Весна 1986-го, СССР. Через несколько часов после аварии на Чернобыльской АЭС в зону поражения разбираться с ситуацией отправляются члены правительственной комиссии — замдиректора Института атомной энергии Валерий Легасов (Джаред Харрис) и зампредседателя Совета Министров Борис Щербина (Стеллан Скарсгорд). Позже к ним примыкает энергичная женщина Ульяна Хомюк (Эмили Уотсон) — физик из Минска, которая самостоятельно догадалась о том, что произошло, и теперь не может находиться в стороне от беды. Тем временем степень масштабов и последствий пресловутой беды осознают далеко не все, а тех, кто осознает, до поры не больно-то слушают. К счастью, разумному меньшинству все-таки удается хоть отчасти настоять на своей правоте…
В то время как российские умельцы снимают про Чернобыль фэнтези в духе «Мы из будущего» (сериал «Чернобыль. Зона отчуждения», 2014–2017), буржуйские сериальные монстры HBO (США) и Sky Atlantic (Великобритания) объединились, чтобы поставить свою — старательно серьезную и совершенно лютую — многосерийную повесть о жутчайшей трагедии конца прошлого века.
Надо сказать, сколько-нибудь путных игровых фильмов на данную тему (видимо, не без оснований слывущую среди наших киношников неподъемной), считайте, не было — разве что «Распад» Михаила Беликова (1990) да «В субботу» (2011) Александра Миндадзе, однако и обе эти картины в народной памяти как-то не задержались.
Пятисерийный англо-американский «Чернобыль» — произведение выразительное, страшное и даже по-своему честное. А то, что сериал, увы, как минимум наполовину безоговорочно фальшив, наверняка увидят лишь русскоязычные зрители (да и далеко не все).
Нет, создатели, разумеется, выложились по полной, притом что ожидать от них творческого подвига, мягко говоря, не приходилось. Так, единственный сценарист и исполнительный продюсер проекта Крейг Мазин дотоле не написал ни одного серьезного сценария, зато сочинил таковые для двух серий «Очень страшного кино», для двух «Мальчишников» и еще для нескольких неаппетитных фарсов аналогичного пошиба.
В режиссерах тут и вовсе — шведский клипмейкер Йохан Ренк. А поди ж ты — кино у таких деятелей получилось вполне взрослое, суровое, с перманентно нахмуренными бровями и сжатыми челюстями. Вот что делает с людьми основательное погружение в тяжелую тему!
Поначалу от «Чернобыля» даже создается ощущение некоего артхауса, сложносочиненного кино не для всех, а для тех только, кто готов к вдумчивому, подчас головоломному просмотру. Но по мере своего развития — уже где-то со второй серии — картина все более и более упрощается; а суть событий, происходящих во второй половине сериала, будет очевидна всякому недорослю и каждому тугодуму.
К сожалению, в ногу с упрощением здесь идет и карикатурность — эта парочка вообще часто неразлучна. Даже при просмотре «Чернобыля» с многоголосым переводом на русский слышно, что в оригинале актеры говорят (на английском, разумеется) как-то не так, как в обычных западных фильмах, — несколько утрированно, что ли.
Свет на эту странность пролила актриса Эмили Уотсон, обмолвившаяся в одном из интервью, что режиссер просил актеров чеканить слова — вероятно, именно так, по его мнению, разговаривали все советские люди. Ну ясно — тоталитарное роботоподобное общество, точь-в-точь такое, как в романе Оруэлла «1984». Как еще могут разговаривать оболваненные социалистической пропагандой людишки? Уж конечно, не так непосредственно и фривольно, как сплошь сытые и довольные обитатели капиталистических джунглей.
Сочетание столь несомненной идеологической «клюквы» с тем фактом, что авторы действительно погрузились в тему и попытались рассказать о ней без передергиваний, провоцирует в русском зрителе нехилый когнитивный диссонанс.
Валерий Легасов, Борис Щербина, инженер Анатолий Дятлов, пожарный Василий Игнатенко — все это реальные люди; и Мазин стремился написать их именно так — как живых людей с их известными мотивами, поступками, судьбами. Однако уже то, что среди этих персонажей шастает полностью вымышленная академичка Ульяна Хомюк, оказывающаяся немыслимо пронырливой и вездесущей, изрядно портит впечатление от хваленого историзма сериала.
Так ведь все эти ребята еще и изъясняются в картине максимально неестественными ходульными фразами, которые ожидаешь услышать скорее в тупом голливудском боевике, чем в «интеллектуальном» историческом сериале.
Декор, съемка, страсти-мордасти, вообще все, что непосредственно связано с технической подоплекой пресловутой катастрофы, — это выполнено в сериале на совесть. Но картонность и картинность характеров и диалогов неизгладимо портят общее впечатление. Как ни крути, а в фильмах и даже сериалах зрителям по-прежнему важно узнавать живых людей, а не только подмечать знание авторами предмета.
