На этот раз Джерри Брукхеймер (продюсер "Воздушной тюрьмы") сумел угодить, как говорится, и вашим и нашим. В "Скале" у него это, на мой взгляд, не получилось. Впрочем, прежде чем мы начнем анализировать количество простреленных голов, взорванных самолетов и совершенных примеров высочайшего самопожертвования, поговорим немного о сюжете.
Кэмерон По (Николас Кейдж) обладал редкостной способностью всю жизнь оказываться не в то время не в том месте. А если к этому прибавить его обостренное и даже несколько извращенное чувство
социальной справедливости, то становится понятно, что парню на роду предначертано всю жизнь сидеть. Ну если не всю жизнь, то хотя бы самые активные ее годы. Так оно, к сожалению, и получается.
Кэмерон - бравый рейнджер, воевавший в Заливе, где он получил отличные навыки убивать человека легким движением бровей. Зрители не очень понимают, как такому обостренному человеку могли доверить эти опасные знания, но тем не менее факт налицо. Точнее, на лице у одного из негодяев, который приставал к его жене во время танцев в баре.
Врать не буду, негодяй тоже был виноват. Надо иметь разжижение мозгов, чтобы оскорблять жену рейнджера в присутствии самого рейнджера с пятьдесят четвертым разлетом плечей. Но негодяй плечи не оценил, поэтому сначала долго выеживался в баре, а затем на улице. Тут-то его и подкосил знаменитый жест бровями, который тут же отразился у негодяя на лице и всех его внутренних органах. Негодяй умер.
Что, как вы думаете, сделала Родина, завоевания которой Кэмерон спасал в Заливе? Оправдала лихого вояку под аплодисменты всего зала, особенно учитывая тот факт, что это была необходимая самооборона? Черта с два! Любимая родина закатала парня в тюрягу лет на десять. Родина сказала, что Кэмерон, дескать, замочил негодяя с особым цинизмом, поэтому пусть он парится на нарах, ведь негодяй - нашинский, американский, и даже вовсе не латинос.
Кэмерон и отправился париться. Правда, его социальная активность проявилась и в тюрьме. Думаете, он за все свои несколько лет отсидки (его все-таки выпустили пораньше, чтобы он не пропустил свою долю неприятностей) непрерывно дрался с с другими заключенными, защищая свою задницу (как в других фильмах)? Ничего подобного! Кэмерон занимался самообразованием и физическим воспитанием. Он читал Толстого и стоял на голове. Читал Ленина и делал стойку на ушах. Читал Гоголя и изображал Вия. Короче говоря, из тюрьмы Кэмерон вышел практически молодым Марксом.
Но тут незадача! Конвойный самолет (давший название фильму), который везет Кэмерона к свободе, хитроумным маневром захватил маньяк-убийца с двумя высшими образованиями Сайрус "Вирус" Гриссом (Джон Малкович). Причем как-то так вышло, что кроме не слишком симпатичных подручных Сайруса (предводитель Партии Черного Самосознания Натан "Бриллиантовый пес" Джонс (Винг Реймс), насильник-чемпион "Джонни-23" (Дэнни Трехо) и вертлявый бандит по кличке "Бильярд" (Дэвид Чэппел)) на самолете оказываются все мыслимые и немыслимые воры, бандиты, убийцы и насильники, которых непонятно как носит мать американская земля. Среди них даже неимоверный маньяк-кровопийца Гарланд Грин (Стив Бушеми), который убил сто тысяч двести восемьдесят человек, и его настолько боятся, что возят в специальной клетке, как Пугачева, и закрывают ему лицо как Майклу Джексону или Ганнибалу Лектеру.
Однако Кэмерону, казалось бы, улыбается удача. Самолет делает посадку, и бандиты должны отправить восвояси троих заключенных, чтобы погрузить своих дружков. Сайрус предлагает Кэмерону топать на все четыре стороны, потому что он подходит по всем параметрам. Кэмерон уже предвкушает, как он встречается с женой и пытается определить, на кого похожа его дочка, которая родилась, когда он сидел в тюрьме, однако вдруг выясняется, что приятель Кэмерона по тюрьме сойти не может. Но ладно еще, что не может сойти, но со всеми этими разборками он не получил свой укол инсулина (приятель - диабетик), и теперь через пару часов парень имеет печальную перспективу загнуться от комы, ведь ампула с инсулином у него есть, а шприца, чтобы ввести лекарство, нету.
