Этот американский фильм (в наш кинопрокат он вышел под не очень точным названием «Цена страха») начал сниматься 12 февраля 2001 года, то есть за семь месяцев до трагических событий в Нью-Йорке. А создан по бестселлеру Тома Клэнси, вообще написанному десятилетием ранее. Внеся в действие кое-какие современные коррективы, в том числе — срочно изменив так называемую «арабскую линию», чтобы готовая картина лишний раз не нервировала заокеанских зрителей «реальной угрозой с Ближнего Востока», создатели «Суммы всех страхов» всё равно не могли скрыть
подсознательных страхов, присущих американскому обществу.
И дело тут вовсе не в определении «адреса врага», которого по давно заведённой привычке продолжают искать на территории теперь уже бывшего СССР. Конечно, вполне возможна ситуация, когда ядерные сверхдержавы в лице США и России вновь способны оказаться на грани взаимного уничтожения, как во времена «карибского кризиса» в начале 60-х годов, причём на сей раз из-за провокационных актов неких одиночек, задумавших столкнуть эти страны лбами. Правда, из версии, предложенной в данной ленте, не очень-то понятно, зачем это нужно европейским неонацистам, которые сами могут пострадать от последствий ядерных бомбардировок российских городов, находящихся достаточно близко к Западной Европе. А вот проработка «арабского следа» (тем более что и ядерная бомба, которая найдена на Голанских высотах спустя 30 лет после местной войны, предназначалась арабам, будучи изготовленной израильтянами при помощи американцев) казалась бы более логичной и оправданной. Но тогда пришлось бы признать, что политические доктрины, которые сочинялись в течение десятилетий «холодной войны», пошли насмарку.
Поэтому Голливуд изо всех сил цепляется за любой повод («случайная» бомбардировка Грозного, разброд и шатания в среде российских военных и учёных, готовых сотрудничать с международными террористами всех мастей), чтобы подтолкнуть к острому экранному противостоянию США и России. И спасение от ядерной катастрофы происходит, как это водится, в самый последний момент, благодаря усилиям отдельного упрямца Джека Райана, аналитика из ЦРУ, который доказывает, что новый российский президент Александр Немеров (вот была бы хохма, если бы его назвали Александром Невзоровым!) — отнюдь не ястреб, намеревающийся развязать третью мировую войну.
Сумма всех страхов — это и есть те навязчивые комплексы, которые засели в умах и в самом нутре многих американцев: от фермера из Айовы до обитателя Белого дома в Вашингтоне. Президенту Фаулеру, который в исполнении Джеймса Кромвелла отдалённо может напомнить и того, и другого Джорджа Буша, ничего не стóит отдавать лихие приказы, чтобы наказать противника по своеобразному принципу «презумпции виновности». Не доказано, что именно Немеров устроил взрыв ядерной бомбы на стадионе в Балтиморе (кстати, последствия этого акта показаны в фильме весьма щадяще, если не сказать — довольно наивно). Но он якобы мог это сделать или же не проконтролировал действия опять вышедших из повиновения военных, как и в случае с бомбардировкой Грозного. Значит, согласно логике президента США, надо срочно пускать в ход войска стратегического назначения, направлять самолёты с ядерными ракетами в сторону России. Ввяжемся в драку — потом разберёмся!
И тут возникает любопытная параллель с тем, что происходит в реальной жизни. В США запросто определяют издалека, какие страны входят в «ось зла», кого следует немедленно подвергнуть превентивным ударам с воздуха, руководствуясь гипотезами о том, что из данного региона исходит опасность для всего мира. Раньше она проистекала из Афганистана, потом — из Ирака, который надо было наказать, как потенциальных преступников в фантастической картине «Особое мнение» Стивена Спилберга. Не напоминает ли Америка в таком случае гигантский «Департамент допреступлений», заранее расправляющийся с теми, кто только может совершить преступление? А если не совершит? Кроме того, в современном мире надо опасаться не ядерных государств и не глобальной войны с применением атомных бомб, а отдельных террористов-камикадзе, которым даже не понадобится устраивать инсценированный спектакль с самолётами, врезающимися в башни Всемирного торгового центра. Достаточно провезти и установить небольшое взрывающее устройство в автомате для продажи напитков. В этом плане лента «Сумма всех страхов» даёт настоящую инструкцию!
@ Wed, 09 Sep 2009 15:40:00 +0400 | Источник: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4607382/
Следует добавить имя автора рецензии, желательно не ник. ( http://www.kinokopilka.ru/forum_topics/6410 )