Щемящая мелодия тенор-саксофона звучит над замусоренным переулком в самом одиноком городе Америки в такт шагам неухоженного мужчины в длинном мешковатом пальто. Его имя - Гарри Энджел. Он не очень удачливый, перебивающийся случайными заказами частный детектив из Бруклина. Скорее всего, Гарри никогда не слышал о романе Булгакова "Мастер и Маргарита", а то бы усмехнулся скептически над названием самой первой главы, "Никогда не разговаривайте с незнакомцами." Как же он найдёт клиента и выполнит работу, если не будет говорить с незнакомцами? Такими, как состоятельный, рафинированный и загадочный бизнесмен, по имени Луис Сайфер. В один прекрасный день тот назначил Гарри встречу в странной церкви в Гарлеме и сделал ему предложение, от которого Гарри не стал отказываться. Сайфер поручил детективу разыскать бесследно исчезнувшего много лет назад популярного певца по имени Джонни Либлинг, он же Джонни Фэйворит. Бизнесмен заключил когда-то с Джонни контракт, по которому тот не расплатился. Контракт должен быть закрыт, а для этого Сайферу нужно выяснить, что случилось с бывшей звездой эстрады.
На первый взгляд, “Сердце Ангела” - один из множества подобных фильмов о толковом, но не хватающим звёзд с неба частном сыщике, который берётся выполнить неопределённую миссию и сразу же сталкивается с трупами, устилающими его путь. Ленту Алана Паркера отличают безумно атмосферная режиссура, актёры, которые казалось были рождены, чтобы сыграть две главные роли, и внезапное погружение в сверхъестественное, когда Гарри Энджел обнаруживает истинную природу своего расследования. Паркер на редкость удачно сочетает элементы классических фильмов нуар, такие как затемнённое освещение, циничные персонажи, безнадёжная интонация и сюжет с явной фаталистической окраской, с современным видением, что придаёт картине уникальность. Атмосфера затягивает от начала до последнего кадра, чему способствует саундтрек, включающий не только блюзовые и джазовые композиции, но и сердцебиение, которое постоянным фоном помогает поднять уровень напряжения множества сцен. Паркер реалистически отобразил эпоху 1950-х, не преувеличивая значения деталей, но и не в коей мере не игнорируя их. Тщательная компоновка раскрывает в кадре только то, что необходимо в данный момент, чтобы вернувшись позже в шокирующем флэшбэке открыть полную картину того, что и как произошло. Контрасты между зимними ветреными улицами, переулками и авеню Нью-Йоркских боро и жарким Новым Орлеаном пришлись истории впору потому что изменение климата и места действия отражает начало истинного понимания Энджелом дела, которое он расследует, самого себя и его собственной роли в происходящем сейчас и много лет назад.
Пейзажная киносъёмка, построенная на экранном противопоставлении двух городов, пробирает на висцеральном уровне. Серый и слякотный январский Нью Йорк вымораживает до костей. От влажного, душного, колдовского Нового Орлеана и его пригорода Алжира, центра древнего языческого культа Вуду, трудно дышать и ждёшь с надеждой, что дождь очистит воздух, смоет грязь с разбитого асфальта улиц, заглушит мучительные вопросы, настойчиво звучащие в мозгу как гулкие удары чьего-то сердца, принесёт покой исстрадавшейся душе. И дождь грянет. Настоящий тропический ливень, подобный библейскому потопу. Он пробьёт протекающий потолок в дешёвом гостиничном номере и превратится в потоки крови, которые зальют убогую комнатушку, ставшую пристанищем двух незнакомцев. Сплетаясь воедино в страстных объятиях, они нашли друг друга на один миг в запутанных лабиринтах чужих воспоминаний, крови, похоти, предательств и смерти. Но дождь не принесёт ни очищения, ни надежды, только ещё глубже погрузит в атмосферу кошмара с его непредсказуемой логикой и невозможностью проснуться.
