Уже в самом начале своего существования советская власть очень четко видела, в чем заключается удивительная роль синематографа: отличный агитационный инструмент для воспитания нужного мышления и должного послушания. Эта роль усиливается с началом звукового кино, когда каждый кадр, где изображение и звук синхронизированы, придавал нужной идее привлекательный характер, завораживая зрителя особой акустической атмосферой. Не той, где в полубессознательном состоянии надрывался пианист эпохи «немого» кино, а той, где
«говорящий» фильм с целым оркестром донесет до тебя исключительность твоей миссии. А не поймёшь, на тебя донесут, но уже без оркестра.
Фильм «Валерий Чкалов», на первый взгляд, обычный советский фильм, который прямолинейно расскажет о биографии и подвигах летчика, что перелетел из СССР в США через Северный полюс. Белокуров, играющий роль Чкалов, не столь реалистично, сколь театрально показал свою любовь к полетам, воздушному лихачеству и «непоколебимой силе человеческого духа». Оно и не удивительно, ведь появление звуковых фильмов заставило задуматься о профессиональных артистах, которых тогда находили на подмостках театра. Ещё меньше добавляет реализма архетипность многих персонажей: энергичный, полный энтузиазма характер, который не имел ничего общего с действительностью. В ту же копилку технические моменты воздушных полетов, когда модельки самолетов, в нарушении всех законов физики, двигают перед экраном (хотя, некоторые кадры кинохроники в фильм вклеены). Черно-белый цвет ленты могильной плитой придавит аргументы «против» просмотра фильма. Так зачем же его тогда смотреть?
Надо понимать, что перед нами фильм «сталинских времен», где фоном идет идеологическое наполнение о социалистическом строительстве, о победах социализма, о становлении новой эпохи. Фильм, где главный герой должен с трибуны прокричать троекратное ура товарищу ленину и товарищу сталину. Особенно последнему, который даже Чкалова на ноги поставил, мудро придумал с арктической экспедицией и перелетом через Полюс. Вот почему даже в заглавных титрах Геловани, играющий сталина, на первом месте, а Белокуров (он же Чкалов) – на третьем. Но поразило меня не это. Фильм идет почти час, всё это время герои поднимают тосты за жизнь и тут главный герой, как гром среди ясного неба, выдает: «Эх, если бы счас война!». В обрезанной версии фильма (83 мин.), где вырезаны "сталинские" сцены, эта фраза, как не пришей кобыле хвост, а в полной (97 мин.) – становится понятно, к чему готовили народ: «Рисковать собой тогда, когда перед собой видишь большую цель», «Сталинский маршрут ещё не окончен», «Наш народ, крепко верящий в своё счастье, в свои способности завоевать это счастье». Не построить, а именно завоевать. И эти милитаристские призывы, сопровождаются экспрессивными высказываниями главгероя об отсутствии страха смерти: «Смерть? Ненавижу! Презираю! Плюю на неё!», «Жизни не жалко! Умереть можно так, чтобы жизнь не кончалась!».
Фильм начали снимать в 1940 г. и выпустили на экраны в марте 41 года. За несколько месяцев до немецко-советской войны. Ну-да, ну-да! Как всё это знакомо. Пойду ка я Суворова перечитаю.
@ Fri, 19 Aug 2022 18:32:31 +0300
Поставил плюс. Мы изменились. Уже не будем такие как раньше. Когда исчезнет грусть. Уйдет ли она...
Поставил плюс. Мы изменились. Уже не будем такие как раньше. Когда исчезнет грусть. Уйдет ли она...
Уйдет. С родными все в порядке?
Да, все живы и здоровы.