Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Bozie thumb
10/10

Энциклопедия сновидений Дэвида Линча

Рецензия на фильм «Малхолланд Драйв»

562 thumb

автор: Леда Тимофеева

Сон во сне. Так бывает – после крепкого сна. Просыпаешься, откидываешь одеяло, идешь на кухню, наливаешь воду в чайник. Просыпаешься, откидываешь одеяло, идешь на кухню, наливаешь воду в чайник… снова просыпаешься, откидываешь одеяло, идешь на кухню… и понимаешь, что ты все еще спишь. Мучительно пытаешься проснуться и уловить, наконец, ту линию, которая между сном и явью. Сон как жизнь, или жизнь как сон.
Так и у Линча в «Малхолланд – драйв», танцы, сбивчивое дыхание, долгожданная подушка и сны: череда множества

воспоминаний, символов, эмоций, зашифрованных в немыслимые и, на первый взгляд, нелогичные образы. Ты спишь дольше, чем живешь – ночь кажется всегда короче твоих сновидений. Невозможно пережить столько за несколько часов сна, если не учитывать того, что мысль, быстрее секунды жизни.
У сна свой язык, «поэтическое своеобразие» - гротеск, антитеза, метафора, оксюморон. Все перевернуто с ног на голову, увеличено до безобразных размеров – кривое зеркало, призма со множеством отражений и трансформированных образов. Поэтому все герои фильма будто на грани: напряжены, настроены на трагедию, на боль. Кульминация страха, кульминация страсти, любовь, доводящая до самоубийства. Как-то немножко искусственно, преувеличенно… театрально.
Как вам понравится такое сновидение? Девушка (Рита – Камилла) попадает в аварию, очнувшись, заходит в чужой дом, а потом, подружившись с хозяйкой квартиры (Бетси – Дайана) и заручившись ее поддержкой, пытается вспомнить свое имя, адрес, профессию, в общем, все то, что было до. Весь этот замысловатый сюжет предстает перед кинозрителем сразу же после того, как он уткнется в красную бархатную подушку. И как подготовка к сновидению, затягивающему так, что невозможно проснуться, несколько сцен, в одной из которых мужчина рассказывает о своем страхе – вдруг «оно» сбудется. Сон, в котором он подошел к стене, а из-за нее выглянула… горилла. Такой вот банальный образ кошмара, совсем не страшного вне ночной иллюзии, но пугающего до обморочного состояния, когда видишь его во сне.
Еще бы не страшно! Наедине с самим собой целую ночь, открывая шкафы собственного подсознания, вздрагивая каждый раз от очередного внезапно выскочившего скелета. Страшно заглянуть в свои вещи, искать свою квартиру. Страшно интересно пытаться прожить чужую жизнь – поэтому первая героиня Наоми Уотс Бетси – милая, веселая, добродушная девушка - просто загорается идеей поиска прошлого своей новой подруги Риты (Лора Харрингтон)– таинственной роковой красавицы, с мягким, тихим голосом - поэтому, открыв синий куб (ну просто образ-загадка), они меняются ролями. Какие еще глубины в подсознании, сколько еще можно примерить масок?
Метафора сна-иллюзии в кольцевой композиции фильма. Не запутаться бы… То самое не наступающее пробуждение: первая часть обусловлена второй, вторая - первой – стерты грани между ночной грезой, иллюзией и реальностью. История первого знакомства девушек, наиболее гротесковая и полная разнообразных символов, со знаменитой сценой в «Силенсио», раскрывает весь смысл мастерски созданной линчевской иллюзии. Истории можно поменять местами и получится замкнутый круг, кольцо: первая доказывает фантастичность второй и, наоборот, естественно.
Гротеск и театральность. Это загадочное «Силенсио», куда попадают подруги в поисках прошлого: кулисы, отовсюду звучит музыка, сами музыканты появляются практически из ниоткуда. «Думаете, это играет музыкант? Нет, это иллюзия». Фонограмма. Жизнь – сон, иллюзия – звуки теряют смысл, стоит музыканту убрать от губ инструмент, хотя труба все равно продолжает петь.
Луч света и на сцене богиня с размазанной по лицу тушью и стразовой слезой в уголке глаза – Ребекка дель Рио. Еще один загадочный образ-символ Дэвида Линча с голосом такой невероятной энергетики, что хочется вместе с уже влюбившимися друг в друга героинями рыдать навзрыд. Кульминация чувств. Так бывает, когда кричишь во сне.
Примерить чужую жизнь. Во сне? Легко. Бетси со своей жаждой актерской профессии, с неуемным интересом к судьбе потерянной Риты, надевая на нее парик, повторяет «как будто кто-то другой». Поменяться ролями – как жизнями, как судьбой.
Весь сюжет связан с искусством кино. Голливудская мечта и трагедия Бетси-Дайаны, такие же киношные приключения режиссера Адама Кешера (Джастин Теру), блестящая карьера актрисы-потерпевшей (Риты-Камиллы). Кинематограф еще большая иллюзия, чем театр: на самом деле фильм существует только в сознании режиссера и на пленке (на DVD-диске, если хотите).
Де-жа-вю. Когда кажется, что это все уже было. Известно даже то, что произойдет в ближайшие секунды. Какой-нибудь знакомый образ-символ вызывает кучу ассоциаций о скором будущем. Как в сцене первой встречи Бетси-Дайаны с молодым режиссером, который после смены масок уведет у нее Риту-Камиллу – взгляд глаза в глаза не отпускающий и пронизывающий, сулящий новую встречу, и это знакомое чувство из прошлого.
Странная штука, хотя чему уже удивляться, язык Линча в «Малхолланд-драйв» чрезвычайно прост, но фильм смонтирован так, что каждый новый эпизод несет с собой новые догадки. Правда, все те же оттенки синего («Синий бархат»), та же тема снов (в «Твин Пиксе» только с их помощью и расследуется убийство) и, конечно же, знаменитые линчевские красавицы.
Сложно разгадывать чужие тайны. Интересно в них проникать, но разгадывать их - глупое и неблагодарное занятие. И все же главная разгадка самого загадочного фильма Линча именно в этих образах синего куба и пронзительной певицы с размазанной тушью на щеках и голосом, разрывающим все языковые барьеры - однако это подлинно ясные только для режиссера символы. Как для кого-нибудь созвездие Ориона и Луна. А у Линча – синий куб, Ребекка дель Рио, кулисы и его собственные сны.
Может «Малхолланд-драйв» об иллюзорности жизни и о невидимых гранях между сном и реальностью. Может о безграничной силе искусства кино. Может просто о любви. А может и обо всем этом вместе. Разгадывайте, если хотите. Хотя в этом, видимо, и есть магия кино – не вглядываясь пристально в "приемы и методы", верить каждому режиссерскому слову, не требуя ответов на вопросы, проникая в чужой мир, воспринимать каждый кадр как вещий сон. Потому что сон, чаще всего, лучше, чем реальность.
Синий занавес, микрофон. «Silencio» - а «остальное – молчание»...
А может - Silencio, дамы и господа, актеры уже готовы к новой игре, а вы?

