4 апреля 2019 г. День, когда сердце мастера остановилось.
Самый грузинский фильм в творчестве Георгия Данелии, «Не Горюй!» (1968) был поставлен по мотивам романа Клода Тилье (1801-1844), «Mой Дядя Бенжамeн», действие которого разворачивается во французской провинции начала 18 века. Бенжамeн Глонти, молодой местный врач, душа общества, образован, дружелюбен и часто лечит бедных бесплатно. Это делает его очень популярным среди местных жителей, но никак не помогает пополнению банковского счёта. Он влюблен
в прекрасную Манетт, которая тоже без ума от него, но её отец бдительно следит за любыми посягательствами на невинность дочери до момента подписания брачного контракта.
В фильме сохранены основные сюжетные линии книги Тилье, но действие перенесено из дореволюционной Франции в Грузию конца 19-го века, куда Данелия поселил героев романа, наделив их чертами своих родных и друзей из воспоминаний детства и юности. Сценарий картины, написанный в Тбилиси и вобравший в себя атмосферу солнечной осени в старом городе с черепичными крышами под окном, исполнен доброжелательностью и гостеприимством, которыми были проникнуты вечера в доме Верико Анджепаридзе, знаменитой грузинской актрисы и родной тётушки Данелии. Давно и навсегда ушедшая Грузия, ожившая под пером Данелии-сценариста и благодаря его мастерству режиссёра, предстаёт страной старинных и прекрасных традиций, таких, как искусство виноделия, вино-пития и дружеских бесед, длящихся за полночь в уютных духанах под названиями «Не Горюй», «Сам Пришёл» или «Не Уходи, Мой Голубчик». А обитатели этой страны наделены певческим талантом и высоким нравственным кодексом чести и благородства.
Гармонично сочетая печальную комедию и арт-фильм, нежный, добрый и слегка эксцентричный «Не горюй!» не подавляет зрителя усложнёнными, амбивалентными образами и кино-цитатами, чем зачастую грешат арт-фильмы. Он преисполнен душевностью и любовью к чудаковатым, темпераментным, не от мира сего, человечным персонажам, в лица которых камера всматривается с интересом и пониманием. Георгий Николаевич Данелия приглашает зрителей пройти по крутым горным дорогам Грузии вместе с беспечным бессеребренником, доктором Бенжамeном Глонти (Вахтанг «Буба» Кикабидзе) и улыбнуться попыткам его неутомимой, энергичной сестры Софико (Софико Чиаурели) женить любимого младшего брата. Невидимыми гостями присутствуем мы на единственном в своем роде торжестве, где друзья собираются, чтобы отпраздновать жизнь старого доктора Левана (яркая и трогательная роль Серго Закариадзе, его лебединая песня), решившего стать живым участником своих собственных поминок, чтобы узнать, как друзья будут вспоминать его, что говорить, когда день его похорон действительно настанет, и какого цвета выберут гроб, в котором понесут его к месту упокоения. В течение всего лишь 90 минут, в фильме отразилась жизнь человеческая в поисках смысла, во всей широте спектра душевных эмоций, сопровождаемая дивной полифонией а капелла.
Освещённая мягким юмором, трагикомическая история жизни и смерти, любви и дружбы, достоинства и чести, стала, своего рода, водоразделом в творчестве Данелия. Многое из того, что определило его кино-почерк и сложилось в уникальный стиль, узнаваемый в последующих картинах, получило начало в «Не Горюй». Начиная с него, постоянным композитором в фильмах Данелии стал Гия Канчели, чья лиричная музыка, обладает ярко выраженным мелодическим рисунком и создаёт неповторимое настроение. «Не Горюй» — первый фильм режиссёра, снятый в цвете, и он окрашен в радостные тона, в которых преобладают чистый ультрамарин и яркая зелень. Отрадное чувство разливается по жилам от запечатлённых камерой Вадима Юсова синих гор, громоздящихся амфитеатром, чьи снеговые вершины сливаются в серебряную цепь. Воздух, чистый и свежий, так и струится с экрана. Солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? Но Данелия идёт дальше в творческом озарении. Именно в «Не Горюй» он впервые смешивает в идеальных пропорциях не только цвета, но смешное с горьким, земное с возвышенным, нежное с гротескным, надежду и печаль, положив начало жанру грустной эксцентрической комедии.
