям рада этому. Здорово увидеть жеманного Цоя, счастливого Шевчука, молодого ещё БГ (я видела его живьём на концерте пару лет назад). Впечатлил сюжет с колонией, да, хотя Гаркушу я не оч. И Башлачёв, да. И вообще снято во многих местах отлично, фотографически просто.
Короче, рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет!

mrgreen

Спасибо за отзыв. thumbsup

Добавить комментарий