И тогда в Кэмероне вдруг снова начинает играть та самая социальная справедливость, от которой он уже пару раз погорел. Он решает остаться на самолете, чтобы где-нибудь поискать шприц. А что, вполне разумное решение. Уж если тебе на роду написано вечно страдать от социальной несправедливости - надо же что-то для этого делать, не так ли? Поэтому Кэмерон кладет с большим пробором на свою жену с дочкой и остается на самолете, чтобы лететь навстречу Новым приключениям неуловимых Вирусов Сайрусов. А чтобы его пинком не выкинули с самолета, как уже освобожденного, Кэмерон во все стороны растопыривает пальцы и орет Сайрусу:
- Чо вылупился, гнида! Да мне еще пятнашку мотать, мать твою! Я лучше с вами на Гавайи слетаю, чем ментам жопу лизать в каталажке, поэл?
И Сайрус, усмехнувшись, разрешает Кэмерону остаться. Правда, кое-кто из его подручных роется в сундучке Кэмерона и находит бумаги о досрочном освобождении, но Кэмерон, как настоящий психолог, уговаривает их ничего не говорить Сайрусу. И они ничего не говорят, поэтому умирают, как настоящие герои, под взмахом бровей Кэмерона.
А на земле творится черт знает что. Все полицейские стоят на ушах. Но среди них - тоже раскол. С одной стороны - бравый начальник агентства по транспортировке заключенных Винс Ларкин (Джон Кьюсак), с другой - тупоголовый идиотский полицейский Дункан Мэлой (Колм Мини). Ларкин все четко проинтуичил и совершает вполне правильные действия, пытаясь помешать Вирусу, а Мэлой - туполобая тварь, которая постоянно мешает Ларкину и пытается взорвать к чертовой матери самолет.
Но Ларкин не может разрешить взорвать самолет. Он унутренне чувствует, что в самолете есть Друг. И этот Друг - Кэмерон. Тот тоже понимает, что на земле его кто-то поддерживает. И Кэмерон периодически ухитряется Ларкину дать весточку с самолета. То скинет оттуда кусок торта с надписью "Ларкин. Мы победим!", то какого-нибудь негра, у которого на майке написаны координаты посадки самолета.
Короче говоря, Вируса кольцуют со всех сторон, и скоро ему настанет полный пердимонокль. Но старый уголовник просто так не сдастся, поэтому я бы не советовал вам, дорогие зрители, ехать играть в Лас-Вегас сразу после того, как на одном из перекрестков там приземлится самолет со всей этой шоблой-еб... пардон, с этими негодяями. Но победа, мужики, будет за нами, однозначно! И шприц Кэмерон тоже вовремя обнаружит, что не может не радовать. Диабет, мужики, это вам не сахар!
***
Как я уже говорил, Брукхеймер на этот раз ухитрился угодить и вашим, и нашим. Чем была плоха "Скала"? Вовсе не только идиотским сценарием. "Воздушная тюрьма" - это тоже не взлет сценарной мысли. "Скала" была плоха излишней серьезностью. Зрителей пытались заставить поверить в то, что все это могло происходить на самом деле. А поверить в этот бред могла только сивая кобыла в соответствующую часть суток. Хотя Брукхеймер, между прочим, и в "Скалу" внес элементы определенного стеба. Правда, ближе уже к концу фильма, когда настроение было совершенно испорчено. Да и актерская парочка Коннери - Кейдж иронию играть не в состоянии. Коннери так и застыл в своем имидже сексуального старикана, а Кейдж... Кейдж ко всем своим ролям относится настолько серьезно, что его обязательно надо кем-то разбавлять.
Но как раз для "Тюрьмы" кастинг был сделан отлично, и по-прежнему неимоверно серьезный и пафосный Кейдж был разбавлен великолепным Джоном Малковичем, прикольным Вингом Реймсом и блестяще пародирующим людоеда Ганнибала Стивом Бушеми. И вот тут фильм заиграл. Потому что Малкович - это не средненькая голливудская "звезда", играющая мускулами и способная изобразить два с половиной выражения лица из серии: "Оп твою мать" и "Мать твою оп", а блестящий театральный актер, который маньяка-убийцу в боевичке играет так, как будто речь идет по меньшей мере о Гамлете. Так вот, Малкович (плюс остальная компания) настолько вытягивает этот фильм, что уже забываешь о мышцах и туповатых шуточках Кейджа, о традиционно идиотских полицейских и всех остальных штампах сценария, и начинаешь просто наслаждаться этой картиной.
