Вот тут некоторые позволяют себе разбрасываться словами «шедевр» и «классика», употребляя их к фильмам типа «Мертвецы в раю» или «Ангелы в аду», словом, по делу, не очень по делу и совсем не по делу!!! Боевики и вестерны – это, конечно, все здорово…
Как, собственно, и граффити, к примеру, могут быть отлично выполнены и даже поражать и завораживать(наверное), но, однако ж, пройдет еще немало лет, или даже столетий, до тех пор, пока специальный указатель не направит жаждущих великого туристов от дверей Лувра к специально выделенному залу для
куска бетона, выдранного из разрисованного забора… А пока в этом зале – Джоконда. А в мировом кинематографе – «Летят журавли». И вот это, братцы, - ШЕДЕВР.
На пьесах Виктора Розова происходило становление тех самых «шестидесятников», что сотрясали умы советских обывателей во времена «хрущевской оттепели». С «Вечно живыми» гремел по всей Москве «Современник». Розова много ставили и экранизировали. Да, драматург замечательный. С его вниманием к судьбам простых людей – он, безусловно, стал приметой времени. Однако, таковым бы, возможно, и остался, т.е. «не более, чем…», если бы Михаил Калатозов не взялся снимать фильм «Летят журавли», который вознес пьесу «Вечно живые» в разряд культовых.
Простая история о том, как Вероника не дождалась своего Бориса. Казалось бы, ничего впечатляющего, значительного, удивительного… Это не бодрящие киношные лозунги, не «симоновская» лирика в исполнении Валентины Серовой, не «климовские ужастики» более позднего времени, не шокирующая хроника, не полит-агитка, но вполне понятная трагедия обычной семьи, в военных буднях которой единственная надежда – на возвращение. А еще нравственный выбор Вероники, такой странный и такой понятный...
История, рассказанная без философского умысла, будоражит спящие чувства, добираясь до самого дна сознания. Все видели смерть Бориса. Но вместе с Вероникой все единодушно продолжают верить, что вот-вот распахнется дверь, с мороза войдет бодрый почтальон, потопывая и сбивая с валенок снег, и первым делом протянет ей письмо… от НЕГО. Борис жив! И я верю! До конца, до тех самых журавлей, которые тоже видели его живым, до того, как в красивых, чуть раскосых глазах Вероники не появятся слезы, отпускающие надежду…
Фильм наполнен силой незабываемых образов. Помните печенье под ногами уходящих на фронт?.. Часы в разрушенном доме, отсчитывающие начало одиночества и отчаяния?.. Рояль, гремящий в унисон разрывающихся бомб?.. Каменное лицо Бориса, уносящего с собой воспоминания о неслучившейся свадьбе?.. Письмо в игрушечной корзинке, всю войну пролежавшее под горсткой орехов и нашедшее своего адресата лишь через годы?.. Журавлей… которых Вероника встречает одна...
Большое, значимое «поэтическое произведение в прозе», написанное совместно несколькими уникальными людьми – вот как это стоило бы назвать. Здесь один кадр требовал нескольких съемочных смен, здесь неделю могли ждать нужного состояния от природы, здесь с чувством и трепетом относились ко всему, чему суждено было появиться на большом экране. И на экране, сцена за сценой, возникали объемные образы, без лишнего и напускного, но гармоничные и значимые.
Пара слов о земном и великом.
Оператор Сергей Урусевский ничего не ведал про компьютерную графику и спецэффекты, ему были недоступны современные достижения «ARRI» и «Codac». Не исключено, что он даже не мог воспользоваться последними техническими достижениями своего времени. В его распоряжении были всего-то не лучшая, поди-ка, черно-белая пленочка, да трескучий аппарат «Конвас». Но в мире не найдется ни одного приличного оператора, от Голливуда до крошечной студии в Зимбабве(если таковые там есть), который бы не знал Урусевского. Великого Урусевского! С его уникальными «живыми» панорамами, «воздушными» лестницами, потрясающими ракурсами, превращающими эстетику кинокадра в эстетику живописного полотна... Его камера «дышит», «видит», «чувствует», «понимает»… Никто и никогда более не снимал портретов так объемно, с таким чувством и знанием образа. В «журавлях» его дарование нашло свой материал, а материал обрел уникального художника. Лучше не придумаешь, когда все сходится). Да же? (Nunc plaudite!)
