Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Ptiza thumb
6/10

Преданное доверие

Рецензия на фильм «Теснота»

31682 thumb

О фильме «Теснота» много говорят в 2019 году в связи с награждением второй ленты  Кантемира Балагова «Дылда» на кинофестивале в Каннах.
Оба фильма участвовали в Премии «Особый взгляд» - такой себе конкурс в конкурсе –«Дылда» завоевал приз за Лучшую Режиссуру. Оба фильма получили независимый Приз ФИПРЕССИ  - третьего конкурса в рамках фестиваля, на этот раз премии раздают представители международной организации кинокритиков. Организация, способствующая развитию киноискусства в

мире. Они раздают свои премии на основных кинофестивалях.

Итак, «Теснота» – приз кинокритиков 2017 год, Канны и много разговоров в 2019.

К сожалению, фильме нет новых кинематографических решений, ни актёрских, ни режиссерских, ничего, чтобы отличало его от каждого второго фильма девяностых и каждого третьего фильма – участника фестиваля, как минимум от Израиля. Фильм снят в стилистике конца прошлого века, длительность кадров, общая заторможенность и даже формат картинки 1,37:1 формат тридцати пятимиллиметровой плёнки, который использовали со времён становления Голливуда, а это было лет 90 тому назад, и примерно до Аватара (2009) не включительно.

С одной стороны, режиссёр даёт возможность зрителю долго вглядываться в героев, как меняются их эмоции, как они поглощают информацию, как реагируют на неё, а с другой – всё, почти всё, комментируется. Титрами или диалогами. В Фильме не было практически ничего, чтобы мне, как зрителю пришлось домысливать или складывать, или почувствовать с а м о с т о я т е л ь н о.

История, разворачивающаяся перед нами однозначна, чтобы не говорили любители фестивального кино. Двух часов слишком много чтобы передать ту «тесноту» о которой говорит заголовок (и межнациональную рознь, и войну, и безнадёжность, и так далее). Зритель не в силах делать собственные выводы из предлагаемого ряда. Обо всём есть суждение и нам, натасканным за столетнюю историю киноискусства, на все используемые конвенции – трудно не то чтобы сделать собственные выводы, нам вообще сложно отступить от намеченного режиссером плана. Хорошо ли это? Думаю, нет.

О фестивальном кино. Фестивали созданы для того, чтобы привлекать внимание к фильмам и способствовать их продаже в прокат. Лавровые веточки на афише конвертируются в купленные билеты. Без них на некоторые фильмы не затащишь даже тысячу зрителей. Для того, чтобы конвертация была успешной и продолжительной, вокруг искусства (любого) строятся ширмы из мишуры. Приз равен прокату, прокат – деньгам на новый фильм. И это прекрасно! Если бы не пара тройка побочных эффектов и один из них – «ценители высокого искусства», которые склонны видеть во всём, что представляется на фестивалях, галереях и т.п. что-то божественное, высокое, гениальное, острое, как минимум многообещающее, как компромисс - спорное. Подобных ценителей воспитывают и взлелеивают ибо именно они и есть строители ширмы вокруг обыкновенного рынка. Призы и фестивали нужно раздавать ежегодно, а истинные шедевры привозят, в лучшем случае, раз в десятилетие. Но шедевры не строятся на внезапных озарениях, они основаны на длительно воспитании публики, привыкании к новым конвенциям. Масса новаторских форм мозолят глаза публике пока не сливаются в одном, особо удачном произведении и не предстают перед нею в форме Прорыва. В этом нет ничего плохого.

Только фильм «Теснота», к сожалению, ничего никому не намозолит.

Это ещё один фильм, с житейской драмой, показанной через призму очень молодого человека (режиссёр К. Балагов 1991 года рождения), который пока что знает только крайности. От драмы (горя) в его фильме либо кричат и теряют голос, либо молчат и терпят. Середины в фильме не видно. В нём есть антагонисты, главные герои с личной драмой, с общественной нагрузкой, есть равнодушные люди, есть много сопутствующих конфликтов и один неловкий секс (прямо как в израильском кино, в котором он обязателен). В нём нет свободы. Ни художественной, ни зрительской.

