Вдохновлённые успехом фильма 2015 года «Пиковая дама. Чёрный обряд», его создатели после этого стали снимать в этом же жанре и дальше. Что-то на этом пути у них было провальным («Невеста»), что-то — снова успешным. Совсем недавно в прокате прошло их же «Фото на память» режиссёра-дебютанта Антона Зенковича и вот теперь - «Русалка» Святослава Подгаевского.
Каковы общие впечатления? Творческий почерк и самого Подгаевского, и продюсеров (среди них, кстати — режиссёр
«Турецкого гамбита» Джаник Файзиев) узнаётся быстро, он для них уже типичен. Это не значит «плохо», «скучно» и «однообразно». Это лишь значит, что чего-то принципиального нового в «Русалке» нет. Просто взята другая тема, сделан другой сюжет, но с похожими атмосферой и фокусами с концовкой.
Во многом простым изложением детским голосом за кадром фактов-поверий о русалках в самом начале картины нам и выдали спойлер. Хотя понятно, что он схематичен, самое интересное — уже в дальнейшей конкретике... О том, как герои (в центре повествования — молодая пара, видимо, всё же из-за общего расчёта фильма на молодёжную аудиторию) сталкиваются с вполне конкретной русалкой и какие напасти из-за этого переживают.
Больших недостатков тут большому счёту три. Первый — снова калькирование с голливудской продукции (а в фокусах с концовкой — и с японской), хотя материал про русалку — совершенно русский. Это во многом для наших киношников в данном жанре неизбежно. И, казалось бы, каким-то образом Подгаевский и пытается вылезти из этого пресса, но получается не очень убедительно. А где-то и не пытается. И не сказать, что уж совсем плохая калька — но это калька.
Второй — выбор артистки, играющей главную героиню Марину (не русалку, а жену главного героя). Это снова Виктория Агалакова - как и в «Невесте». Столь упорное продвижение её на главные роли в фильмах этой команды даже наводит на мысли, что дело совсем не в её таланте. Проблема прежде всего во внешности — артистка-блондинка, красивая, но инфантильная, похожа на одну из героинь Comedy Woman или сериала «Деffчонки», но никак не на героиню фильма ужасов. Диссонанс. Так что это во многом сбивает цельное восприятие сюжета. Это не причина вообще не смотреть фильм, но тем не менее.
Третий недостаток перекликается с первым. Буквально. Режиссёр не стал полностью следовать представлениям русского народа о русалках. Вроде бы нигде не говорится, что русалка выглядит как чудовище. У Подгаевского — выглядит. Почему — понятно. Жанр диктует, что главмонстр в фильме должен пугать и выглядеть отвратительно. Так и получается. Русалка, которую при жизни звали Лиза, то предстаёт как красивая девушка, на которую не подействовало разложение в воде и т. д., то — как страшное хтоническое нечто, помесь Грута из «Стражей Галактики», Чужого и какого-то из чудовищ, которых так хорошо умеет создавать Гильермо дель Торо. Так страшно, что аж противно. Стоило ли так делать? Не факт.
Но есть, конечно, и плюсы. Атмосфера тревоги и мистики создана качественно. Тут и музыка сработала, и психологические «струны», и динамика. Пугает зрителя картина абсолютно успешно. Не только в концовке и с другой стороны — не так уж и во многих эпизодах, но убедительно.
Кроме того — интригующий сюжет. Баланс между хорошим исходом и трагичным очень шаток, что всё же возьмёт верх — ты можешь только предполагать, но вряд ли точно угадаешь.
И наконец интересный приём, аналогия которого — конечно, из японских «Тёмных вод» и «Звонка» Хидео Накаты. Вода по сути становится не только родной средой русалки, но и вообще одним из полноценных героев, причём опасным и отрицательным. Каким образом этого добиваются — лучше просто посмотреть.