@ Tue, 15 Sep 2009 15:48:58 +0400

Комментарии к рецензии (20)

iliyusha
  • Кинолюбитель
  • Wed, 16 Sep 2009 09:37:15 +0400
LeTka писал:

Ну, уж не знаю, насколько я крута... Просто бывает, что в жизни, а в творчестве особенно, встречаешь такого аватара себя, что ли. Вот Линча очень чувствую хорошо. Он в каком-то интервью сказал, что всю свою жизнь экранизирует свои сны. Вот, если бы была одарена талантом режиссера, по этому же пути экранизировала бы свои.
Про ключи эти я только слышала. А в рецензии только лишь указываю на поверхность, в глубину не хочу особо. И на самом деле, разгадывать, что к чему не считаю для себя важным. Загадка требует разгадки (у нее, вон, и антоним даже есть), а тайна на то и тайна, чтобы вдохновлять на открытия чего-то другого, но не самой себя. Авторское кино прежде всего и держит этой тайной автора. Коммерческое в этом смысле, ну совсем скучно - там видишь, какими нитками сшито.
А у Линча есть книга, переведенная на русский?
redface

А да, фильм сколько раз смотрела, не помню... Около 10 - не подряд, в разное время. Это мой любимый Линчевский фильм. Дальше "Внутренняя империя", "Человек-слон", "Твин Пикс" (полнометражный), сериал не было возможности внимательно посмотреть, ну, и дальше остальные, в непринципиальной позиции.

