Не успел чилийский режиссер Пабло Ларраин снять байопик о тезке-соотечественнике Неруде, известном поэте и политическом деятеле, как взялся за новый проект – тоже о политике, но на этот раз в женском обличье. Биографическую картину «Джеки» следовало бы выпускать в прокат 8 марта, главная идея фильма – и первая леди имеет чувства и хочет порой побыть слабой женщиной. Вместо этого ей приходится застегнуться на все пуговицы и организовывать похоронную церемонию, когда перед глазами до сих пор стоит сцена зверского убийства
мужа, а на розовом жакете и колготках еще не высохла кровь.
Продюсером фильма выступил Даррен Аронофски, автор «Черного лебедя» и «Реквиема по мечте». В главной роли он снял любимицу Натали Портман, которую с Жаклин Кеннеди сближают классическая интеллигентная внешность, образованность и имидж умницы. Актрису не пытались искусственно сделать похожей на Джеки, ограничившись детально воспроизведенными нарядами и фирменной прической. В актерской манере Натали явно ориентировалась на другую икону 60-х – Одри Хэпберн. Ее сдержанность и медленный темп речи вкупе с женственным стилем и элегантной походкой заметны в Джеки, созданной Портман.
Если в «Черном лебеде» героиня Натали разрывалась между прилежностью усердной балерины и чувственностью, сопряженной с агрессией, которой от нее требовал режиссер, то в «Джеки» раздвоенность заключается в выборе роли: первая леди, вдова президента США или женщина, мать, умеющая страдать и скорбеть, но не смеющая себе этого позволить. Портман, в отличие от работы в «Черном лебеде», делает выбор в пользу первой трактовки образа, ни на минуту не давая себе спуску и расслабляясь в единственной сцене, где она примеряет наряды и нервно курит под звуки неуместно веселой пластинки. Дополняют образ беседы Джеки со священником и интервью, которое она давала корреспонденту Life Теодору Уайту спустя неделю после убийства мужа. В этих разговорах Джеки с мундштуком больше не пытается строить из себя само очарование, дерзит собеседнику и резко отзывается о гостях вечеринок в Белом доме. В фильме, впрочем, не упомянуто скандальное интервью, которое Джеки давала Артуру Шлезингеру по секрету, на будущее в 64 году: оно представляет «леди» не в самом приятном свете.
Возникает и другой план. Первая леди, даже такая умница и красавица, как Жаклин Кеннеди, всегда была второй в тени своего мужа. Это теперь жены президентов баллотируются наравне с мужчинами, а в далекие 60-е жене была отведена несколько иная роль. Законодательница мод, образец для подражания, Джеки, бакалавр искусств и полиглот, навела уют в Белом доме, приглашала на светские рауты людей искусства и скупала картины у коллекционеров, за что экономный муж ее упрекал. Она сама была произведением искусства – одна из картин в богатой раме, красующаяся на стене зала для приемов. Такой имидж шел на пользу предвыборным кампаниям, особенно в штатах, где большинство составляли женщины. Революцию Джеки произвела только тем, что научила американок носить шляпки.
Вдова, она больше не зависела от мужа: теперь можно было безнаказанно обставлять дом раритетной мебелью и закатить торжественную похоронную церемонию, которую Джек бы не одобрил. Это не была ее женская прихоть, она заботилась о славе мужа, которого считала великим, преждевременно ушедшим политическим деятелем и который непременно добился бы высот Авраама Линкольна, если бы ему дали побольше времени. Это она назвала его правление эпохой Камелота.
В фильме чилийского режиссера дается своеобразная оценка действиям американского президента. В репликах его брата (Питер Саарсгард) он предстает политиком, который не смог довести до конца великое дело Линкольна по освобождению афроамериканцев, развязал Вьетнамскую войну и Карибский кризис, и в истории, в общем-то, ничем не запомнился, кроме громкого убийства и блестящей жены.
В остальном картина не заявляет ничего нового. По темпераменту напоминающая «Принцессу Монако», в которой Николь Кидман в образе Грейс Келли, супруги князя монакского Ренье, разрывается между актерской карьерой и супружеским долгом, она показывает довольно статичный образ первой леди. Как любая женщина, Джеки умела не только элегантно носить шляпки, но и плакать в подушку, хотя и тщательно это скрывала. Только опасения, что, выдворенная из Белого дома, она останется без своих картин и места жительства, в ее случае дополняются беспокойством о роли знаменитого мужа в истории. Американская мечта не всегда сбывается даже на высшем уровне.
@ Sat, 25 Feb 2017 19:18:05 +0300 | Источник: http://izvestia.ru/news/666949
От меня плюс,
Честно говоря, недолюбливаю биографичные фильмы, особенно о людях ещё живых или недавно ушедших. Чаще всего все слишком уж приглажено.
Для шести звёзд критики маловато, имхо.
Сначала посмотрю Натали, а потом напишу.