Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Mefody2490 thumb
8/10

Бесы против неправедных праведников

Рецензия на фильм «Язычники»

32308 thumb
В российских кинотеатрах в ограниченном прокате по сути незамеченным (всего 1,5 тысячи зрителей) прошёл фильм «Язычники» молодого режиссёра Леры Сурковой (впрочем, по возрасту её молодой уже не назовёшь, но это её первая полнометражная картина в качестве постановщика). Его основой стала одноимённая пьеса Анны Яблонской — драматурга, трагически погибшей в 2011 году при теракте в аэропорту «Домодедово».
«Язычники» в 2017 году участвовали в омском фестивале молодых кинематографистов
«Движение» и тогда запомнились критикам. При этом фильм получил приз за лучший сценарий и специальное упоминание в номинации «Лучшая женская роль». Главные роли в ленте сыграли те же самые актёры, которые изначально были задействованы у Сурковой в постановке пьесы на сцене «Театра.doc».  
Интересно, что бюджет у картины получился очень небольшим, 40% экранного времени создатели сняли на свои деньги, съёмочная группа часто работала бесплатно. Объявлялся и краудфандинг, но, увы, прошёл неудачно (собрали только 4% от запрашиваемой суммы). 
Но вернёмся к участию «Язычников» в омском фестивале. Представляя тогда на нём другой фильм - «Амун» - программный директор Стас Тыркин высказался, что это ещё одна картина форума, которая поднимает вопрос кризиса веры. Вопрос оказался актуальным для фестиваля в целом. «Язычники» на нём как раз начали эту небольшую плеяду. Они тоже о вере и её кризисе. Однако они и не оскорбляют чувства верующих, и не идут с религиозными проповедями в массу атеистов. Картина показывает столкновение верующих и неверующих в рамках всего одной семьи, в наши дни, и при этом показывает, что у каждой из этих сторон свои мотивы и своя правда. 
Цитата
- Я агностик! 
- Ну покрестим и всё пройдёт.
Аскетичный по масштабу, декорациям, зрелищности (которая тут абсолютно и не предполагается), фильм интересен совершенно другим, нежели грохочущие и пестрящие звёздными актёрами блокбастеры. При вроде бы спокойном темпе повествования страсти в ней кипят нешуточные и интересно, что по сути никто из героев не вызывает симпатии, как-то ведя себя таким образом, что из-за того или иного поступка показывая себя с не очень хорошей стороны. И одновременно никого из них нельзя назвать счастливым человеком. 
Кто же эти герои? Семья из мужа Олега (Валентин Самохин), его жены Марины (Елена Нестерова), их дочери Кристины (Виталия Еньшина), и вот в гости к ним вдруг приезжает мать Олега и соответственно бабушка Кристины Наталья Степановна (Татьяна Владимирова). На заданный вдруг однажды, не в дверях и не на вокзале Олегом вопрос - «А ты зачем приехала-то?» - она без тени тревоги отвечает: «Умру я скоро...». Но для большего понимания нужно объяснить их жизненную ситуацию. Олег — музыкант, который много лет не может устроиться на стабильную работу, перебиваясь разовыми подработками в каких-то оркестрах на отдельных концертах. Марина одновременно работает риэлтором — этакий типично московский деловой персонаж — и шьёт на дому по каким-то частным заказам (это в эпоху-то, когда любую одежду и так можно купить в магазине — удивительно). Жители большого московского муравейника, недовольные, несчастные и живущие бедновато — не то чтобы голодают, но и в роскоши явно не купаются. К тому же совершенно непутёвым человеком оказывается Кристина — и пьяной домой часто может придти, и из института её отчисляют чуть ли не на наших глазах. 
Наталья Степановна приезжает — и чуть ли не с ходу становится этаким богом из машины (каламбур, конечно, в отношении истово верующего человека, но так и есть). Дела у семьи начинают понемногу налаживаться (за исключением Кристины), но первое чудо — сосед по прозвищу Боцман (бывший моряк, играет его Дмитрий Уросов), которого семья наняла за небольшие деньги сделать ремонт, резко бросает пить. Причины, по которым он это делает, оказываются откровенно сверхъественными... 
По сути сюжетных линий две (и они пересекаются) — несчастная любовная линия Кристины и некоего таинственного, почти мистического парня, тайну которого нам раскроют только ближе к финалу, и по сути миссионерская работа бабушки, которая хочет обязательно вразумить и воцерковить своих непутёвых родственников (хотя не такая уж она на самом деле праведница — скорее всю жизнь замаливает грех прошлого). Кристина по мнению бабушки вообще одержима бесами — мол, поэтому и запах ладана не выносит. Действительно, некоторое моральное и духовное преображение у «язычников» происходит. Не всегда при этом они выглядят естественно и симпатично. Однако оказывается, что и религия — не универсальный рецепт для достижения счастья и душевной гармонии. Повторюсь — все тут несчастны по-своему. Вот вам и кризис веры. Вот вам и размышления — а есть ли выход? 
Суркова, воплощая в кино столь пронзительный материал Яблонской, не ставила цели осудить агрессивную и истовую религиозность — она дала зрителю оценить самому позиции и верующих, и неверующих, выбрать, как ему вести себя дальше — или вдохновиться и пойти в церковь, если раньше он этого регулярно не делал, или всё равно продолжать оставаться в стороне от этого, если был атеистом. Но за вдумчивый и деликатный толчок к этим размышлениям — спасибо. По своему посылу «Язычники» - это далеко не «Ученик» Серебренникова, хотя темы схожи. Темп более медленный, спокойный, атмосфера какая-то вязкая. Депрессивная? Не сказать, но что-то близкое. Есть ли катарсис при этом? Несомненно. При том есть моменты откровенно комические — особенно с Боцманом и Кристиной.      
 
@ Tue, 20 Mar 2018 19:27:53 +0300

Комментарии к рецензии (0)

Добавить комментарий