Французский фильм «Шахматист» режиссёра Пьера-Франуса Мартена-Лаваля - история о приключениях и даже злоключениях маленького бангладешского игрока Фахима Мухаммеда и его отца во Франции.
Смесь комедии, социальной драмы и биографии, эта история сделана очень трогательно и при этом имеет реальную основу.
Возможно, тут есть некий заказ – аргументированно показать на конкретном примере мотивы и обстоятельства тех, кто рвётся в ЕС из Африки и Азии. В ситуации, когда иммигранты часто и объяснимо
воспринимаются и в самой Франции, и, допустим, у нас с негативом, создатели с фокусом на истории Фахима попытались убедить, что негатив этот не всегда оправдан.
Смотря скептически, убеждаешься в этом с трудом. Но даже с таким настроем именно к этим героям проникаешься, если не всегда симпатией, то по крайней мере сочувствием. Главная заслуга в этом – и режиссёра, и актёров, и сценариста. Затрудняешься сказать, чья доля тут больше.
Не очень убедительна необходимость эмиграции мальчика и его отца из Бангладеша. Это минус, сюжетный нюанс не раскрыт до конца: да, нам объясняют про какие-то политические репрессии против отца (зачем и почему он затесался в акции протеста?) и опасность, что в отместку похитят его сына, рисуют атмосферу страха и ненависти в азиатской стране, но какими-то слишком беглыми штрихами.
Возникает даже подозрение, что сценарист что-то неприглядное замолчал. И при этом становится понятно: уже давно мальчик показывает очень незаурядные способности в шахматах.
Цитата
- Пойдём.
- Но я выиграл!
- Тебе показалось.
Из звёздных французских актёров, здесь задействованных, первый – это, конечно, Жерар Депардье. Он сыграл преподавателя детского шахматного клуба Сильвана, тоже реального персонажа. Одна из главных ролей, очень интересная, видно, что Депардье вложил в неё много эмоций и хорошо осмыслил.
Второплановой назвать её даже не поворачивается язык. Импульсивный, в чём-то резкий в работе с детьми – казалось бы, даже немного неоправданно, но всё же абсолютно не потому, что он в принципе вот такой жестокий человек. Просто у героя вот такие методы: иногда шокировать, предупредить ребёнка о неверном ходе, из-за которого он может проиграть, указать на то, как можно было сделать лучше и тоже выиграть, но быстрее. Он почти перфекционист — сердитый, но при этом добрый. «Шахматы — это война!», — говорит он ученикам и приводит примеры про Каспарова или Фишера. У него есть бэкграунд как действующего спортсмена (когда-то), и это тоже весьма интересно и даже мрачновато.
Ещё одна, в общем-то, звезда — Изабель Нанти, отлично известная по «Амели», и интересно, что в последний раз вместе с Депардье она играла в «Астериксе и Абеликсе: Миссии «Клеопатра» 17 лет назад. Её роль — директор шахматного клуба Матильда, очень сочувствующая Фахиму, немного флиртующая с Сильваном, женщина очень добрая и совершающая в финале поступок, ключевой для сюжета. Тоже интересная работа.
В остальном же рецепт успеха картины (не кассового, возможно, но творческого — точно) — то, что вызывает слезу у зрителя. Да, настоящую слезу. И достигнутая мера сочувствия герою, и атмосфера шахматной баталии в концовке — азартная, напряжённая, внешне без экшна, но с дикой битвой умов двух мальчишек — Фахиму в решающей партии противостоит гордый и недобрый Дюфар (Аксель Керовец), и романтика детской дружбы и взаимопомощи единомышленников. Тут, кстати, и успех Акселя — он смог создать очень убедительный образ гадкого пацана, внушающего антипатию при всех его шахматных талантах.
Потому — горячо рекомендую, фильм должен понравиться 99% зрителей, уверен.
как интересно) как раз думал что глянуть) Спасибо! +
Посмотрел - классный фильм
Посмотрел - классный фильм
Прекрасно!