Эту картину я просмотрел с огромным удовольствием и затаив дыхание. «Коллектор» - это потрясающий театр одного актёра. Весь фильм в пределах кадра один лишь Хабенский. Остальные люди общаются с ним по телефону, либо через дверь. Есть в этом даже некая сказочность, ибо после других людей то двери дрожат от стука, то стул остаётся пустой, но ещё вращающийся. Прочие люди будто есть, а будто и нет. Большая глупость режиссёра – показать улицу сверху и людей на нём – нужно было сохранять иллюзию сказки и театра.
В пределах театра остаются допущения. На самом деле, косяки, считай я это полноценным фильмом, но он всё же происходящее куда больше напоминает театр, а потому пускай это будут вынужденные допущения. Эти допущения подчёркивают атмосферу и играют картине на руку. И если бы они так хорошо не работали, я бы не простил авторам таких несостыковок, как, например, герой позвонил одному человеку, тот передал свой телефон другому, а затем ушёл, не забрав трубку, дабы продолжился разговор главного героя и одной дамы. Или в самом конце так сказочно и театрально опустел холл, пропала охрана, и как будто бы ни единой души не существует вне пределов телефонной трубки и дверной перегородки. А может, это всё психоделическая картина видения коллектора – телефонного шантажиста, мучающего крупных должников. Однако все эти несостыковки работают и очень эмоционально, а потому грех их не простить. Считайте, что перед вами не кино, а театр. Театр одного визуального актёра и нескольких закадровых голосов.
Актёрская игра превосходная. Хабенский очень натурально отыгрывает весь спектр эмоций, погружение в депрессию под давлением сюжета, разбухающую надежду, переживания, раскаяния, отчаяние и веселье. Ещё раз повторюсь, улицу с безликими снующими людьми показывать было абсолютно ни к чему. Автор лишь зря нарушил сказочность происходящего. Нет бы дожимать иллюзию до самого конца.
Итак, главный герой – один из самых лучших коллекторов фирмы. Он мастерски обкручивает клиентов вокруг пальца, перетирает их грязное бельё и достаёт на свет любопытные факты, ставящие должников в безвыходное положение. Но кто-то из них вдруг возжелал возмездия и смонтировал компрометирующее видео, чтобы очень громко и публично подставить главного героя. И вдруг от него отворачиваются все, кто только может, и ещё больше людей начинает желать крови. Разыгрывается грандиозный скандал.
Примечательно, что и видео тоже не показывают, передают его содержание словами, оставляя всё остальное на фантазию зрителя. И СНОВА!!! Снова авторы недожали иллюзию, таки продемонстрировав мельком пару кадров монитора. Снова излишне, снова смещает риску с театра на кино. Но ведь это не фильм, а сцена, снятая на видео. И диалоги сценические. И всё разыгрывается, как отличная драматическая пьеса. Но, увы, авторы отчего-то фишку не просекли и решили приоткрыть визуальную завесу вербальной картины.
Отдельно хочу похвалить звуковое сопровождение. Там, где не нужно, его нет. А там, где надо, играет самая подходящая по эмоциональному состоянию мелодия. Сами телефонные разговоры звучат очень правдоподобно, если не считать пары моментов – каждый голос выглядит искренним, и фальшь не чувствуется. Причём, с разными людьми разыгрываются разные сюжеты. Связанные между собой главным героем и некоторыми перемежающимися фактами, тут разыгрываются сразу несколько сюжетов, что ещё раз подчёркивает театральность происходящего, и чёрт подери, я бы очень хотели, чтобы эту театральность дожали, убрав несколько визуальных рядов и подставив акценты в паре мест! Однако, так тоже неплохо.
Концовка немного стравливает пар и выглядит слегка ... с допущениями, да! Чтобы ярче обставить финал. Сюжет оканчивается твёрдой точкой, окрашенной клишированными, но весьма эмоциональными штрихами. Всё-таки хочется здесь большей театральности, ибо как фильм, он не шибко удался – не туда и не тем давит, не так складываетсобытия. Это снятый на плёнку театр.
@
Fri, 10 Mar 2017 00:12:47 +0300
Согласен с автором. Было интересно смотреть этот фильм, многие моменты присущи исключительно русскому менталитету. "Лок" все-таки мне зашел больше (они похожи по идее), но в целом - достойный фильм, годный для поддержания уровня русского кино, которое почти все остальные "творцы" усиленно опускают на дно. Побольше бы таких фильмов.