Да у Линча есть такая книжка.))) Правда в печатном варианте я ее не видел.
Я понимаю, что Линч кино не для разгадок снимал, но ведь хочется понять, что он там сквозь призмы образов до нас доносит, с Внутренней империей у меня это так и не вышло. )

bozie
  • Киновед
  • Wed, 16 Sep 2009 23:40:38 +0400
Илья писал:

Да у Линча есть такая книжка.))) Правда в печатном варианте я ее не видел.
Я понимаю, что Линч кино не для разгадок снимал, но ведь хочется понять, что он там сквозь призмы образов до нас доносит, с Внутренней империей у меня это так и не вышло. )

Для меня ключ ко всем фильмам Линча в том, что все им снятое - кинематографические сны. Он художник постмодернистского сознания, поэтому, собственно, и не важно, что хотел сказать, главное, что вообще сказал. Текст, само высказывание важно. Но, это же, знаете, каждому свое.
Про "Внутренюю империю" хочу написать, но для этого надо еще раз посмотреть кино, я его видела только один раз. Страшный он очень. Ночной кошмар с элементами японского ужастика. Это вообще первое авторское кино, которое я смотрела на большом экране и, поняла, наконец, что оно и ощущается лучше именно в кинотеатре.

mrkio
  • Зритель
  • Thu, 17 Sep 2009 00:53:18 +0400

Для понятия своих снов лучше обратиться к Зигмонду Фрейду. А уж пытаться разобраться в чужих снах не стоит, для каждого образы во сне несут свои символы, понятные только ему одному и раскрытие этих образов зачастую происходит прямо во сне, что и пытался показать Линч, но после Малхоланд Драйф остаются только впечатления, а не осознания смысла или целостности картины. Смотрел, не понимал, что смотрю, но нравилось и завораживала картина.

GR1LL
  • Кинолюбитель
  • Mon, 05 Oct 2009 17:50:24 +0400

Дэвид Линч, конечно, мастер сюрреализма, но сказать, что он ничего не доносит до зрителя - это не сказать ничего. В одном из своих интервью он сказал, что создает фильмы для элиты, а элита - это зрители, способные думать и размышлять. Он не любит "ленивого" зрителя, которому подавай готовую трактовку фильма на подносе. Поэтому его фильмы нельзя просто смотреть. Надо пытаться их разгадать.
По-поводу рецензии могу сказать, что написано красиво, но уважаемая bozie не прочувствовала до конца Линча wink Мало Вы его смотрели и уж тем более мало думали и вникали в суть. Сразу признаюсь, что фильм я сама смотрела не один десяток раз, но тоже до истины не дошла, буду честной. В поисках ниточки я перерыла весь интренет и наткнулась на кое-что интересное. Это подробное решение загадки всего фильма. И оно меня поразило. Мы с Вами, bozie, заблуждались одинаково. Мы привыкли, что начало фильма - это реальность, а потом следует сон. А все на самом деле наоборот! Сон идет в начале фильма! Почти весь фильм - это сон! И только в конце Дайана просыпается. Именно Дайана видела себя во сне в роли Бетти! Даю ссылку. Почитайте. Очень интересно. Только сразу предупреждаю тех, кто фильм не смотрел. НЕ ЗАГЛЯДЫВАЙТЕ ТУДА! Сначала посмотрите фильм и подумайте. Вы же не заглядываете в конец книги, чтобы узнать, чем она закончится, до того, как начали ее читать?
www.david-lynch.info/index.php/texts/theories/79-md

surgeon76
  • Зритель
  • Thu, 11 Feb 2010 16:41:22 +0300
GR1LL писал:

Дэвид Линч, конечно, мастер сюрреализма, но сказать, что он ничего не доносит до зрителя - это не сказать ничего. В одном из своих интервью он сказал, что создает фильмы для элиты, а элита - это зрители, способные думать и размышлять. Он не любит "ленивого" зрителя, которому подавай готовую трактовку фильма на подносе. Поэтому его фильмы нельзя просто смотреть. Надо пытаться их разгадать.
По-поводу рецензии могу сказать, что написано красиво, но уважаемая bozie не прочувствовала до конца Линча wink Мало Вы его смотрели и уж тем более мало думали и вникали в суть. Сразу признаюсь, что фильм я сама смотрела не один десяток раз, но тоже до истины не дошла, буду честной. В поисках ниточки я перерыла весь интренет и наткнулась на кое-что интересное. Это подробное решение загадки всего фильма. И оно меня поразило. Мы с Вами, bozie, заблуждались одинаково. Мы привыкли, что начало фильма - это реальность, а потом следует сон. А все на самом деле наоборот! Сон идет в начале фильма! Почти весь фильм - это сон! И только в конце Дайана просыпается. Именно Дайана видела себя во сне в роли Бетти! Даю ссылку. Почитайте. Очень интересно. Только сразу предупреждаю тех, кто фильм не смотрел. НЕ ЗАГЛЯДЫВАЙТЕ ТУДА! Сначала посмотрите фильм и подумайте. Вы же не заглядываете в конец книги, чтобы узнать, чем она закончится, до того, как начали ее читать?
www.david-lynch.info/index.php/texts/theories/79-md

