«Зелёная книга» была одним из главных претендентов на «Оскар-2019», снял её режиссёр Питер Фарелли. Это в чём-то удивительно, если вспомнить, что в творческом багаже постановщика – такие «шедевры», как «Тупой и ещё тупее», «Муви 43» и «Любовь зла». В итоге картина, как известна и получила приз за лучший фильм, хотя кто-то считал её слишком простой, хоть и крепкой, но не шедевром. Лично же я рад, потому что в сравнении с другими претендентами фильм выглядит более
достойно и симпатично.
Впрочем, объяснить тоже можно – всё-таки и по содержанию, и по форме «Зелёная книга» повыше уровнем, чем названные картины, и это далеко не только комедия, скорее «драмеди» с социальным подтекстом. А главная причина статуса фаворита «Оскара» вообще лежит на поверхности – во многом это фильм про расизм во времена президента Кеннеди, собственной борьбе с ним конкретного негритянского музыканта, совершенно реального жившего и творившего в США, пианиста. Звали его Дон Ширли. Сыграл его уже действующий обладатель «Оскара» (фильм «Лунный свет», лучшая роль второго плана) Махершала Али («Карточный домик», «Настоящий детектив», «Загадочная история Бенджамина Баттона»).
Вторая главная роль — у Вигго Мортенсена, которого, конечно, все прежде всего знают как исполнителя роли Арагорна во «Властелине колец». Так вот, видеть его в этой роли — разбитного американского итальянца Тони «Болтуна» Валлилонга - да ещё и несколько растолстевшим, конечно, очень непривычно. Более того — его и озвучивает в нашем прокате уже другой актёр, нежели в «ВК» (Илья Исаев вместо Алексея Рязанцева). Совершенно другой голос, но подобранный в целом подходяще для такого персонажа.
Итак, по сюжету житель Нью-Йорка Тони временно (на два месяца) остаётся без работы — гибрида администратора и вышибалы в известном ночном клубе. Клуб закрылся на ремонт. На дворе 1962 год, правление Джона Кеннеди. Ему советуют попробовать устроиться водителем к Ширли, которому нужно ехать в тур по стране как раз почти до конца декабря — на восемь недель. Казалось бы, не сойдясь характером с будущим работодателем на собеседовании, Тони совершенно спокойно относится, что у этого музыканта и вообще очень интересного человека он так и не поработает. И тем не менее Ширли позже настаивает, что в качестве водителя нужен ему именно Болтун — с его репутацией человека, который прекрасно решает проблемы. Для этого он даже уговаривает жену итальянца: «Разрешите мне забрать вашего мужа в тур». Умно.
В чём-то картина эксплуатирует ностальгию по сытым для США 60-М годам, с их эстетикой, атмосферой и картинкой. Смотреть на это и в самом деле приятно.
И вот как далее проходит этот тур с использованием «Зелёной книги водителя-негра», где в южных штатах водителю, музыкантам трио доктора с одной стороны и самому доктору с другой придётся ночевать в разных гостиницах и испытывать множество самых разных казусов, связанных с сегрегацией — мы в подробностях и увидим. Роуд муви — но очень и очень оригинальное. Тони на практике не раз и не два применит своё умение решать проблемы, а гастроли действительно окажутся опасными из-за тех или иных конфликтов героев во враждебном окружении, куда они попадут. Очень, очень много будет осмыслений темы расизма, но она всё же станет не единственной.
Нельзя сказать, что тут что-то нарочитое — фильм основан на реальной истории, ну, да, возможно, что-то приукрашено, но в целом жизненно. Вторым же планом — столкновение характеров и менталитетов. Более культурного негра и напротив — менее продвинутого в культуре или науке и манерах белого. Когда окружающие видят героев в машине, один за рулём, другой в статусе пассажира — от такого сочетания у них просто рвётся шаблон. «Как?!» - недоумевают они. А элементарно. И одновременно весело.
И, не будем забывать, именно этот простецкий и белый «реальный пацан» разрулит многие проблемы, которые возникнут на пути. Впрочем, в одном эпизоде это сделает и Ширли... Это целая психологическая история — как совершенно разные люди в процессе даже и немного вынужденного общения искренне подружатся и поделятся друг с другом каждый своим опытом.
Цитата
- Мало одного таланта. Нужна смелость, чтобы изменить мнение людей.
Честно сказать — я не совсем понимаю, как Фарелли удалась такая творческая трансформация. Когда после откровенно сортирных и низкопробных комедий получилось настолько тонкое, умное и пронзительное кино, где в каких-то моментах и мурашки бегут. Редкий случай. И тем не менее он произошёл.
