Триллер Найта М. Шьямалана «Стекло» - продолжение одновременно двух его фильмов разных лет – «Сплит» и «Неуязвимый». Из первого сюда перекочевали персонажи, которых сыграли Джеймс МакЭвой и Аня Тейлор-Джой, из второго – герои Сэмуэля Л. Джексона (он и даёт название картине нынешней) и Брюса Уиллиса. Порознь «Сплит» и «Неуязвимый» были совершенно разными историями, причём с интервалом в 17 лет… но «Стекло» их объединяет самым искусным образом. Причём даже
не могу пояснять подробности – иначе это будет спойлером. Но то, что можно, уточним: после своих художеств Кевин Крамп (МакЭвой), в котором непостижимым образом живут 24 разных личности, оказывается пойман и попадает в психиатрическую клинику, где уже находятся умнейший маньяк-убийца Стекло и Дэвид (Уиллис). Этому гремучему коктейлю ярких сумасшедших предстоит конфликтовать, союзничать и дискутировать между собой в разных вариациях.
В идеале, конечно, для понимания для просмотра «Стекла» нужно знать, и о чём был более свежий «Сплит», и давний «Неуязвимый». Как озвучивает характеристику столкнувшихся персонажей доктор Стэйпл (Сара Полсон), они как в комиксах – Анархист, Великий ум и Герой поневоле. Комиксы тут вообще неспроста – герои (плюс сын Дэвида Джозеф) вдруг оказываются одержимы их идеями и эстетикой и сами считают себя людьми со сверхспособностми, причём не злодеями. В чём-то они правы, но вообще сам фильм становится из-за этого неким глумом (и довольно успешным) над комиксами вообще… ну может быть, всё же с совершенно серьёзным лицом. Ведь несмотря на имеющиеся у него в фильмах весёлые моменты, Шьямалан обычно не склонен шутить и общие линии его картин где-то пафосные, а в целом — без юмора. Размышления о природе супергеройства тут обширные, глубокие и совершенно прямо касающиеся героев — словом, интересно. Такого взгляда и осмысления комиксов в мировом кино, наверное, всё-таки ещё не было.
Что касается актёрских работ, то из трёх центральных — Джексона, Уиллиса и МакЭвоя — нельзя выделить кого-то одного, сказать, что у него по убедительности получилось намного больше, чем у остальных. У Джексона задача была особой потому, что герой сильно обездвижен, остаётся больше играть лицом и голосом. И в очередной раз персонаж проявляет чудеса умного злодейства — только природа У МакЭвоя с его уже пресловутыми многочисленными личностями снова есть на что посмотреть и удивиться, конечно, но фактически, увы, активно появляются здесь «на свет» (термин именно этого сюжета) 4-5 личностей с разными голосами, интонациями и характером, не более — так что уже менее интересно. Трансформации тела героя — особая статья, так до конца и не поймёшь, что это спецэффекты, которые тогда очень правдоподобны, или актёру действительно пришлось принимать какие-то анаболики, чтобы в сценах оживления в нём Зверя создать имидж некоего биотерминатора.
Ну и герой Уиллиса со своим тяжёлым багажом из прошлого чем-то похож на некоторых персонажей актёра из других фильмов, а в чем-то он с совершенно индивидуальным колоритом. Работа Ани Тейлор-Джой по понятным причинам уже в большей степени на втором плане (и во многом её поведение тут — это знаменитый стокгольмский синдром), притом что в «Сплите» была второй главной, а вот доктор Стэйпл ближе к финалу раскрывается очень неожиданно и масштабно, её немного стоит выделить.
Да, снова в картине есть завораживающая мистика, но в том же «Сплите» её было чуть больше. И много, очень много психологической игры.
Шьямалан, как мы помним, славится своими неожиданными концовками — так вот в «Стекле» градус этой непредсказуемости всё же меньше. Зато она более философская, одновременно оптимистическая и... с намёком даже на мировую закулису и тайных кукловодов человеческого общества.