С лёгкостью преодолевая литературные и географические границы, «Не горюй» входит в галерею вдохновенных артистических фильмов — воспоминаний о родных городах, городках, деревнях с чудаками-обитателями. Среди них и «Синема Парадизо» Тарнаторе, и «Жизнь как чудо» Кустурицы, и «Эпоха Радио» Вуди Аллена, и самый известный из всех, «Амаркорд» Федерико Феллини, пожалуй, наиболее близкий фильму Данелия по духу. Итальянский мастер кино пришёл от «Не горюй» в восторг, который ничуть не уменьшился с годами. Oсновав в начале 1990-х кино-фестиваль в Римини, своём родном городе, где он снял «Амаркорд», Феллини настоял на том, чтобы премия фестиваля 1991 года за лучшую режиссуру была вручена Георгию Данелии, который участвовал только во внеконкурсном показе с фильмом «Настя». Феллини eгo не видел, так как лежал в больнице, но это его не остановило. «Я видел «Не Горюй», сказал он, «и мне достаточно.»
Здесь позволю предположить, что «Не Горюй!» вполне мог повлиять на создание автобиографической кино-фантазии Феллини «Амаркорд», вышедшей на экраны через пять лет после ленты Данелии. Оба фильма окружены похожей атмосферой. В обоих их создатели возвращаются к своим истокам, к людям, которых они помнили, любили и, став мастерами кино, запечатлели на экране. «Не Горюй!» и «Амаркорд» полны улыбок сквозь слёзы и достают напрямую до зрительских сердец. Благодаря обоим, мы начинаем понимать и ценить то особое мироощущение, которое при других обстоятельствах сочли бы эксцентричным или даже безумным. Над ними не властны ни время, ни социальные потрясения. Оба вызывают тo редкое, заветное чувство, которое ни на одном языке не выразишь лучше, чем «Мне грустно и легко; печаль моя светла…»
Только что узнала грустную новость об уходе Георгия Николаевича Данелии, одного из моих самых любимых режиссеров. Он создал совершенно блестящие фильмы в жанре драматической, скорее даже трагической комедии. За 50 с лишним лет работы в кино, Данелия не сделал ни одного плохого или просто слабого фильма, начиная с его дебюта Серёжа в 1960 году. Многие из его фильмов в списке моих любимых, и я уверена, что они любимы миллионами благодарных зрителей. Мастер, подаривший нам Сережу, Совсем Пропащего (1972), Тридцать Три, Я Шагаю по Москве (1964), Не Горюй! (1969), Афоню (1975), Мимино (1977), Осенний марафон или Грустную Комедию (1979) — очень подходящее название и для этого фильма и для всего жанра, который Данелия практически изобрел, и Кин-дза-дза (1986), культовый фаворит на протяжении более 30 лет, заслуживает нашу глубокую любовь и искреннюю благодарность за незабываемые минуты кинематографического счастья.
Много лет назад, через несколько месяцев после присоединения к Копилке, я написала рецензию на фильм Данелии "Не горюй!" Через несколько лет я её переписала. Мне хотелось бы поместить новый вариант рядом со старым, если это не против правил.
В девяносто первом году я был на фестивале в Римини с картиной «Настя». Картина шла вне конкурса, и на заключительной церемонии я сидел спокойно — никаких наград моему фильму не полагалось.
И вдруг на сцену вышел мой друг, знаменитый сценарист Тонино Гуэрра, и стал что-то говорить по-итальянски. Сначала я услышал «Феллини», потом — «Параджанов», потом — «Данелия гранда реджиста». А потом все зааплодировали и Тонино вызвал на сцену меня, вручил мне какую-то коробочку и попросил, чтобы я ее открыл и показал залу. Я открыл и показал. И все снова зааплодировали. В коробочке был маленький серебряный медальон: Дева Мария.