Эта сцена с участием Рурка и Лизы Бонет в роли Эпифании, юной женщины из Луизианы, которая хранит тайны прошлого, стала визитной карточкой фильма, чувственного и откровенно вызывающего. А тон задаёт Роберт Де Ниро с острыми длинными отполированными ногтями, кольцом с пентаграммой, прекрасными манерами, лёгкой усмешкой и элегантными черными костюмами. Де Ниро, должно быть, от души повеселился готовясь к роли мессира Сайфера: аккуратно подстриженная черная бородка, длинные волосы, гладко зачёсанные назад и собранные в пучок на затылке, трюки с освещением и макияжем делают его настоящим двойником Мартина Скорсезе. Учитывая то, что мы в конце концов узнаем о господине Луисе Сайфере, это весьма своеобразное и неоднозначное посвящение любимому режиссеру и близкому другу актёра. В то же время, это одно из проявлений мрачного юмора, постоянно присутствующего в далеко не комедийном фильме.
Следуя циклическому ритму, "Сердце Ангела" снова и снова возвращается в одну точку. Хлопают ставни, рычит вентилятор, громыхает лифт, учащаются удары сердца, лестничные пролеты расходятся в бесконечную высь и запредельную глубь, а на скамье всегда сидит фигура в черном, которая так и не откроет лицо. Всё это вызывает чувство неопределённоcти происходящего и исподволь обволакивающей зловещности, которые зритель испытывает вместе с детективом, отчаянно пытающимся завершить дело. Микки Рурк превосходен в роли Гарри. Лишённый амбиций, не заботящийся о том как он выглядит, небритый, лохматый, с припухшими глазами, неловкий, но немыслимо обаятельный с удивительной, немного застенчивой улыбкой, Гарри Энджел, вызывает симпатию с первого же появления. Рурк привносит истинные эмоции в характер своего героя: устрашающий, напуганный, обезумевший или смирившийся, он всегда реалистичен и ему сочувствуешь и веришь до конца.
Мистический триллер, аллегорическая притча и фильм ужасов, «Сердце ангела» это, прежде всего, яркое и талантливое упражнение в стиле и в синтезе жанров, в котором Паркер и его актеры выкладываются до предела, a вызывающая образность завораживает всерьез даже если вы и догадались достаточно быстро, куда именно расследование приведёт Гарри. И долго ещё после того как тяжко вздохнёт в финальном обороте вентилятор, воплощение неотвратимости, затихнет биение человеческого сердца, сопровождавшее весь фильм, а старый грохочущий лифт после бесконечного спуска доставит одинокого пассажира к месту назначения, зритель не сможет стряхнуть с себя наваждение. Он будет размышлять о двойственности человеческой натуры, о бесконечной борьбе сил света и мрака за обладание душой, о дорогах, которые мы выбираем, но которые, на самом деле, выбирают нас. О цене, которую приходится платить за выбранный путь. О контрактах, которые никто не вправе нарушать. О предложениях, от которых так трудно отказаться. О незнакомцах, от которых нужно бежать без оглядки. Но куда?
Плюс! Профессионально! Опытный рецензент чувствуется в каждом абзаце (я чуть два не упустил, думал, что уже конец рецы, а внизу оказалось ещё два). Пошел читать, где у меня висцеральный уровень... (вдруг у меня его нету)
Плюс! Профессионально! Опытный рецензент чувствуется в каждом абзаце (я чуть два не упустил, думал, что уже конец рецы, а внизу оказалось ещё два). Пошел читать, где у меня висцеральный уровень... (вдруг у меня его нету)
Спасибо!
А уровень висцеральный есть конечно. Если есть внутренности, то есть и уровень.
Ну как всегда... Даже не к чему придраться))
Буквально несколько месяцев назад пересматривала эту картину. Чтобы вспомнить эмоции и чувства, которые я пережила от первого просмотра. И к своему удивлению ощутила совсем другие. Видимо, возраст и жизненный опыт, мировоззрение и социально-культурное окружение "здесь и сейчас" привносят иной вкус хорошо забытому старому.
Спасибо за рецензию: она идеальна!
Уже давно поставила рецензии плюс! Текст хорошо передает атмосферу напряжения и неумолимого погружения в личный ад главного героя. После прочтения мне снова захотелось пересмотреть фильм, уже в который раз!)) Браво, автор!