Если кто-то вдруг еще не знает, то «Летят журавли» – единственный на сегодняшний момент фильм советского(и российского, естественно) кинематографа, удостоенный главного приза Каннского кинофестиваля. Если кто еще не знает, то исполнительнице главной роли Татьяне Самойловой после триумфа в Каннах прочили головокружительную карьеру в Голливуде и, собственно, уже приглашали на роль Анны Карениной. Понятно – не пустили. Если кто еще не знает, то фильм вообще собирались запретить, объявив антисоветским. И если бы составители программы для Канн случайно не наткнулись на закрытый показ и не предложили взять картину в конкурс, лежать бы ей безвестно на полке добрый полтинник лет. Вот так.
Много воды утекло с тех пор. Меркурьев, Баталов, Розов, Самойлова, Урусевский, Калатозов – давно уже «в бронзе». Наши современники любят смотреть, как спасают рядового Райана, или пялятся в телек, пожевывая пирожки под заунывные детективы-однодневки на военные темы. А журавли все летят… и не то, чтобы «заставляют задуматься», но, скорее, не оставляют равнодушным, даже после двадцатого просмотра…
@ Tue, 22 Sep 2009 14:40:17 +0400
anatolia, очередной ваш ШЕДЕВР(прошу не бить, за столь противное для вашего тонкого слуха, слово )
Серьезно - потрясающую работу вы проделали Даже придираться не хочется...да и не к чему наверное)
До сих пор не могу определить, кто же на КК лучше пишет рецы - вы или 2Legend
anatolia, очередной ваш ШЕДЕВР(прошу не бить, за столь противное для вашего тонкого слуха, слово )
Серьезно - потрясающую работу вы проделали Даже придираться не хочется...да и не к чему наверное)
До сих пор не могу определить, кто же на КК лучше пишет рецы - вы или 2Legend
давайте оставим громкое звание лучшего кинокритика кому-нибудь третьему))))
спасибо за отзыв! я думаю, фильм вдохновляет на хорошие свершения, даже если это всего лишь рецензия дилетанта)
я старалась)
Замечательно! И откуда Вы столько знаете? Прямо рецензия и энциклопедическая справка одновременно. Отлично переданы впечатления от фильма без лишних слов и воды. Чувствую, надо срочно восполнять пробелы в кинообразовании и учиться лаконичности в изложении!
Замечательно! И откуда Вы столько знаете? Прямо рецензия и энциклопедическая справка одновременно. Отлично переданы впечатления от фильма без лишних слов и воды. Чувствую, надо срочно восполнять пробелы в кинообразовании и учиться лаконичности в изложении!
просто надо хоть немного знать то, о чем пишешь, а не просто радоваться увиденному)
хороший режиссер никогда не возьмется снимать про инопланетян, если лично не знаком с парочкой)
Отличная рецензия! Написать ее на нетленное произведение - это своеобразный подвиг! Я бы очень побоялась своим неловким словом высказаться о классике кино, а у Вас, Anatolia, все получилось не только ловко и правильно, но и даже слезы на глаза навернулись от чувства гордости за наше кино. И я абсолютно согласна, что "Летят журавли" - это настоящий шедевр.
Отличная рецензия! Написать ее на нетленное произведение - это своеобразный подвиг! Я бы очень побоялась своим неловким словом высказаться о классике кино, а у Вас, Anatolia, все получилось не только ловко и правильно, но и даже слезы на глаза навернулись от чувства гордости за наше кино. И я абсолютно согласна, что "Летят журавли" - это настоящий шедевр.
спасибо)
anatolia,
эта рецензия для меня одна из лучших - она живая! Мне очень нравиться, как вы рецензируете именно советское кино, и мне уже не кажется такой примитивной и скучной советская эпоха; и только благодаря вам у меня появился интерес более углубленно ознакомиться с фильмами тех лет.
Благодарю!
anatolia,
эта рецензия для меня одна из лучших - она живая! Мне очень нравиться, как вы рецензируете именно советское кино, и мне уже не кажется такой примитивной и скучной советская эпоха; и только благодаря вам у меня появился интерес более углубленно ознакомиться с фильмами тех лет.
Благодарю!
может, вам всерьез стоит взяться за историю отечественного кино? там очень много есть, чего посмотреть) если вы действительно почти не смотрели советских фильмов, то я вам даже завидую))) это, правда, великий кинематограф)
может, вам всерьез стоит взяться за историю отечественного кино? там очень много есть, чего посмотреть) если вы действительно почти не смотрели советских фильмов, то я вам даже завидую))) это, правда, великий кинематограф)
да, в основном из советского кинематографа были фильмы Кончаловского и Михалкова, потом Кира Муратова, но гораздо позже, когда я увлеклась работами Р.Литвиновой. У меня всегда была некая неприязнь, наверно, как к всему тому, что не впитывается с детства.
"может, вам всерьез стоит взяться за историю отечественного кино?"
посоветуйте авторов, если вам не трудно