Российский фильм «Собибор» рассказывает об одном из малоизвестных эпизодов Второй мировой войны. Увы, в кинпрокате картина попала при этом под пресс жесточайшей с комиксом «Мстители: Война бесконечности», который вышел с ней одновременно. Соответственно и кассовый успех её из-за этого может оказаться меньше, будь ситуация немного другой. Хотя понятно, что выпустить её именно перед Днём Победы было более чем логично. Ну что ж, это всё рассуждения скорее деловые...
А что касается творчества? Это первая режиссёрская
работа Константина Хабенского и при этом он сыграл в ней сам же и главную роль. Прямая параллель с Козловским и его спортивной драмой «Тренер», которая вышла чуть раньше и сейчас продолжает бороздить российский прокат. Как видим, до своих режиссёрских работ оба этих безусловно талантливых актёра дозрели в разном возрасте (33 года и 45 лет) и при этом точно можно сказать — в совершенно разных сюжетах у них обоих получилось достойно. Если про Данилу говорят, что ощущение такое, что он всю жизнь постановщиком и работал, то моя оценка о Хабенском — в дальнейшем из него может получиться хороший постановщик, даже если он не поставит производство на поток, а будет всё равно чаще сниматься сам как актёр у кого-то другого.
Заранее было известно, что к фильму причастен пока ещё действующий министр культуры России Владимир Мединский. Впрочем, каким образом причастен? Скажем, на «Кинопоиске» ранее его имя из списка сценаристов согласно данным прокатчиков убрали — но, скорее всего, прокатчиков об этом попросил сам министр. Он комментировал в общении со студентами ВГИКа свою причастность скромно и одновременно как-то снисходительно: «Я не автор сценария. Я написал историю на несколько страничек и отдал её продюсеру, не синопсис, а просто историю». Очень быстро эти слова попали в прессу.
Главную же работу над самим сценарием проделали сразу четыре человека: сам Хабенский, Андрей Назаров, Анна Чернакова и такой мэтр кино, как Александр Адабашьян. Понятно, что реальную историю о восстании и побеге в немецком концлагере Собибор, где содержали и казнили именно евреев, они несколько додумали и что-то добавили, но в целом у зрителя быстро возникает ощущение достоверности.
Хабенский использовал для картины немало, очень даже немало различных штампов, которые вспоминаются о фашистах, их отношении к евреем, концлагерях, Холокосте, но не сказала бы, что такие штампы вызывают прямо-таки отторжение. Наоборот — чаще они всё же уместны.
Какие же это штампы, если для примера? Ну, скажем, в начале фильма только прибывающие в лагерь евреи подавлены, но пытаются как-то хорохориться и приспособиться к жестокой новой реальности — мол, они и тут как-то смогут жить. Среди них — героиня звезды «Матильды» Михалины Ольшанской. Она, кстати, вынесена на афишу картины вместе с Хабенским, Сергеем Годиным, Романом Агеевым и Марией Кожевниковой. По сути пять звезд фильма (известный по голливудским фильмам Кристофер Ламберт упомянут на афише, но без его визуального образа) — и неожиданно то, что одна из них, как раз та, кого играет Ольшанска, быстро погибает в газовой камере. Оригинально, но спрашивается, стоило ли брать на такую роль именно эту актрису?
Штамп по сути основной — показать немцев жестокими, безжалостными и довольно туповатыми нелюдями. С этой задачей все актёры, их игравшие, справились, кстати, отлично. Впрочем, есть одна более подробная история начальника лагеря Херцеля (Ламберт), которая хотя бы поясняет его мотивацию верного члена НСДАП и подданного Гитлера. Он рассказывает, как в молодости хотел жениться на еврейке, но его отец и не дал это сделать. Кто теперь виноват в его жестокости к евреям? Он сам? Может, Гитлер? Нет! Он в этом никогда не признается. Виноват его отец. И никто иной. Удобно. Кстати, он ещё и в лёгкой форме вуайерист. Другой относительно обрисованный персонаж — немец, который любит много фотографировать. Планирует после войны устроить фотовыставку. Вот такая интересная черта.
Есть и некоторые другие штампы, которые даже трудно конкретизировать, но они в любом случае присутствуют. Ну а показать евреев страдающими — для этого сделано многое и разнообразно. И даже в такой драме где-то найдётся место и юмору...
