Красиво, изящно, с легкостью во всем свободного человека тот самый Мюнхгаузен живет, сочиняет, и, не исключено, что действительно летает на Луну))). В этой его свободе присутствует первозданная красота, не обремененная условиями. Он живет как есть, без «если» и «в случае». Тем и берет. Уверенно и без лишней суеты.
У Горинского юмора совершенно неповторимый характер. В целом – без подтекста, но всегда в точку, и всегда с эдаким своеобразным послевкусием, позволяющим посмаковать весь абсурд экранного действа. Где-то на грани каламбура, где-то с
горьковатой правдой до боли знакомой действительности. Возможно, что-то от Зощенко, что-то от Ильфа и Петрова, но, все же что-то такое… очень, очень… Горинское))). Переписанный на новый лад барон – один из лучших его героев.
«Тот самый Мюнхгаузен» - печальная повесть об умении быть свободным и невозможности сие умение применить. Барон теперь уже не просто балагур-рассказчик из произведений Распе, но страстный борец за свободу своего личного слова, воплощенного, в том числе, и в образе жизни. Создав собственное «Писание», он намеренно бросает вызов общественному ханжеству. Все это с хорошей шуткой-прибауткой и привычкой говорить «правду». Невольная аналогия с Чацким. Тот, правда, всем открыто заявлял – «вы – дураки», а Мюнхгаузен все больше: «Улыбайтесь, господа!». Что, в принципе(если не брать во внимание погрешности перевода), есть то же самое.
«Верьте мне, люди!» - декламирует он, потрясая перепиской с Софоклом. Но нееееет!!! Ему вовсе не нужно, чтобы ему верили. Мюнхгаузен возможен только в борьбе. Когда все ему верят, и потакают, т.е. когда отсутствует сопротивление, то он всего лишь садовник Мюллер. Ведь понятие «свобода» возможно только тогда, когда есть понятие «несвобода». И когда полет на Луну становится для всех привычной правдой, смысл его тут же теряется. По крайней мере, для вечного сопротивленца Мюнхгаузена. Ведь в тот момент, когда он победит – он и проиграет, потому как, кому нужны его байки, если эти байки станут правдой? Если больше не с кем воевать?..
«Свободный художник» Мюнхгаузен – одна из лучших ролей Олега Янковского. Это «его» герой. Саркастические роли шли его изысканной фактуре так же, как исторические костюмы его красивому лицу. За многогранной улыбкой – загадочная неоднозначность содержания… За усталым взглядом – вся мудрость жизни… Нигде и никогда не знаешь, говорит ли он правду. Ну, чем не Мюнхгаузен? Ах, Олег Иваныч, Олег Иваныч…
Помимо прочего, у фильма совершенно особенные интонация и стиль. Герои не совсем общаются. Они, скорее, декламируют. Мюнхгаузен говорит лозунгами, иногда, когда припрет, сбиваясь на скупую констатацию фактов. Все остальные, словно подхватив его манеру речи, не столько говорят, сколько утверждают. Зачастую абсурд в устах героев приобретает свойства аксиомы – окончательно и неоспоримо. Это, конечно, свойственно не исключительно «Мюнхгаузену», это яркая, неповторимая Захаровская режиссура в целом.
Порой возникает ощущение, что Захаров – заложник собственного стиля. Он так и не снял ни одного по-настоящему «кинофильма». Возможно, «Формула любви» более других близка к кино, но и только. В основном, все это «киноспектакли»(не путать с телеспектаклями!). Захаров не использует на полную огромные возможности кинопространства, порой вообще их игнорирует, привнося при этом в свои работы более привычную для себя театральность. Как и в театре, главное оружие фильма – энергия актерского взаимодействия. Плюс динамичная музыкальная фееричность его знаменитых ленкомовских постановок. В соратниках, как правило, отличный композитор - здесь Алексей Рыбников со своей незабываемой интонацией сказочного романтика.
Как бы то ни было, кино-то, согласитесь, замечательное! Одно из тех, где зритель есть полноправный соучастник творческого процесса. Черт его знает, насколько правдива вся эта Мюнхгаузеновская фантасмагория))), но поскольку до предела искренна – зритель , додумывая и достраивая, во все это, безусловно, верит. Тащил он себя за волосы из болота, не тащил – шут с ним! Главное – сопричастность с возможностью верить в это!
Вот вы и в "топ-рецензентов"
А рецензия хорошая, как всегда)))
Эх...как мне не хватает ваших разгромных работ... Чтоб камня на камне от фильма не оставить))
Разнообразия жаждет народ, разнообразия
Рецензия написана красиво,но длинно,скушно и занудно.
anatolia, с большим удовольствием прочитала вашу рецензию! Вот, задумалась на минутку: жаль, что не знаю вас в жизни. ))
Написано хорошо, но, к сожалению, не о том. Жаль.
"Вы-дураки" и "улыбайтесь господа" - абсолютно разные вещи. Дальше читал мельком. " Не то, Марта..... Не то... Тащил за волосы или не тащил? Вопрос веры или не вопрос? Не важно... Важно что Барон Фридрих Иероним Фон Мюнхгаузен никогда не врет. Он честный человек и настоящий друг ) И все мы - его единственный и не сомневающийся зритель. Все мы - Томас
P/S/ Ну...может кто то и Марта )))
Хотел бы я узреть стаю долбоящеров, которые ставили вашим рец. минусы).
Смотрю я на пропорции оценок и думаю: а фраза «Улыбайтесь, господа!» в её переводе никогда не устареет…
Эта рецензия из числа тех, которые время от времени перечитываю, как любимые книги.
Читаешь, так и видишь девушку, рассказывающую впечатления, но как они у Вас ровно укладываются в слова, по-настоящему, искренне. Приятно такое видеть, ассоциации о камине и долгих разговорах вечерами или бурном споре, но с улыбкой.
По-моему автор рецензии понял суть фильма. Молодца! Мюнхгаузен знаменит не тем, что летал или не летал, а тем, что не врет!
К стати и про театральность не вбровь а в глаз!