Большое спасибо всем комментаторам за добрые слова!
Рада, что рецензия понравилась. Я старaлась воссоздать чувство кошмара, которое к концу фильма с каждым кадром нарастало по геометрической прогрессии. Я пересмотрела кино недавно и была в очередной раз восхищена Микки Рурком. Какой поразительный талант. Я прочитала, что когда он был совсем молодым начинающим актёром и играл в студенческой пьесе, к нему за кулисы пришёл известный режиссёр и сказал: "Молодой человек, Вы на грани сердечного приступа. Игра актёра - это притворство. Нельзя так переживать за вымышленных персонажей". На что Рурк ответил: "Я не умею по-другому". Ему прочили блестящую карьеру, но он, похоже ненавидел свой талант и изо всех сил наступал ему на горло. Ушёл из кино на много лет, занялся профессиональным боксом, изуродовал лицо. Скандалы окружали его имя - он не умел по-другому. Вернулся после долгого перерыва в кино, но сколько упущенных возможностей. Гарри Энджел, по сей день, остаётся одной из его вершин. По-моему, Алан Паркер сказал, что если бы Рурк умер сразу же после "Сердца Ангела", он стал бы культовой личностью на уровне Джеймса Дина, а может быть, и более известной. Ещё я обратила внимание на то как много юмора в достаточно мрачном фильме. Особенно хороша в этом плане сцена на зимнем пляже Кони Айлэнда и разговоры, которые Гарри ведёт с хранителем парка и его женой. Ну прямо, братья Коэны.
Большое спасибо всем комментаторам за добрые слова!
Рада, что рецензия понравилась. Я старaлась воссоздать чувство кошмара, которое к концу фильма с каждым кадром нарастало по геометрической прогрессии. Я пересмотрела кино недавно и была в очередной раз восхищена Микки Рурком. Какой поразительный талант. Я прочитала, что когда он был совсем молодым начинающим актёром и играл в студенческой пьесе, к нему за кулисы пришёл известный режиссёр и сказал: "Молодой человек, Вы на грани сердечного приступа. Игра актёра - это притворство. Нельзя так переживать за вымышленных персонажей". На что Рурк ответил: "Я не умею по-другому". Ему прочили блестящую карьеру, но он, похоже ненавидел свой талант и изо всех сил наступал ему на горло. Ушёл из кино на много лет, занялся профессиональным боксом, изуродовал лицо. Скандалы окружали его имя - он не умел по-другому. Вернулся после долгого перерыва в кино, но сколько упущенных возможностей. Гарри Энджел, по сей день, остаётся одной из его вершин. По-моему, Алан Паркер сказал, что если бы Рурк умер сразу же после "Сердца Ангела", он стал бы культовой личностью на уровне Джеймса Дина, а может быть, и более известной. Ещё я обратила внимание на то как много юмора в достаточно мрачном фильме. Особенно хороша в этом плане сцена на зимнем пляже Кони Айлэнда и разговоры, которые Гарри ведёт с хранителем парка и его женой. Ну прямо, братья Коэны.
Меня Рурк поразил своей игрой в роли святого Франциска.
Меня Рурк поразил своей игрой в роли святого Франциска.
А я не видела пока. Пыталюсь найти, но на Netflix его нет, ни в ДВД секции, ни в streaming. Зато при поиске, почему-то выскочил фильм "Довлатов" на русском языке с титрами. Довлатов и Святой Франциск - какая связь между ними?
А я не видела пока. Пыталюсь найти, но на Netflix его нет, ни в ДВД секции, ни в streaming. Зато при поиске, почему-то выскочил фильм "Довлатов" на русском языке с титрами. Довлатов и Святой Франциск - какая связь между ними?
Ооо!!!срочно смотрите!
Поистине гениален. Жалко, Не каждый проходит огонь, воду и медные трубы. За что и поплатился.( такие роли играть ! С Богом не шутят(((
Рецензия безупречна. Фильм смотрела давно в кинотеатре, потом еще раз по телевизору. Вроде всё давно известно и понятно. Однако, Ваша рецензия открыла новые грани этого фильма и мотивировала посмотреть снова.