Цитата
- Нам нужен командир с военным опытом.
- Нормальный еврейский подход...
Но, как уже сказано, никаких художественных достоинств фильма это не умаляет. К тому же есть и красивая продуманная картинка, хорошая музыка композитора Кузьмы Бодрова и некоторых классиков, очень убедительная драматургия. Даже когда кто-то из зрителей с недоумением вопрошает - «А чего это героиня Кожевниковой весь фильм просто молча ходит?» - ты, посмотрев сам, понимаешь, что и с Кожевниковой именно так всё было задумано. Именно вот такая роль. Почти без слов. Которая, естественно, тем сложнее. Но именно концептуально такая — драма молодой женщины, которая, попав в подобный ад, замкнулась вот настолько.
Конечно, нельзя не сказать о роли самого Хабенского. Его герой Александр Печерский, попадающий в Собибор из лагеря в Минске — реальный персонаж. Как и многие тут. Его руководство коротким восстанием и последовавшим побегом — вещь, как пишут в титрах создатели, не признанная при советской власти. Его не отметили наградами, он успел после возвращения через линию фронта повоевать в штрафбате как бывший пленный, а в мирное время умер своей смертью, прожив ещё долгую жизнь. Несгибаемость, внутренний стержень, хладнокровие, лидерские качества и человеческое достоинство прототипа актёр-режиссёр где-то неуловимыми мазками, а где-то густыми передал очень убедительно.
Цитата
- Вы что, не хотите жить?
- Нет. Так не хочу.
Именно во многом факт исторического замалчивания на самом деле уникального события изначально тронуло и Мединского, и далее создателей. И они сумели проникнуться его духом и тем, что и о таком эпизоде в борьбе с врагом — даже по ту сторону фронта, и в относительно небольшом лагере (по достоверной картинке кино число узников тоже видно как небольшое, Собибор вообще нельзя сравнить с самыми известными лагерями типа Маутхаузена или Бухенвальда) — нужно очень чётко помнить и не прощать.
Крупно, аршинными буквами предупреди людей о спойлерах... О СПОЙЛЕРИщЕ!!! Кто, где и при каких обстоятельствах погибает, ты написал, осталось отметить минуту экранного времени)))
До юбилея сталась одна рецензия?
Искренне желаю, чтобы ты над ней поработал.
Этой я ставлю минус. Пол текста о Мединском и Со. В середине какие-то повехрностные наблюдения.
Последнее предложение--агитационный лепет о герое в соседней стране. А о большущем заказном эпизоде ни слова. Проглядел? Я помогу.
Цитата:
- И что у тебя на сердце?
- Сталин у него на сердцe! Как и у всех нас!
Крупно, аршинными буквами предупреди людей о спойлерах... О СПОЙЛЕРИщЕ!!! Кто, где и при каких обстоятельствах погибает, ты написал, осталось отметить минуту экранного времени)))
До юбилея сталась одна рецензия?
Искренне желаю, чтобы ты над ней поработал.
Этой я ставлю минус. Пол текста о Мединском и Со. В середине какие-то повехрностные наблюдения.
Последнее предложение--агитационный лепет о герое в соседней стране. А о большущем заказном эпизоде ни слова. Проглядел? Я помогу.
Цитата:
- И что у тебя на сердце?
- Сталин у него на сердцe! Как и у всех нас!
Не запомнилось про Сталина в сердце совершенно.
Кроме того, когда и кто погибает - я написал только про одну героиню. Что за бред?
А почему мой комментарий убрали? У рецензента в последнем предложении троллинг остался, а мой с "приправами" прибрали. Я подумал, дано добро ставить правило 2.1.7 раком, а тут оказывается не все это могут делать: только люди со статусом "Киноакадемика". Их, оказывается, почетное звание обязывает. Ну, или желание отработать свой бутер с икрой. Не я же один это заметил, но всем банально пофиг.
Не запомнилось про Сталина в сердце совершенно.
Кроме того, когда и кто погибает - я написал только про одну героиню. Что за бред?
Бред— не признавать очевидного.