Да, как раз за конъюнктурность на теме борьбы с расизмом фильм и можно легонько пнуть, но с другой стороны — нужно похвалить, потому что, как уже сказано, далеко не всё строится только на этом.
Интересный факт: один из авторов сценария — Ник Валлелонга, это сын реального прототипа Тони «Болтуна», который явно этим фильмом отдал своему отцу дань любви и уважения... Кроме того Ник и сыграл одну из ролей в фильме.
Мне очень понравилась кино. Рассчитанное на массового зрителя, рассказывая достаточно предсказуемую историю, оно делает это остроумно, трогательно и достоверно. Основанное на реальной истории, оно, тем не менее, весьма напоминает другого обладателя Оскара за лучший фильм, "Driving Miss Daisy/Шофер мисс Дэйзи". До такой степени, что фильму можно было бы дать двойное название, "Зелёная книга или Шофёр мистера Шёрли". Двух оскаровских лауреатов разделяет ровно 30 лет. Наверное, столько лет понадобилось кино-академии США, чтобы наградить, возможно, не шедевр, но на редкость, человечный фильм, в котором два абсолютно непохожих героя совершают далёкое путешествие после которого оба лучше узнают и поймут друг друга и самих себя.
Рецензии Вашей я поставила плюс, но с несколькими мыслями я не очень согласна. Ну к примеру, "В чём-то картина эксплуатирует ностальгию по сытым для США 60-М годам, с их эстетикой, атмосферой и картинкой." Почему именно 60-е сытые? А что, остальные десятилетия 20-го века были все голодными? Крокодил не ловится, не растёт кокос?
"Да, как раз за конъюнктурность на теме борьбы с расизмом фильм и можно легонько пнуть". Не надо. Расизм никуда не девается, меняет формы, приспосабливается к новым условиям, и борьба с ним ещё долго будет длиться. Фильм, кстати очень критиковали за то, что расизм в нём показан, так сказать, извне, с позиции белого человека, а не изнутри, с точки зрения чёрного музыканта. Семья Дона Шёрли тоже выразила претензии к тому, как он был представлен в фильме. Критиковать можно, конечно, за сентиментальность, за счастливую концовку в манере рождественской сказки. Можно, но не хочется. Людям нужны хорошие сказки, особенно под рождество.
Рецензия и фильм понравились.
Сын Болтуна играет тоже, одного из членов семьи
Зачем надо пинать, даже легонько, фильм, посвящённый определенной теме?
По-моему, надо пинать только тогда, когда фильм плох))
Сын Болтуна играет тоже, одного из членов семьи
ух ты, надо добавить.
Мне очень понравилась кино. Рассчитанное на массового зрителя, рассказывая достаточно предсказуемую историю, оно делает это остроумно, трогательно и достоверно. Основанное на реальной истории, оно, тем не менее, весьма напоминает другого обладателя Оскара за лучший фильм, "Driving Miss Daisy/Шофер мисс Дэйзи". До такой степени, что фильму можно было бы дать двойное название, "Зелёная книга или Шофёр мистера Шёрли". Двух оскаровских лауреатов разделяет ровно 30 лет. Наверное, столько лет понадобилось кино-академии США, чтобы наградить, возможно, не шедевр, но на редкость, человечный фильм, в котором два абсолютно непохожих героя совершают далёкое путешествие после которого оба лучше узнают и поймут друг друга и самих себя.
Рецензии Вашей я поставила плюс, но с несколькими мыслями я не очень согласна. Ну к примеру, "В чём-то картина эксплуатирует ностальгию по сытым для США 60-М годам, с их эстетикой, атмосферой и картинкой." Почему именно 60-е сытые? А что, остальные десятилетия 20-го века были все голодными? Крокодил не ловится, не растёт кокос?
"Да, как раз за конъюнктурность на теме борьбы с расизмом фильм и можно легонько пнуть". Не надо. Расизм никуда не девается, меняет формы, приспосабливается к новым условиям, и борьба с ним ещё долго будет длиться. Фильм, кстати очень критиковали за то, что расизм в нём показан, так сказать, извне, с позиции белого человека, а не изнутри, с точки зрения чёрного музыканта. Семья Дона Шёрли тоже выразила претензии к тому, как он был представлен в фильме. Критиковать можно, конечно, за сентиментальность, за счастливую концовку в манере рождественской сказки. Можно, но не хочется. Людям нужны хорошие сказки, особенно под рождество.
Лучшая рецензия в марте. Март еще не закончился.
Да, фильм хорош. Плюс
Да, фильм хорош. Плюс
Я согласен. Фильм мне тоже понравился.