А ларчик просто открывался... Надо же...
Но если не знать предысторию, то смотрится как бред.

A0903
  • Р.Модератор
  • Thu, 11 Feb 2010 17:20:43 +0300
GR1LL писал:

Дэвид Линч, конечно, мастер сюрреализма, но сказать, что он ничего не доносит до зрителя - это не сказать ничего. В одном из своих интервью он сказал, что создает фильмы для элиты, а элита - это зрители, способные думать и размышлять. Он не любит "ленивого" зрителя, которому подавай готовую трактовку фильма на подносе. Поэтому его фильмы нельзя просто смотреть. Надо пытаться их разгадать.
По-поводу рецензии могу сказать, что написано красиво, но уважаемая bozie не прочувствовала до конца Линча wink Мало Вы его смотрели и уж тем более мало думали и вникали в суть. Сразу признаюсь, что фильм я сама смотрела не один десяток раз, но тоже до истины не дошла, буду честной. В поисках ниточки я перерыла весь интренет и наткнулась на кое-что интересное. Это подробное решение загадки всего фильма. И оно меня поразило. Мы с Вами, bozie, заблуждались одинаково. Мы привыкли, что начало фильма - это реальность, а потом следует сон. А все на самом деле наоборот! Сон идет в начале фильма! Почти весь фильм - это сон! И только в конце Дайана просыпается. Именно Дайана видела себя во сне в роли Бетти! Даю ссылку. Почитайте. Очень интересно. Только сразу предупреждаю тех, кто фильм не смотрел. НЕ ЗАГЛЯДЫВАЙТЕ ТУДА! Сначала посмотрите фильм и подумайте. Вы же не заглядываете в конец книги, чтобы узнать, чем она закончится, до того, как начали ее читать?
www.david-lynch.info/index.php/texts/theories/79-md

Извините, но это было понятно практически сразу, если внимательно смотреть фильм

Анита0
  • Новичок
  • Sun, 12 Dec 2010 19:43:04 +0300
GR1LL писал:

Дэвид Линч, конечно, мастер сюрреализма, но сказать, что он ничего не доносит до зрителя - это не сказать ничего. В одном из своих интервью он сказал, что создает фильмы для элиты, а элита - это зрители, способные думать и размышлять. Он не любит "ленивого" зрителя, которому подавай готовую трактовку фильма на подносе. Поэтому его фильмы нельзя просто смотреть. Надо пытаться их разгадать.
По-поводу рецензии могу сказать, что написано красиво, но уважаемая bozie не прочувствовала до конца Линча wink Мало Вы его смотрели и уж тем более мало думали и вникали в суть. Сразу признаюсь, что фильм я сама смотрела не один десяток раз, но тоже до истины не дошла, буду честной. В поисках ниточки я перерыла весь интренет и наткнулась на кое-что интересное. Это подробное решение загадки всего фильма. И оно меня поразило. Мы с Вами, bozie, заблуждались одинаково. Мы привыкли, что начало фильма - это реальность, а потом следует сон. А все на самом деле наоборот! Сон идет в начале фильма! Почти весь фильм - это сон! И только в конце Дайана просыпается. Именно Дайана видела себя во сне в роли Бетти! Даю ссылку. Почитайте. Очень интересно. Только сразу предупреждаю тех, кто фильм не смотрел. НЕ ЗАГЛЯДЫВАЙТЕ ТУДА! Сначала посмотрите фильм и подумайте. Вы же не заглядываете в конец книги, чтобы узнать, чем она закончится, до того, как начали ее читать?
www.david-lynch.info/index.php/texts/theories/79-md

согласна, я сразу поняла, что героиня видит себя во сне с самого начала фильма, т.е. - видите себя той, которую она любит в реальности (ну как бы она - а судьба Камиллы, за исключением того, что Камиллу, по ее мнению, взяли в фильм по блату, а ее саму (во сне) за талант), пробуждение происходит уже в самом конце (иногда реальность проскальзывает и по ходу фильма).