Я точно не знаю, есть ли в этом заслуга режиссера и продюсера, или это сами актеры внесли классный элемент стеба (в фильме много совершенно шикарных моментов), но со всем этим картина, что называется, бьет в точку. Поклонники боевиков получат в меру туповатый и пафосный, но очень зрелищный и динамичный экшн, а интеллектуалы смогут насладиться тонким и отлично сыгранным стебом Малковича и Бушеми.
Малкович - великолепен и бесподобен. Настоящий преступник-интеллектуал (по сценарию он в тюрьме получил два высших образования), кладущий с большим пробором на всех полицейских мира и способный спланировать и осуществить совершенно потрясающую операцию по захвату конвойного самолета. Посмотрите, как он общается со своими подельниками и полицейскими. Послушайте, ЧТО он говорит и КАК он это говорит. Причем Малкович ухитряется, с одной стороны, совершенно серьезно играть эту роль, а с другой - от души стебаться. В сцене, когда Малкович хватает игрушечного зайчика дочки Кэмерона и грозит отстрелить ему башку, даже кот Бублик не выдержал и свалился с кровати от хохота.
Отдельная песня - Стив Бушеми, играющий маньяка-убийцу. Это чистая пародия на "Молчание ягнят", и Бушеми, как и Малкович, оттягивается по полной программе. Он постоянно выдает какие-то философские сентенции, а уж сцена, когда рядом с аэродромом убийца общается с маленькой девочкой, гладит ее по головке, поблескивая своими безумными глазами, и поет с девочкой песенку... Все, не могу больше писать. Слезы мучают... Самый стеб заключается в том, что девочка осталась жива и здорова. А Бушеми, негодяй, весь фильм ходит и только нагнетает обстановку, но никого так и не сожрал. Вы уж простите, что я вам раскрыл одну из режиссерских задумок.
В фильме есть еще много забавных сцен. Их нет смысла пересказывать, лучше посмотреть. Лично мне особенно понравилась сцена, как бандиты канатами вытягивают самолет из канавы (по уровню стеба эпизод - один из лучших; мы с Бубликом решили эту сцену имитировать, поэтому привязали нитками двадцать тараканов к бревну и стали заставлять их протащить бревно пару метров), а также сцена, когда бандиты сажают грузовой самолет прямо на улицы Лас-Вегаса.
Самая слабая роль в фильме - главная: Кэмерон По. Точнее, не слабая, а самая невыигрышная. Вокруг - сплошной стеб, а Кейджу приходится изображать из себя до отвращения правильного героя, играть мускулами и гордо отвечать бандитам: "Сам пошел в ж#опу, мать твою, сука!". Но он справляется с ролью вполне неплохо.
Даже, как я думаю, и хорошо, что на эту роль не пригласили Уиллиса, который с удовольствием бы обстебал весь фильм с головы до ног (как он это весьма приятно сделал в "Армагеддоне"). Потому что в данном случае получается разумный баланс: группа актеров во главе с Кейджем и Кьюсаком (тот тоже играет именно так, как нужно) изображает "серьезную" часть картины, то есть играют классический туповатый боевик, а Малкович, Бушеми, Реймс и Трехо (кстати, Дэнни Трехо в прошлом - настоящий преступник и наркоман, а в кино его привел - сюрприз! - Андрей Кончаловский) стебутся от души.
Резюмирую. На редкость забавно и грамотно сделанный боевичок, который доставит удовольствие и поклонникам экшна (которого там предостаточно, причем надо отдать должное съемочной группе - все сделано очень ровно и на уровне) и любителям хорошей актерской игры. Создатели картины ухитрились добиться золотой середины - пародия не заслоняет боевитую составляющую, а боевитая составляющая выгодно оттеняет пародийные моменты. Мы с Бубликом этот фильм посмотрели с большим удовольствием. Мне только пришлось закрыть коту глаза, когда Малкович грозил снести башку игрушечному зайцу, потому что это очень тяжелая сцена. Пушистым домашним животным нельзя такое смотреть...
Надо ли посмотреть? Конечно. Только не отрывайте глаз от Малковича. Малкович - это просто супер!
@ Wed, 09 Sep 2009 17:43:23 +0400 | Источник: http://www.exler.ru/films/14-05-2001.htm
Начинаю потихоньку гордиться автором. Может, его рецензия и не совсем рецензия, но написана так, как я люблю
Удачи и тебе, и Бублику, и тем более Малковичу.
Экслер - молодца. Прочел с удовольствием.
Но! Рецу надо удалить, ибо спойлер. Да и копипаст
Актерский состав великолепен, но боевик довольно туповат - непонимаю почему автор столько звезд ему отвалил.