Я раскланялся, сердечно поблагодарил Тонино и спустился в зал, так ничего и не поняв. (Тогда — впервые за тридцать лет нашей дружбы — Тонино был без своей жены Лоры, которая всегда переводила мне то, что он говорил.) И только после церемонии Лора мне объяснила: в тюрьме Параджанов собирал крышки из фольги, которыми тогда закрывали молочные бутылки. Он прессовал их в медальон и гвоздем делал на медальоне чеканку. Один из таких медальонов он подарил Тонино Гуэрра. Тонино отлил медальон в серебре и подарил своему другу Федерико Феллини, для которого написал много сценариев. Феллини в то время уже был болен и лежал в больнице. И Феллини сказал Тонино:
- Давай из этой медали сделаем приз и назовем его «Амаркорд». И будем вручать его на фестивале в Римини — в городе, где мы выросли и снимали фильм «Амаркорд». Это будет наш приз.
Тонино рассказал Феллини, какие фильмы участвуют в конкурсе фестиваля и кто из режиссеров приехал. И Феллини предложил дать приз мне.
- Но ты же не видел фильм, который Данелия привез, — сказал Гуэрра.
- И не надо. Я видел «Не горюй!», и мне достаточно.
Таким образом я получил приз «Амаркорд» от Феллини за картину «Настя», которую он не видел, но любил фильм «Не горюй!», и от Параджанова за фильм «Не горюй!», который ему не понравился.
- Так уж вышло, что смерть – это часть жизни. Равно как и память...
Георгий Данелия:
"Мои фильмы не похожи друг на друга абсолютно - ни по героям, ни по стилистике, ни по событиям, в них отражённым. Далеки, как небо и земля друг от друга..."
"Все мои герои, мягко говоря, со странностями, как и все мы - и Афоня, и Мимино, и Бенжамен из "Не горюй!". Но я всегда - адвокат каждого из них, у меня в фильмах они почему-то выходят очень симпатичными и, заметьте, никогда не переступают черту, после которой человек становится противен. Наверное, потому, что я их люблю…"
"Снимать надо то, что самому нравится и за что потом будет не стыдно. Поэтому каждый фильм ты делаешь, как первый, и иногда даже забываешь о том, что делал раньше…"
Плюс!!!
Рецензия пронизана любовью к Мастеру!
Очень уважаю Данелия! В том числе и за то, что во многих фильмах не забывал показывать и, значит, популяризировать своё, грузинское. Это действительно многого стоит! Человек никогда не забывал о свои корнях!
Немножко отойду, хотя по теме... Кроме Параджанова, никто из режиссеров-армян, добившихся немалых успехов в СССР, не снимал о «своих». Шахназаров, Балаян, Кеосаян (старший), Оганесян (3+2)... хотя... Оганесян умер молодым, а у Кеосаяна есть картина одна, но совершенно проходная.
...............
Вечная память!
Спасибо за рецензию
Спасибо большое всем, кто остановился под этой рецензией, чтобы вспомнить Г.Н.Данелия и его кино. Он ушёл, а кино осталось. Сижу в аэропорту в г.Шарлот,жду самолёта в Канкун. Через неделю вернусь и все фильмы Данелия пересмотрю. Всем всего доброго. See you in a week.
Объяснение в любви
Только что узнала грустную новость об уходе Георгия Николаевича Данелии, одного из моих самых любимых режиссеров. Он создал совершенно блестящие фильмы в жанре драматической, скорее даже трагической комедии. За 50 с лишним лет работы в кино, Данелия не сделал ни одного плохого или просто слабого фильма, начиная с его дебюта Серёжа в 1960 году. Многие из его фильмов в списке моих любимых, и я уверена, что они любимы миллионами благодарных зрителей. Мастер, подаривший нам Сережу, Совсем Пропащего (1972), Тридцать Три, Я Шагаю по Москве (1964), Не Горюй! (1969), Афоню (1975), Мимино (1977), Осенний марафон или Грустную Комедию (1979) — очень подходящее название и для этого фильма и для всего жанра, который Данелия практически изобрел, и Кин-дза-дза (1986), культовый фаворит на протяжении более 30 лет, заслуживает нашу глубокую любовь и искреннюю благодарность за незабываемые минуты кинематографического счастья.
Много лет назад, через несколько месяцев после присоединения к Копилке, я написала рецензию на фильм Данелии "Не горюй!" Через несколько лет я её переписала. Мне хотелось бы поместить новый вариант рядом со старым, если это не против правил.
