Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Agatha2006 thumb
10/10

Ребёнок Розмари

Рецензия на фильм «Ребенок Розмари»

791 thumb

Завоевав известность в Европе лентами «Отвращение», «Тупик» (её сам режиссёр почему-то считает лучшей в своём творчестве) и «Бал вампиров», 34-летний Роман Полянский снял первую картину в Америке по только что вышедшему в свет мистическому роману Айры Левина. Причём именно экранизация принесла шумную славу литературному первоисточнику. Этот роман много раз переиздавался и стал бестселлером. А фильм Полянского, тоже пользовавшийся большим успехом (скромный бюджет в размере $3,2 млн. был превзойдён почти в десять раз!) вызвал к жизни также и

телевизионную серию о дальнейшей судьбе «ребёнка Розмари». Чем же привлекла американцев лента, которая появилась на экранах 12 июня (странно, что не 6,6) 1968 года?

Польские кинематографисты даже претендовали на своеобразное первенство в раскрытии темы дьяволизма в кино, ссылаясь ещё на картину «Мать Иоанна от ангелов» Ежи Кавалеровича. Но заслуга Романа Полянского заключается не в том, что он открыл собственной работой «Ребёнок Розмари» целое направление фильмов о современном оккультизме, создал как бы моду на «экранный демонизм», а прежде всего в том, что он привнёс в эту типичную американскую ленту черты европейской культуры. Постановщик связал мистический жанр с многовековыми философскими поисками в литературе, начиная со средневековой мистерии о Фаусте. Он включил рассказываемую историю в контекст «старосветских» кинематографических традиций, заложенных Фридрихом Вильгельмом Мурнау («Носферату, симфония ужаса») и Карлом Теодором Дрейером («Вампир — Сон Аллана Грея»). Мастерски, виртуозно, блестяще использовал обозначенную лишь пунктирно в их картинах о вампирах своего рода гофмановскую манеру повествования, когда искусно сочетается реальное и иллюзорное, подлинное и выдуманное, вполне объясняемое на примитивном житейском уровне и сверхъестественное, потустороннее.

С этой точки зрения «Ребёнок Розмари» совершенен, многомерен, стереоскопичен, предлагая воспринимать изображаемый мир, как и тот, что находится вокруг нас, в амбивалентном и даже полисмысловом преломлении. Поскольку двойственность, неоднозначность и множащаяся интерпретируемость всего сущего тесно взаимосвязана с изначальной дихотомностью бытия, разделённого на свет и тьму, добро и зло, божественное и дьявольское. Вот и кино по своей сути является абсолютно инвариантным, подчас взаимоисключающим по подходу к отображению реальности: оно одновременно документирует происходящее и превращает его в безусловную фикцию, вроде бы останавливает мгновение и искусственно продлевает в момент очередной демонстрации фильма. Можно сказать, что и кинематограф — такой же плод недопустимой связи, нового грехопадения, как и дитя Князя тьмы, которое якобы должно появиться на свет (в самом сочетании слов — тотальный нонсенс!) от земной женщины, и именно это будто бы окажется давно предсказанным приходом Антихриста.

Сюжет «Ребёнка Розмари» действительно укладывается в рамки страшной, запредельной, сатанинской истории, которая непостижимым образом случилась с молодой женой нью-йоркского малоизвестного актёра Гая Вудхауса. Бедная Розмари поначалу и не подозревала о принадлежности мужа к некой секте, поклоняющейся самому Дьяволу, а в итоге сама оказалась жертвой, которая была принесена лично Сатане ради рождения его сына в облике человеческом. Но великолепно нагнетаемая Полянским атмосфера ужаса предполагает и совершенно обыденную, приземлённую, лишённую какой-либо мистики, «десатанизированную» трактовку. Впечатлительная молодая женщина, находясь в непривычной для себя обстановке и среди незнакомых людей (по данному мотиву «Ребёнок Розмари» следует считать срединной частью условной трилогии Романа Полянского про квартирантов, которая была начата «Отвращением» и завершена «Жильцом»), могла слишком обострённо и нервно воспринимать окружающую реальность, особенно после того, как забеременела и стала ожидать рождения ребёнка.

Этот фильм стал объектом своего рода культа в Америке (и ныне входит в число 250-ти самых популярных, по мнению пользователей imdb), хотя из его создателей лишь актриса Рут Гордон, сыгравшая пожилую соседку, которая вызывает наибольшие подозрения у Розмари, была удостоена премии «Оскар» за второплановую роль. Но вот в собственной судьбе Романа Полянского лента отозвалась трагически, заставив кое-кого строить глубокомысленные гипотезы насчёт материализации экранных ужасов в подлинной действительности. Спустя год после выхода «Ребёнка Розмари» на экраны США беременная жена режиссёра, американская актриса Шэрон Тейт, была зверски убита 9 августа 1969 года бандой Чарльза Мэнсона, который возомнил себя новоявленным «мессией», своеобразным «дьяволом во плоти».

@ Tue, 08 Sep 2009 00:13:58 +0400 | Источник: http://www.kinopoisk.ru/level/3/review/923770/

Комментарии к рецензии (6)

anatolia
  • 13
  • Кинолюбитель
  • Tue, 08 Sep 2009 18:16:05 +0400

ПолЯнский?
это что-то новенькое)))

dimthorn
  • Зритель
  • Sat, 02 Jan 2010 21:24:50 +0300

Ну прям мозг взрывается... По моему рецензия лучше чем фильм mrgreen

нэнни
  • Зритель
  • Fri, 12 Mar 2010 18:04:10 +0300
dimthorn писал:

Ну прям мозг взрывается... По моему рецензия лучше чем фильм mrgreen

фильм просто супер. я его очень давно искала и не разочаровалась.

perfect_desease

мне не дают покоя прилагательные. Все они к месту, но их слишком много. Тяжело читать.

antoniy22
  • Киновед
  • Wed, 27 Oct 2010 13:12:41 +0400
13 писал:

ПолЯнский?
это что-то новенькое)))

Тот же Гладильщиков настаивает на таком прочтении. Он же поляк все-таки.

Ging
  • Кинолюбитель
  • Sun, 23 Jun 2013 10:15:51 +0400

Попахивает резонерством=) Такое впечатление, что фильм не смотрели, а сделали рецензию по ключевым словам - сатана, европейский режиссер, Менсон, культовый фильм и т.д. Думаю, этот фильм хорошая иллюстрация к поговорке "много шума из ничего" и если бы не Менсон, то фильм через пару лет никто бы и не вспомнил. Но это сугубо мое личное мнение, на истину не претендую=)

Добавить комментарий