Это фильм ужасов, где нет никакой мистики, демонов или монстров. Поэтому нельзя сказать, что зрителя он может как-то сильно напугать. Кровища и членовредительство — да, есть, они щекочут нервы, но не пугают. Актёры собраны незвёздные, что в подобных фильмах бывает нередко.
Итак, по сюжету банда из трёх молодых людей — Роки, Мони и Алекс - решает обворовать слепого ветерана иракской войны (Стивен Лэнг), будучи уверенными, что в доме у него есть большая сумма денег (компенсация за смерть дочери, сбитой на дороге).
Место действия картины — Детройт. Мрачный депрессивный город, где действительно есть целые кварталы заброшенных домов, где царят тлен и разруха. Неудивительно, что в диалоге на старте герои-налётчики обсуждают: тот свалил, да все уже свалили, вот и мы валим — в Калифорнию. У молодёжи нет перспектив и оставаться в родном городе она не планирует — будь эта молодёжь криминальной или нет. И то, что персонажи фильма промышляют воровством, особо и не осуждается — мол, а куда им, беднягам, ещё деваться? Режиссёр Федерико Альварес вообще тут попытался заставить зрителя жалеть обе стороны ограбления — и преступников, и жертву. Меня — не убедил. Я весь фильм сопереживал именно старику. Хоть тут что.
Ну и от того, что основная часть действия герметично погружена в пределы одного дома (что уже интересно), менее динамичным и интересным оно не становится. Возникают новые повороты, нюансы и варианты для развития.
При том и нестыковок и натяжек в «Не дыши» достаточно много. Взять хотя бы то, каким живучим ублюдком оказался Алекс — в грудь уже воткнули ножницы, а ему всё нипочём! Бегает, дерётся и чего-то там из себя изображает! Это, конечно, минус.
Интересен ход с неким «двойным дном» ветерана (спойлерить полностью не буду). Он тоже ставит целью переметнуть симпатии зрителя на бедненьких несчастных грабителей. Благодаря ему однако персонаж раскрывается ещё полнее и увеличивается социальный подтекст картины (тут вам и цитата, которую я ставлю в заголовок своей рецензии - «Богатых в тюрьму не сажают». Горькая правда, с которой в современном обществе ничего не поделать).
По сути тут несколько концовок, просто настоящей оказывается одна. И она мне очень не понравилась именно с точки зрения высшей справедливости. Что в целом влияет на мою общую не такую высокую оценку фильма.
Фильм убедительно доказывает — за свои кровные деньги обычный американец готов другого порвать на куски. Впрочем, только ли американец или вообще землянин? Капитализм-с. Но есть и ещё одна мораль — здесь озвучивается неприглядный факт о современной молодёжи (американской и не только). Она в большой своей части не любит честно работать, жаждет халявы и потому не гнушается гоняться за этой халявой даже и криминальным способом. И Роки, во многом ставшая мотором этого преступления, с навязчивой идеей сбежать в Калифорнию с большим кушем — её яркое воплощение.
Напоследок назову фильмы, которые по атмосфере безнадёжности похожи на этот. Это, конечно, и «Киллер Джо», и «Учитель на замену» (хотя, казалось бы, совсем из другой оперы), и, пожалуй, «Чёрные праздники».
Плюс. Подробности в теме))
Мне понравилось. Дает представление о фильме и чего от него ждать. +
_______________
Спасибо за наводку фильмов: не все видел.