Из книги Георгия Данелии "Безбилетный Пассажир":
В девяносто первом году я был на фестивале в Римини с картиной «Настя». Картина шла вне конкурса, и на заключительной церемонии я сидел спокойно — никаких наград моему фильму не полагалось.
И вдруг на сцену вышел мой друг, знаменитый сценарист Тонино Гуэрра, и стал что-то говорить по-итальянски. Сначала я услышал «Феллини», потом — «Параджанов», потом — «Данелия гранда реджиста». А потом все зааплодировали и Тонино вызвал на сцену меня, вручил мне какую-то коробочку и попросил, чтобы я ее открыл и показал залу. Я открыл и показал. И все снова зааплодировали. В коробочке был маленький серебряный медальон: Дева Мария.
Я раскланялся, сердечно поблагодарил Тонино и спустился в зал, так ничего и не поняв. (Тогда — впервые за тридцать лет нашей дружбы — Тонино был без своей жены Лоры, которая всегда переводила мне то, что он говорил.) И только после церемонии Лора мне объяснила: в тюрьме Параджанов собирал крышки из фольги, которыми тогда закрывали молочные бутылки. Он прессовал их в медальон и гвоздем делал на медальоне чеканку. Один из таких медальонов он подарил Тонино Гуэрра. Тонино отлил медальон в серебре и подарил своему другу Федерико Феллини, для которого написал много сценариев. Феллини в то время уже был болен и лежал в больнице. И Феллини сказал Тонино:
- Давай из этой медали сделаем приз и назовем его «Амаркорд». И будем вручать его на фестивале в Римини — в городе, где мы выросли и снимали фильм «Амаркорд». Это будет наш приз.
Тонино рассказал Феллини, какие фильмы участвуют в конкурсе фестиваля и кто из режиссеров приехал. И Феллини предложил дать приз мне.
- Но ты же не видел фильм, который Данелия привез, — сказал Гуэрра.
- И не надо. Я видел «Не горюй!», и мне достаточно.
Таким образом я получил приз «Амаркорд» от Феллини за картину «Настя», которую он не видел, но любил фильм «Не горюй!», и от Параджанова за фильм «Не горюй!», который ему не понравился.
Любимый режиссёр!любимый фильм
- Так уж вышло, что смерть – это часть жизни. Равно как и память...
Георгий Данелия:
"Мои фильмы не похожи друг на друга абсолютно - ни по героям, ни по стилистике, ни по событиям, в них отражённым. Далеки, как небо и земля друг от друга..."
"Все мои герои, мягко говоря, со странностями, как и все мы - и Афоня, и Мимино, и Бенжамен из "Не горюй!". Но я всегда - адвокат каждого из них, у меня в фильмах они почему-то выходят очень симпатичными и, заметьте, никогда не переступают черту, после которой человек становится противен. Наверное, потому, что я их люблю…"
"Снимать надо то, что самому нравится и за что потом будет не стыдно. Поэтому каждый фильм ты делаешь, как первый, и иногда даже забываешь о том, что делал раньше…"
Спасибо за рецензию +.
https://m.
Плюс!!!
Рецензия пронизана любовью к Мастеру!
Очень уважаю Данелия! В том числе и за то, что во многих фильмах не забывал показывать и, значит, популяризировать своё, грузинское. Это действительно многого стоит! Человек никогда не забывал о свои корнях!
Немножко отойду, хотя по теме... Кроме Параджанова, никто из режиссеров-армян, добившихся немалых успехов в СССР, не снимал о «своих». Шахназаров, Балаян, Кеосаян (старший), Оганесян (3+2)... хотя... Оганесян умер молодым, а у Кеосаяна есть картина одна, но совершенно проходная.
...............
Вечная память!
Спасибо за рецензию
Спасибо большое всем, кто остановился под этой рецензией, чтобы вспомнить Г.Н.Данелия и его кино. Он ушёл, а кино осталось. Сижу в аэропорту в г.Шарлот,жду самолёта в Канкун. Через неделю вернусь и все фильмы Данелия пересмотрю. Всем всего доброго. See you in a week.