СПОЙЛЕР

Что касается отрезания голов. В фильме показаны кадры убийства российских солдат в селе Тухчар. Реальные кадры.  Многие говорят, что это манипуляция, мол так легко ввести зрителя в состояние драматического возбуждения.  Так-то оно так, но у меня другая претензия к фильму. Подобные кадры преступно показывать без предупреждения. На экране разворачивается бойня с медленным отрезанием голов живым кричащим людям. Это выходит за рамки искусства, как образного представления реальности. Я, как зритель, доверяюсь художнику и в случае с данным фильмом, подвергаю себя испытанию, на которое не способна. Человек – единственное существо, которое умеет осознанно сопереживать эмоциональному состоянию другого существа и документальная сцена убийства в художественном произведении это и предательство доверия, и доказательство того, что режиссёр не может довести своего зрителя до сопереживания конвенциональными, художественными методами и силой своего таланта.

Балагов говорит, мол «все смотрели тогда эту касету». Может его она не столько поразила (ему было 8 лет), сколько выжгла до тла?

Ещё режиссер сказал в интервью Юрию Дудю, что то, чего он ожидает от зрителя после просмотра, это тишины. Мол тишина лучше аплодисментов, так как тишина в зале свидетельствует о том, что зритель находится в глубоком переживании и задумчивости от увиденного – и он прав. Не думаю, что после фильма «Теснота» стоит ожидать задумчивости и тишины. Фильм есть ясно выраженная, однозначная мысль, которую зритель получает на первых минут фильма и у него есть целых два часа чтобы с нею сжиться, принять и с облегчением и аплодисментами выйти наконец из кинотеатра. 

@ Wed, 19 Jun 2019 22:51:25 +0300

Комментарии к рецензии (11)

theghostka
  • К.Модератор
  • Sat, 22 Jun 2019 06:09:41 +0300

Я поставил плюс потому, что рецензия все равно толкает на просмотр)) хотя с некоторыми положениями не согласен...
Такие фильмы всегда нужны, хотя не несут в себе, как ты говоришь, ничего нового. Фильмы, отрезвляющие людей. Жестокие фильмы. Да, предупреждать о документальных кадрах надо было, согласен. Многие будут к этому неготовы, нужны стальные нервы. Но в остальном—фильм очень нужный. Вспомни реакцию некоторых «героев», просматривающих эту кассету. Страшно!
Фильм у меня в избранном. Абсолютно не потому, что что-то где-то взял.

Ptiza
  • Кинокритик
  • Sat, 22 Jun 2019 10:41:56 +0300
theghostka писал:

Я поставил плюс потому, что рецензия все равно толкает на просмотр)) хотя с некоторыми положениями не согласен...
Такие фильмы всегда нужны, хотя не несут в себе, как ты говоришь, ничего нового. Фильмы, отрезвляющие людей. Жестокие фильмы. Да, предупреждать о документальных кадрах надо было, согласен. Многие будут к этому неготовы, нужны стальные нервы. Но в остальном—фильм очень нужный. Вспомни реакцию некоторых «героев», просматривающих эту кассету. Страшно!
Фильм у меня в избранном. Абсолютно не потому, что что-то где-то взял.

я не говорила, что его не нужно смотреть.
Особенно жителям "содружества" этого всероссийского - конечно нужно смотреть.
И тут возникает у меня спор с самой собой: если художник хочет донести мысли до большинсва, пробудить, заставить задуматься (Кандемир об этом говоит) то стоит ли ему продолжать делать сугубо авторское кино, фестивальное, высокохудожественное, которое, как мне кажется смотрят, в основном, люди уже довольно бодрствующие и думающие. Или - снимать по-проще, разбавить, снизить концентрацию "художественности" Вот, например, как снимал когда то Михалков (Родня например) Балабанов (Брат) Или крепкая драма с элементами художественности не прокатит как таблетка?
Или вообще нелзя кино воспринимать как "таблетку"?

mironistars
  • Зритель
  • Sat, 22 Jun 2019 12:31:35 +0300

Чем глупее современный российский фильм, тем будет выше его оценка в Каннах.
Этот фильм из серии тех фильмов, которые не должны существовать вовсе.
Потому что в них нет ни единого кадра с правдой.
Одна сплошная выдумка по рассказам малообразованных "очевидцев", способных только неверно интерпретировать действительные события из жизни.