singden
  • Зритель
  • Sun, 12 Dec 2010 21:58:16 +0300
Анита0 писал:

согласна, я сразу поняла, что героиня видит себя во сне с самого начала фильма, т.е. - видите себя той, которую она любит в реальности (ну как бы она - а судьба Камиллы, за исключением того, что Камиллу, по ее мнению, взяли в фильм по блату, а ее саму (во сне) за талант), пробуждение происходит уже в самом конце (иногда реальность проскальзывает и по ходу фильма).

Дэвид Линч, конечно, мастер сюрреализма, но сказать, что он ничего не доносит до зрителя - это не сказать ничего. В одном из своих интервью он сказал, что создает фильмы для элиты, а элита - это зрители, способные думать и размышлять. Он не любит "ленивого" зрителя, которому подавай готовую трактовку фильма на подносе. Поэтому его фильмы нельзя просто смотреть. Надо пытаться их разгадать.
По-поводу рецензии могу сказать, что написано красиво, но уважаемая bozie не прочувствовала до конца Линча Мало Вы его смотрели и уж тем более мало думали и вникали в суть. Сразу признаюсь, что фильм я сама смотрела не один десяток раз, но тоже до истины не дошла, буду честной. В поисках ниточки я перерыла весь интренет и наткнулась на кое-что интересное. Это подробное решение загадки всего фильма. И оно меня поразило. Мы с Вами, bozie, заблуждались одинаково. Мы привыкли, что начало фильма - это реальность, а потом следует сон. А все на самом деле наоборот! Сон идет в начале фильма! Почти весь фильм - это сон! И только в конце Дайана просыпается. Именно Дайана видела себя во сне в роли Бетти! Даю ссылку. Почитайте. Очень интересно. Только сразу предупреждаю тех, кто фильм не смотрел. НЕ ЗАГЛЯДЫВАЙТЕ ТУДА! Сначала посмотрите фильм и подумайте. Вы же не заглядываете в конец книги, чтобы узнать, чем она закончится, до того, как начали ее читать?
www.david-lynch.info/index.php/texts/theories/79-md

Lerka2018
  • Зритель
  • Sun, 20 May 2012 01:42:53 +0400
GR1LL писал:

Дэвид Линч, конечно, мастер сюрреализма, но сказать, что он ничего не доносит до зрителя - это не сказать ничего. В одном из своих интервью он сказал, что создает фильмы для элиты, а элита - это зрители, способные думать и размышлять. Он не любит "ленивого" зрителя, которому подавай готовую трактовку фильма на подносе. Поэтому его фильмы нельзя просто смотреть. Надо пытаться их разгадать.
По-поводу рецензии могу сказать, что написано красиво, но уважаемая bozie не прочувствовала до конца Линча wink Мало Вы его смотрели и уж тем более мало думали и вникали в суть. Сразу признаюсь, что фильм я сама смотрела не один десяток раз, но тоже до истины не дошла, буду честной. В поисках ниточки я перерыла весь интренет и наткнулась на кое-что интересное. Это подробное решение загадки всего фильма. И оно меня поразило. Мы с Вами, bozie, заблуждались одинаково. Мы привыкли, что начало фильма - это реальность, а потом следует сон. А все на самом деле наоборот! Сон идет в начале фильма! Почти весь фильм - это сон! И только в конце Дайана просыпается. Именно Дайана видела себя во сне в роли Бетти! Даю ссылку. Почитайте. Очень интересно. Только сразу предупреждаю тех, кто фильм не смотрел. НЕ ЗАГЛЯДЫВАЙТЕ ТУДА! Сначала посмотрите фильм и подумайте. Вы же не заглядываете в конец книги, чтобы узнать, чем она закончится, до того, как начали ее читать?
www.david-lynch.info/index.php/texts/theories/79-md

Ваша ссылка не доступна((не могли бы вы еще раз скинуть ее?)заранее спасибо)

GR1LL
  • Кинолюбитель
  • Sun, 20 May 2012 19:44:18 +0400
Lerka2018 писал:

Ваша ссылка не доступна((не могли бы вы еще раз скинуть ее?)заранее спасибо)

Ссылка немного изменилась http://www.david-lynch.info/texts/theories/79-md.html

Добавить комментарий