Евгений Новицкий,
Мнение автора субъективно и может не совпадать с мнением редакции
@ Thu, 11 Jul 2019 08:26:21 +0300 | Источник: https://www.weacom.ru/afisha/reviews/194601
Ну тююю
Это не твоя??а я только хотела похвалить за наблюдение режиссуры и сценариста
Ну тююю
Это не твоя??а я только хотела похвалить за наблюдение режиссуры и сценариста
Если я напишу свою - неизбежен холивар, флейм, флуд и прочее. Я же не удержусь)) А так просто привел мнение некоего журналиста на сериал, на который здесь еще нет рецензии. Все строго в рамках правил.
Если я напишу свою - неизбежен холивар, флейм, флуд и прочее. Я же не удержусь)) А так просто привел мнение некоего журналиста на сериал, на который здесь еще нет рецензии. Все строго в рамках правил.
Ты как всегда ..правила то правила..но..не интересно..чужих я могу в интернете почитать..а тут уже Кклан..свои интереснее за разные и чудные мысли. А ещё когда растууут!!улучшаются , то вообще как глоток хорошего напитка..балдеешь
Лучше бы свою написал, было бы хоть обсуждение, а тут только и остается, что поставить минус.
Никита, тут переизбыток ссылок. почисти до завтра, оставь только последнюю на исходный текст.
По тексту. Безусловно, стоит доверять мнению человека, который лично видел систему и жил в то время. К сожалению, на момент аварии, Евгению Новицкому, автору рецензии, было всего два года.
Как там по нашей шкале? 3 из 5 за адекватность фильму.
Обсуждать даже нечего, -.
Опять параллельная реальность. Украинского "Мотыльки" автор, конечно не заметил.
Обсуждать даже нечего, -.
Опять параллельная реальность. Украинского "Мотыльки" автор, конечно не заметил.
Ну, очевидно же, что все обсуждение опять скатится к политике)) А в рецензии просто приведены факты и все. И главный вывод - картонность и картинность характеров и диалогов неизгладимо портят общее впечатление. Все ж ясно)) И главное - коротко! Никакого занудства)) Яркий заголовок просто для привлечения внимания - а по сути здесь главное карикатура и все)) Потому что в противном случае фильм был бы документальный. Ну, как у Оливера Стоуна, например.
Никита, тут переизбыток ссылок. почисти до завтра, оставь только последнюю на исходный текст.
По тексту. Безусловно, стоит доверять мнению человека, который лично видел систему и жил в то время. К сожалению, на момент аварии, Евгению Новицкому, автору рецензии, было всего два года.
Как там по нашей шкале? 3 из 5 за адекватность фильму.
ну, знаешь, отсылка к "адекватности" такой себе аргумент - вот в оценке и критике Аквамена мы с тобой почти сошлись. Но, например, в судейском комментарии была такая фраза на предмет адекватности "О каком соотнесении или соответствии с законами физики и др. науками здесь вообще может идти речь!? Сочная мультяшная сказка, которая даже до полноценной истории о суперменах с трудом дотягивает! " Вот все дело в том, что ни Аквамена, ни Чернобыль нельзя назвать мультяшной сказкой, хотя бы из-за гибели людей. Ведь в том же Аквамене сколько живых существ погибло в морском сражение - смешно же, ха-ха. Но кого это, в самом деле, волнует?)) Можно перевирать законы физики, исторические факты и так далее, потому что видите ли режиссер так видит?)) И у нас тогда слово "адекватность" превращается, наоборот, в "воображариум" какой-то)) насколько воображение рецензента совпало с воображением режиссера - и это адекватность?))
Когда мы говорим о Чернобыле, то не должны иметь значение ни страна, ни политика, ни клише и стереотипы. А только жизни людей! Только правда! В этих условиях сознательно "чеканить" диалоги, чтобы показать "роботизированное" общество - непростительно! И это такая же пакость, как стаканчик из кофейни в "Игре Престолов". Ну, как ложка дегтя, которая все бочку меда портит. Как-то так))
От меня (-).. — жалко, что нельзя поставить парочку ...
- что за провокационный дебилизм перепубликовать чужие тексты на заведомо спорные темы ??! Понимаю, что правилами позволено, но что дальше — ещё дюжину кто-то выложет ??
- "чекание" не понравилось, блин .. (я сам ДМБ-86 и точно знаю, как чеканили тогда или нет)), а как быть с партийной ложью обо всём, когда ядовитое облако ...ой накрывает половину Европы (что остаются как бы за кадром даже) про своих граждан и не говоря ??
----
Предложение — не позволять выкладывать посторонние [политические] материалы, не имеющие никакое отношение к творчеству "местных" авторов КК!
Никита, — пишите сами!
Обсуждать даже нечего, -.
Опять параллельная реальность. Украинского "Мотыльки" автор, конечно не заметил.
- спасибо — начал просмотр "Мотыльков". Получается и спасибо Никите! .))