theghostka
  • К.Модератор
  • Sat, 22 Jun 2019 15:39:39 +0300
Птица писал:

я не говорила, что его не нужно смотреть.
Особенно жителям "содружества" этого всероссийского - конечно нужно смотреть.
И тут возникает у меня спор с самой собой: если художник хочет донести мысли до большинсва, пробудить, заставить задуматься (Кандемир об этом говоит) то стоит ли ему продолжать делать сугубо авторское кино, фестивальное, высокохудожественное, которое, как мне кажется смотрят, в основном, люди уже довольно бодрствующие и думающие. Или - снимать по-проще, разбавить, снизить концентрацию "художественности" Вот, например, как снимал когда то Михалков (Родня например) Балабанов (Брат) Или крепкая драма с элементами художественности не прокатит как таблетка?
Или вообще нелзя кино воспринимать как "таблетку"?

Действительно, авторское кино смотрят уже подготовленные...
думаю, чтобы снятьтакое же, но «для всех», нужны определённые рычаги и финансы, согласие верхов, так сказать, возможность широкого проката и пр. Камерное же даёт независимость какую-то, возможно, призрачную, но все же...
Как таблетку?)) Почему же нельзя?)) Оно и является таблеткой: одни—антидепрессантами, другие—галлюциногенами, обезболивающими, третьи—отрезвляющими)) Большинство же бесполезными подслащёнными леденцами))

theghostka
  • К.Модератор
  • Sat, 22 Jun 2019 15:58:10 +0300
mironistars писал:

Чем глупее современный российский фильм, тем будет выше его оценка в Каннах.
Этот фильм из серии тех фильмов, которые не должны существовать вовсе.
Потому что в них нет ни единого кадра с правдой.
Одна сплошная выдумка по рассказам малообразованных "очевидцев", способных только неверно интерпретировать действительные события из жизни.

Что в этом фильме выдумано? Конкретно, пожалуйста, без демагогии. По факту. Что?

Ptiza
  • Кинокритик
  • Sat, 22 Jun 2019 22:03:04 +0300
theghostka писал:

Действительно, авторское кино смотрят уже подготовленные...
думаю, чтобы снятьтакое же, но «для всех», нужны определённые рычаги и финансы, согласие верхов, так сказать, возможность широкого проката и пр. Камерное же даёт независимость какую-то, возможно, призрачную, но все же...
Как таблетку?)) Почему же нельзя?)) Оно и является таблеткой: одни—антидепрессантами, другие—галлюциногенами, обезболивающими, третьи—отрезвляющими)) Большинство же бесполезными подслащёнными леденцами))

Я подумала о Поланском. Чайнатаун.
Он прокатился на хорошо покупаемой форме нуар и вшил в неё контрабандой багаж (таблетки) который по сей день вполне работает.

theghostka
  • К.Модератор
  • Sat, 22 Jun 2019 22:32:56 +0300
Птица писал:

Я подумала о Поланском. Чайнатаун.
Он прокатился на хорошо покупаемой форме нуар и вшил в неё контрабандой багаж (таблетки) который по сей день вполне работает.

Эка загнула)) не всем же быть Поланскими))

mironistars
  • Зритель
  • Sun, 23 Jun 2019 08:02:12 +0300
theghostka писал:

Что в этом фильме выдумано? Конкретно, пожалуйста, без демагогии. По факту. Что?

Если я сказал, что выдумано, значит выдумано.
Без вопросов!

theghostka
  • К.Модератор
  • Sun, 23 Jun 2019 15:23:47 +0300
mironistars писал:

Если я сказал, что выдумано, значит выдумано.
Без вопросов!

Понятно))
Как всегда... голословие наше всё))

janpaul
  • Киноакадемик
  • Thu, 27 Jun 2019 14:29:58 +0300

Пробегая:
- Отличный текст! Вот те крест! )
P. S.
- Хорошо, что в разделе рецензий по-прежнему продолжают появляться замечательные тексты замечательных текстоделов. ) Птица, Дикая Ягода, Жутемка... Плохо, что присутствия других замечательных текстоделов в разделе давно уж нет... И их присутствие далече...

Добавить комментарий