Среди российских зрителей узнаваемость Ольшанской приближается к ста процентам, спасибо Матильде. Ее имя вынесено на афишу. Зритель ожидает, что ее героиня—одна из ключевых в сюжете. А ты прямым текстом пишешь, что она в начале фильма умирает, и даже как. Если это не спойлерище, то я Мефодий )))
А факт, что ты не заметил, что создатели полагают, что все положительные черты ГГ обусловлены тем, что на его сердце вождь, говорит минимум о твоей невнимательности как рецензента.
Добрался до рецензии.
Последнее предложение стер, автору бан на три дня. Уж кто-кто, а постоянные пользователи ОБЯЗАНЫ знать, что КиноКопилка - сайт интернациональный и строго аполитичный. Пожалуйста, приберегите свои комментарии касательно актуальной политической обстановки для других ресурсов.
Крупно, аршинными буквами предупреди людей о спойлерах... О СПОЙЛЕРИщЕ!!! Кто, где и при каких обстоятельствах погибает, ты написал, осталось отметить минуту экранного времени)))
До юбилея сталась одна рецензия?
Искренне желаю, чтобы ты над ней поработал.
Этой я ставлю минус. Пол текста о Мединском и Со. В середине какие-то повехрностные наблюдения.
Последнее предложение--агитационный лепет о герое в соседней стране. А о большущем заказном эпизоде ни слова. Проглядел? Я помогу.
Цитата:
- И что у тебя на сердце?
- Сталин у него на сердцe! Как и у всех нас!
Крупно, аршинными буквами предупреди людей о спойлерах... О СПОЙЛЕРИщЕ!!! Кто, где и при каких обстоятельствах погибает, ты написал, осталось отметить минуту экранного времени)))
До юбилея сталась одна рецензия?
Искренне желаю, чтобы ты над ней поработал.
Этой я ставлю минус. Пол текста о Мединском и Со. В середине какие-то повехрностные наблюдения.
Последнее предложение--агитационный лепет о герое в соседней стране. А о большущем заказном эпизоде ни слова. Проглядел? Я помогу.
Цитата:
- И что у тебя на сердце?
- Сталин у него на сердцe! Как и у всех нас!
Не запомнилось про Сталина в сердце совершенно.
Кроме того, когда и кто погибает - я написал только про одну героиню. Что за бред?
А почему мой комментарий убрали? У рецензента в последнем предложении троллинг остался, а мой с "приправами" прибрали. Я подумал, дано добро ставить правило 2.1.7 раком, а тут оказывается не все это могут делать: только люди со статусом "Киноакадемика". Их, оказывается, почетное звание обязывает. Ну, или желание отработать свой бутер с икрой. Не я же один это заметил, но всем банально пофиг.
Не запомнилось про Сталина в сердце совершенно.
Кроме того, когда и кто погибает - я написал только про одну героиню. Что за бред?
Бред— не признавать очевидного.
Среди российских зрителей узнаваемость Ольшанской приближается к ста процентам, спасибо Матильде. Ее имя вынесено на афишу. Зритель ожидает, что ее героиня—одна из ключевых в сюжете. А ты прямым текстом пишешь, что она в начале фильма умирает, и даже как. Если это не спойлерище, то я Мефодий )))
А факт, что ты не заметил, что создатели полагают, что все положительные черты ГГ обусловлены тем, что на его сердце вождь, говорит минимум о твоей невнимательности как рецензента.
И мой совет— убери последнее предложение.
Негоже...
Надо убрать не свои рецензии. Тогда четко можно будет увидеть юбилейную.
Надо убрать не свои рецензии. Тогда четко можно будет увидеть юбилейную.
Не переживай, Мефодий напомнит
Не переживай, Мефодий напомнит
Мефодий ... а кто ж тогда Кирилл?
Надо убрать не свои рецензии. Тогда четко можно будет увидеть юбилейную.
"А чо, не чётко? Всё чётко!" (с)
Вот она!
https://www.kinokopilka.pro/reviews/11686#comment_1567123
Добрался до рецензии.
Последнее предложение стер, автору бан на три дня. Уж кто-кто, а постоянные пользователи ОБЯЗАНЫ знать, что КиноКопилка - сайт интернациональный и строго аполитичный. Пожалуйста, приберегите свои комментарии касательно актуальной политической обстановки для других ресурсов.