Однажды я слышал рассказ бывшего студента ВГИКа. Собрались несколько простых советских студентов 70-х посмотреть "Семь самураев". Взяли пленку из спецхрана, заказали время в просмотровом зале, а фильм-то - без перевода. В тогдашней Москве можно было найти переводчика хоть с венгерского, хоть с монгольского. А вот со спецами по японскому - туго. Так что придумали, бестии! Заказали дублированную "Великолепную семерку", посмотрели, а сразу следом - "Семь самураев". И возмутились - американцы не сочли нужным отступить
хоть бы на миллиметр от прототипа, чуть ли не кальку сняли с шедевра Куросавы.
Я его впервые посмотрел в благополучные 80-е. Восхитился. Но не более. Пересматривая же в 2000-м, наконец понял феноменальный успех фильма в 50-е, феноменальный успех римейка в 60-е и относительное равнодушие советской публики в 80-х. Мы не попали тогда в его этический алгоритм, прихотливо всплескивающий в отдельные десятилетия века (впрочем, дело-то не во времени).
Меня буквально поразило сходство с российской кинопродукцией - хотя сравнивать-то не совсем прилично - последних лет 6-7. Вот та пресловутая жажда героя, отсутствующего в реальности. Подростковое моделирование супермена, пусть не всегда нравственно безупречного, но сохраняющего робингудовскую традицию в социальном хаосе. Японии, едва избавившейся от послевоенной оккупации, такой герой нужен был чрезвычайно.
Ситуация XVI века (снятая в 50-х нынешнего) практически во всем актуальна современному нашему хаосу. Не успел я отойти от первого шока, как последовала сцена… освобождения заложника! Шедший по своим делам самурай по всем правилам антитеррористических программ обезвреживает похитителя ребенка!
А дальше начинается малоприятный разговор, на который и нынче мало кто отваживается - о подлости и гнусности массового человека. Защитник для него ничем не лучше обидчика, он равно боится и презирает обоих. Только ложно поднятая тревога вынуждает жителей селенья обратить внимание на своих спасителей, мчаться с криком: "Спаси!" к тому, кого только что упорно избегал. Так что вопрос эксплуатации еще не разрешен.
Это, впрочем, не все сюрпризы. Недоверие крестьян к самураям - принципиально. Женщин прячут в лесу, не делая разницы в оценке бандита и воина. В "Великолепной семерке" этот мотив усилен еще и припрятыванием еды. Типично куркульская психология - надавить на жалость и воспользоваться без особых затрат благородством ближнего, который явно беднее тебя и который, скорее всего, завтра умрет во имя твоих интересов. Чуть позже один из японской семерки найдет целый склад самурайской экипировки - "беспомощные" крестьяне, которым ведь никто не мешал проявить собственный героизм, предпочитали все это время не бороться с бандой, а добивать раненных самураев-одиночек, грабя их трупы. (Тут спасителям впору задуматься о своей собственной возможной судьбе.) Особенно отвратительно выглядит после этого сцена расправы над пленным, когда "мирный, бедный и затурканный" крестьянин нагло отталкивает победителя, настаивая на своем праве убить связанного пленника. Где ж ты раньше свои права прятал - на мародерском складе?
Из семерых выжило трое. И один из них скажет: "Это крестьяне оказались в выигрыше. А не мы". И ничего не говорит о том, что "выигравшие" изменятся после всего этого. Склад наверняка будет пополняться.
Наверное так и должно быть. Во имя каких-то высших целей.
Но ближайшие лет десять я фильм пересматривать не буду.
Игорь Галкин
@ Thu, 17 Sep 2009 00:46:45 +0400 | Источник: http://www.kino.orc.ru/js/elita/elita_7samurai.shtml
А написано довольно интересно! Мне понравилась эта рецензия.
+1 Неплохо !!
Только американцы оставили от "Самураев" лишь трогательный боевик, все остальное вырезав как невозможное для восприятия типичным зрателем в определенном сегменте рынка киноиндустрии В общем, как обычно...
Detskij lepet...
вот тока не куркульская психология у крестьян, хотя куросава эту линию проводит конфликтом. канечно есть у крестьян запасы, а то как же...
это бандиты могут завтра отобрать себе еду, самурай может добыть на пропитание себе клинком, а у крестьянина урожай тока через год (а ты представь месяц смотреть на голодную семью)
Очень глубокая, содержательная и актуальная работа, жаль только, что копипаст ...
согласен с vaddim54
что бы писать (ударение на ВТОРОМ слоге) на такие фильмы рецензии надо быть по крайней мере сопоставимым с Автором (имеется в виду Куросава).
За СМЕЛОСТЬ +10
за рецензию - ё...........
удачи автору рецензии :
-/
Мысли интересные. И в суть фильма автор заглянул глубоко. Вернее на один из аспектов многогранного фильма. Разочаровало, что очень мало.
Довольно косноязычно написано, рецензия все-таки должна быть более логично выстроена, и, конечно, написана человеком, разбирающимся в кинематографе побольше,чем автор. За историю про "студентов из ВГиКа" маленький плюс. Это единственное что было более менее интересно в рецензии.
Довольно косноязычно написано, рецензия все-таки должна быть более логично выстроена, и, конечно, написана человеком, разбирающимся в кинематографе побольше,чем автор. За историю про "студентов из ВГиКа" маленький плюс. Это единственное что было более менее интересно в рецензии.
Мда не перевелись еще на свете "дураки" рецензия копипаст. Вставил ее к хорошему фильму. Не нравится - пишем свою с высоким художественным стилем, или как сказала в свое время Фаина Раневская " ИДИТЕ В ЖОПУ ПИОНЭРЫ"