Ты проигрываешь партию, ты это понимаешь, у тебя нет времени – противник забирает легкую фигуру, если ничего не предпринять. Ты проверил все – выхода нет, комбинация оппонента безупречна, несколько ходов и позиция станет проигранной, уже пошел обратный отсчет, цейтнот, флаг на часах подвисает. Что делать? Ошибись, отвлеки его! Пусть противник соблазниться внезапно подвернувшейся ему атакой на другом фронте, там, где ход назад он и помыслить о ней не мог - что ему, в конце концов, этот конь, если он в пару ходов берет ферзя! И он
– герой Америки, чемпион мира!? Тщеславие, соблазн легкого успеха, внезапное повышение ставок, могут привести к тому, что глаза его станут разбегаться от обилия успешных вариантов, он расслабиться и пропустит один маленький шах… Шахматы – это трагедия одного темпа, фильм «Без лица» - это трагедия одной пули, одного слова. Это слово может быть «ФБР!», сказанное не в том месте, не тем человеком и не в то время – ох уж эта любовь американцев к протоколу… А может быть это имя, а может один сантиметр правее и…
Уязвимость фильма, как и хода или ходов в партии, к которым компьютер обычно и ставит знаки вопроса, в том, что совершается очевидная ошибка, глупость, так себя вести и так ходить нельзя! Это абсурд! Но именно это делает кино, игру зрелищной. Когда ставки высоки, когда нервы на пределе, когда мотивация зашкаливает! Недостаток картины – создатели слишком явно создавали, подстраивали ситуацию, торопились даже. Дебют разыгран надуманно, по книжке, по клише, позицию создали искусственно, на скорую руку, а потом еще и повернули доску… Не было бы счастья, да несчастье помогло!
Хорошо. Некоторых невинных людей спасли, других погубили десятками для фона - в общем, спите спокойно, все, как всегда, в американских боевиках. Коня, впрочем, в партии противник так и не взял. Но вот проблема. Герой фильма произносит, что быть с женой каждый вечер куда важнее, чем вся страна. Он переходит на личное, он заберет последнее, что есть у тебя, что тебе дорого, ему важно уничтожить именно тебя, а лавры у него и так уже в кармане. Ферзь уже под боем! Критический момент – это решительный ответный ход, это смена стиля. Вдохновение, будто второе дыхание – захватывает мгновенно и несет, несет, несет… и ты уже не ты, но не внешне, а внутри - и взгляд сменился, и манеры, и все в ином свете, и страх ушел, и волнение, время замедлилось, пошел точный бескомпромиссный рассчитанный вариант… И жертва стала хищником.
Ты понимаешь, что нужно делать, когда кажется, что все уже потерял. Но драматизм некоторых эпизодов портится деталями – разве ствол винтовки не нагревается от стрельбы и приклад, например, потому и деревянный? Как?? Неужто подогнали под шаблон?
Но есть философский подтекст. Как бы взгляд со стороны. Один решает проблемы другого.
Показателен эпизод с обоюдной стрельбой в зеркало, отношения в кругу близких людей друг друга. Другими словами, мы видим не только бешеный смерч от столкновения двух упрямых характеров, мы имеем возможность посмотреть на бытовые ситуации из жизни героев под другим углом. Если бы в фильме все время было уделено только погоням, дракам и убийствам – мы бы увидели в действии правило «от перестановки мест слагаемых сумма не меняется» и лица вообще бы не имели значений. Но изюминка именно в том, что смена формы внезапно откладывает отпечаток на содержание. Мы видим жизни преступника и полицейского в новом свете. Быть может, один навсегда изменит для кого-то репутацию другого? Как они поведут себя в кругу семьи? Этакий социальный эксперимент. Один и тот же актер то злодей, а то добряк – получилось у него перевоплотиться или нет? Как волк притворяется овечкой? А овечка волком как?
К сожалению, в картине много насилия и много смертей. К сожалению, опять большая увлеченность спецэффектами – самолеты, вертолеты, автомобили, катера… Опять откровенные подставы в поворотах сюжета, эпизоды, где герои лишь чудом избегают смерти. Спасибо хоть, что оружие все-таки перезаряжают. С первых кадров опять пресловутая американская сентиментальность, которая компенсируется, традиционной уже для боевиков, жестокой мясорубкой… Злодей испытывает ли угрызения совести? Протагонист сможет ли простить такое? Настоящий коктейль из противоречий.
Почему же фильм оставляет впечатление? Почему он так увлек в первый же просмотр? Могут ли два актера сыграть один характер? Каково жене главного героя? Как жилось подруге злодея? Побывать в шкуре друг друга в конце концов уникальный опыт.
Наверно для искушенного зрителя фильм не станет каким-либо откровением. Больше всего понравилась работа Траволты. Такая легкая, непринужденная игра. Его персонаж прячет свои истинные эмоции, форменный лицемер – даже когда он добрый я ему не доверяю. Персонаж Кейнджа явно безумен, причем в обоих амплуа – как злодей он хохочет над убийствами, как добряк сходит с ума от сильнейших внутренних переживаний. В целом любопытное противостояние, неплохая картина. Решение проблемы через преодоление противоречий.
В итоге проблемы одной-двух американских семей решаются посредством чуть ли не вселенской катастрофы с эпическим масштабом. А все почему? Потому что кто-то когда-то просто не выстрелил в голову…
Горе от ума в самом деле, столько пережить, довести конфликт до такой критической точки, а зрителя пару раз до замирания дыхания, переубивать всех и вся только потому, что за шесть лет нельзя было найти и ликвидировать одного человека…
С одной стороны, очень понравилось противостояние двух характеров, динамичное развитие сюжета и работа актеров. С другой некоторые ситуации показались наигранными и глупыми. Я ставлю восемь, потому что здесь есть возникновение, развитие и закономерное завершение конфликта, драматизм, развитие отношений, это не тупая перестрелка. Но детали, детали! На высоте все лишь отчасти – ситуации явно создавались специально, порой, чтобы просто поразить зрителя.
@ Wed, 02 Mar 2016 16:48:02 +0300